Бег с препятствиями Екатерины Кузюковой

Ее путь в профессии никогда не был ровным и гладким. В детстве занималась в актерской студии и с первой попытки поступила в театральный институт – но все годы учебы сомневалась в правильности своего выбора. Мастер ее курса считала, что актрисой Кате не стать, и поначалу ей и в самом деле не везло – после выпуска прошло полтора года, прежде чем ее взяли в театр. У другой, возможно, давно опустились бы руки. Но, как говорит Екатерина Кузюкова, ныне одна из ведущих молодых артисток Красноярского ТЮЗа, трудности ее только раззадоривают.

Екатерина Кузюкова

Екатерина Кузюкова

Назло себе и трудностям

— Я вообще считаю, что все в жизни дается через преодоление себя, — серьезно заявляет актриса. – Человек способен на гораздо большее, чем он сам в себе предполагает, нам подсознательно свойственно занижать наши возможности. Поэтому каждый раз, когда сталкиваюсь с каким-то препятствием, воспринимаю его как вызов – смогу ли я справиться?..
— И как, получается?
— Честно говоря, не всегда. Но это не повод сдаваться. Значит, нужно пробовать снова и снова.

Родом Екатерина с Дальнего Востока, из семьи служащих. Несмотря на занятия в театральной студии и мечты об актерской профессии, чуть было не стала хирургом. Рассказывает, что тогдашний ее молодой человек был из солидной семьи коммерсантов, сам он и его родители увлечение Кати театром всерьез не воспринимали – мол, что это вообще за профессия? Девушка отнесла документы в мединститут, начала сдавать экзамены…

Екатерина Кузюкова

Екатерина Кузюкова

— Но с этим парнем мы вскоре расстались, и я назло ему поступила в театральный вуз. И потом еще долго пришлось всем доказывать, что это моя профессия, что я могу в ней чего-то добиться. В институте играла не то, что хотела. По приезде в Красноярск почти полтора года проработала в Доме детского творчества – преподавала детям актерское мастерство, ставила утренники, маленькие спектакли, вокальные номера. По-прежнему не сомневалась, что хочу работать в театре, но попасть туда все никак не получалось, и потихоньку начали опускаться руки…

Но тут судьба послала ей еще один вызов – директор Канского драмтеатра Владимир Мясников пригласил ее к себе на режиссерскую лабораторию. Екатерина поучаствовала в одном из эскизов и вернулась домой, полная решимости все-таки стать актрисой. Через месяц ее взяли в Красноярский ТЮЗ.

Лабораторное крещение

Творческие лаборатории сыграли в ее судьбе особую роль. В Канске Кузюкова впервые поработала с профессиональным режиссером – была занята у Марии Романовой в эскизе по пьесе Д. Привалова «Пять – двадцать пять». Там же она познакомилась с режиссером Тимуром Насировым. Впоследствии он предложил ей в своем спектакле «Д’Артаньян» в ТЮЗе сыграть Констанцию – это первая большая роль актрисы на профессиональной сцене.

Екатерина Кузюкова

Екатерина Кузюкова

В «Пять – двадцать пять» Екатерина через год сыграла на лаборатории еще раз, уже в ТЮЗе. Эскиз был признан одним из лучших, но, к сожалению, театр не смог продолжить работу над ним.
И, наконец, на второй тюзовской лаборатории «Вешалка» осенью 2012 года состоялся дебют драматурга Екатерины Кузюковой – здесь впервые прозвучала ее пьеса «Самоубийцы.ru». С легкой руки главного режиссера ТЮЗа Романа Феодори Екатерина получила добро на ее исполнение.

— Это была абсолютная авантюра – Роман Николаевич узнал, что у меня есть пьеса, и подбил меня сделать читку с нашими актерами. Особого значения я этому не придала, да и саму пьесу воспринимаю не более чем очередной эксперимент над собой, проверку своих возможностей. Прежде я писала только стихи, это мой пилотный драматургический опыт. Причем первые три абзаца, которые вошли в «Самоубийц», я написала еще в 10-м классе. Как ни странно, листочек сохранился, а потом просто попался мне на глаза… Возможно, название введет кого-то в заблуждение, но эта пьеса не о самоубийстве. Она о всеобщем человеческом эгоизме, который мешает нам смотреть на мир открыто, принимать во внимание взгляды и потребности других людей. А самоубийство, на мой взгляд, — высшая степень эгоизма, человеческая слабость, неумение справиться с собой. Когда человек настолько ослеплен жалостью к себе, что может наплевать на все и на всех, даже на самых близких людей. Честно говоря, до конца в этом я еще не разобралась. Просто попытка осмысления, почему люди хотят уйти из жизни.

Читка пьесы «Самоубийцы.ru»

Читка пьесы «Самоубийцы.ru»

Первый драматургический опыт красноярского автора оценили не только дома – 8 февраля пьеса Екатерины Кузюковой прозвучала в Санкт-Петербурге в программе «Первая читка» IX Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина.

Этюдные эксперименты

Первые выходы в ТЮЗе у актрисы случились в массовых сценах в детских спектаклях «Золушка» и «Принц и нищий», потом была Констанция. Сыграла две роли в постановках Аллы Васильевой «А зори здесь тихие…» и «Морозко», девятиклассницу Машу Большакову у Бориса Цейтлина в спектакле «Географ глобус пропил» — работы не очень большие, но запоминающиеся. И все-таки наиболее заметно актриса раскрылась в постановках Романа Феодори, у которого она неизменно занята. В «Золушке» он с ней не репетировал, в этот спектакль Екатерина ввелась позже. Но в работе над следующей своей постановкой в ТЮЗе, «Наташиной мечтой», режиссер сразу обратил внимание на юную актрису. И доверил ей одну из ключевых ролей – детдомовки Светки. Впоследствии эту роль дружно хвалили критики.

— Я с удовольствием вспоминаю, как мы репетировали «Наташину мечту» — весело, легко, в каком-то едином порыве. Мне вообще очень нравится этюдный способ – он дает актеру внутреннюю свободу, свободу творчества. На роль Светки Роман Николаевич меня изначально не распределял – назначил только после этюдов в процессе репетиций. То же самое произошло и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», где я вдруг получила роль Царевны. В первом случае – «плохая девчонка», во втором – «голубая героиня». Здорово, что есть возможность попробовать себя в разных амплуа!

«Наташина мечта»

«Наташина мечта»

Образ «плохой девчонки» Кузюкова позже примерила на себя также в «Снежной королеве», где убедительно сыграла маленькую разбойницу, похожую на главаря современной неформальной молодежной группировки. А работа в документальном спектакле «Подросток с правого берега» стала для Екатерины особенно важным этапом, и не только в профессии.

Урок из жизни

— Помните, перед началом «Подростка» актеры обещают честно донести до зрителей откровения своих персонажей? Я поняла, зачем нужен такой спектакль, еще тогда, когда брала интервью у 17-летней девушки, от лица которой я там говорю. Потому что у таких, как моя Аня, нет возможности поделиться с широким кругом людей тем, что их волнует. Мы в театре можем это сделать от их лица.

В процессе работы над «Подростком» Екатерина опросила человек тридцать – и даже не предполагала, что режиссера из всех этих высказываний заинтересует история ее Ани (имя героини изменено). Летом, как рассказывает актриса, гуляя в окрестностях ТЮЗа в поисках нужных для постановки собеседников, они с коллегами заметили колоритную группу бабушек. Разговорились, потом Кузюкова переключилась на внучку одной из них. Побеседовала, принесла режиссеру монолог. Особого значения ему поначалу не придала, даже не записала координаты своей собеседницы. Но Феодори велел продолжить общение с Аней. Пришлось разыскивать девушку.

«Подросток с правого берега»

«Подросток с правого берега»

— Осенью, когда мы возобновили работу над «Подростком», пошла к ней во двор, спрашивала у соседей, где она живет. Потом час прождала на улице, пока не попала в нужный подъезд. Бабушка Ани меня сразу в дом не пустила, лишь записала мой телефон, и я сомневалась, что мне перезвонят. Но минут через двадцать Аня сама набрала мой номер и пригласила в гости. Мы подружились, постоянно ее теперь навещаю. Сама она из дома по состоянию здоровья не выходит… И, знаете, я поняла, для чего лично мне было нужно участие в этом проекте. Конечно, в профессиональном смысле документальный театр – очень интересный опыт. Но, самое главное, я по-другому взглянула на свою жизнь. Осенью в ней была не лучшая полоса. Но когда стала общаться с Аней, разозлилась на себя – какое я имею право на что-то жаловаться, когда у человека рядом со мной неизлечимые болезни, а она искренне радуется жизни?.. Надо уметь быть благодарным за то, что у тебя есть.

Фото Олега Гусева и Андрея Минаева

Елена Коновалова 13 февраля 2013 г.

Обсуждение

  1. Отличное интервью.
    Катя, вы — умница! Успехов вам в профессии и побольше с удовольствием решаемых «задачек» в жизни ;)


Похожие записи