Грозовой понедельник — Хорошие фильмы

О чём: Ньюкасл, индустриальный английский город, глубокие тэтчеровские 80-е. В самом разгаре Американская неделя – на главной городской развязке стоит гигантская бутылка Pepsi, в кинотеатрах исключительно американская классика, в магазинах американские товары идут за полцены, если покажешь значок «Я люблю Америку».

Грозовой понедельник

Брендан (Бин) встаёт с утра, умывается и идёт в торговый центр, где ему повезёт дважды – в урне он найдёт газету с подходящим объявлением о работе, а потом почти что познакомится с интересной девушкой Кэйти (Гриффит). Объявление приведёт Брендана в клуб «Ключ», один из последних оплотов сопротивления давлению американского бизнеса – в разгар Американской недели у них принципиально выступает польский фри-джазовый ансамбль. Меж тем, на Американскую неделю приезжает мистер Космо (Джонс) – бизнесмен и застройщик, имеющий виды на территорию под «Ключом», а по совместительству и работодатель Кэйти.

Грозовой понедельник

Подробности: «Понедельником» в кино дебютировал англичанин Майк Фиггис. Виртуоз и экспериментатор, джазовый музыкант и бывший театрал, будущий автор пронзительной драмы «Покидая Лас-Вегас», за которую Николас Кейдж отхватит единственный в жизни «Оскар», и «Таймкода», наверное, первого в мире фильма, в котором экран всю дорогу разделён на четыре равные части, в каждой из которых происходит своё. Формально «Понедельник» — криминальный триллер, но смотреть его в таковом качестве – последнее, что придёт в голову. Отчасти потому, что его интрига – злой заморский застройщик сталкивается лбами с принципиальным английским владельцем собственности, под замес попадает новоиспеченная влюбленная парочка из сотрудников противоборствующих сторон – отличается некоторой рудиментарной простотой и развивается с немного комичной наивностью. Но в основном, конечно, по другой причине – потому что Фиггис выписывает эту интригу будто бы нехотя, сквозь пальцы, куда больше интересуясь тем пространством, в котором существуют герои.

Грозовой понедельник

«Понедельник» развивается неспешно, будто бы мимо правильного ритма – первые минут десять говорит только радио, пути героев пересекутся ещё минут через десять, что-то похожее на интригу наметится минуте к сороковой. Фиггис как будто всё время отвлекается от центральной линии – но, боже, пусть бы отвлекался так бесконечно. Фон в «Понедельнике» забит бесконечным многообразием любовно выписанных деталей – камера то следит за бандитами, бесконечно едущими откуда-то на бордовом «Ягуаре» (он потом не раз сыграет важную роль), то утыкается в весёлых пьяных матросов, которые гуляют в кабаке, куда зашли выпить герои. Стинг, играющий роль принципиального владельца клуба, ни с того, ни с сего играет вдруг посреди фильма соло на контрабасе.

Грозовой понедельник

Побочный мини-сюжет про польский фри-джазовый ансамбль – вообще чудо что такое; Фиггис как будто контрабандой тащит в стильный английский триллер какую-то каурисмякивщину, только с похмельными помятыми поляками с дивными усами вместо ленинградских ковбоев с набриолинеными коками (кончается всё, правда, трагически). От всего этого в «Понедельнике» создаётся прекрасный дисбаланс, неуловимый сбой общего ритма, который нельзя списать на какую-то одну конкретную вещь, но он всё равно тебя всё время дестабилизирует.

Вот вроде бы опасный злодей приехал на конференцию, и тут всё серьёзно — столкновение культур, сильный жрёт слабого, и всё это вынесено как на личный, так и на государственный уровень (Америка приехала открывать в загибающейся провинциальной Англии новые рабочие места, а на деле просто наживаться на ней). Но тут же на балкончике те же поляки – выписанный на Американскую неделю бэнд разбился по дороге, а поляки случайно заселились в ту же гостиницу, где идёт конференция — заводят убийственную версию американского гимна, и всякий пафос немедленно слетает с фильма, как лепестки с отцветшей вишни при первом серьёзном порыве ветра.

Грозовой понедельник

Среди всех этих упоительных сценок недо-нуар центральной истории тоже немного растворяется и приобретает приятно пунктирный характер. Вместо неумолимой поступи злого рока – случайные встречи и стечения обстоятельств. Она упала на него с эскалатора, он зашёл в её кафе; её босс – злодей, его босс – хороший. За соседний столик подсядут плохие люди её босса — обсуждать важное про его. Машина достанется случайно. Пистолет лежал в ней с самого начала. Не зря мы отметили, что Фиггис – джазмен; «Понедельник» он снимает примерно так же, как джазовый музыкант импровизирует вариацию на тему известной мелодии. Да, основную тему ты узнаёшь, но она всё время норовить уплыть из фокуса, в то время как вокруг неё происходит что-то совсем особое, изначально здесь не предполагавшееся. Позже в фильмографии Фиггиса разделение будет чётче – здесь у нас жанр ( «Внутреннее расследование», «Свидание на одну ночь», «Поместье «Холодный ручей»»), а вот тут чистый эксперимент ( «Потеря сексуальной невинности», «Таймкод», «Отель»). В «Грозовом понедельнике» же он и съел, и влез – кажется, единственный раз в своей жизни.

Грозовой понедельник

Грозовой понедельник — Информация

Оригинальное название: Stormy Monday
Год выпуска: 1988
Продолжительность: 92 мин
Страна выпуска: Великобритания
Режиссёр: Майк Фиггис
В ролях: Мелани Гриффит, Шон Бин, Томми Ли Джонс, Стинг

Сергей Мезенов 13 декабря 2013 г.

Написал

Сергей Мезенов Сергей Мезенов
Кино, вино и домино


13 декабря 2013 г.

Рубрики

Метки


Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи