Навстречу «Оскару»

Всего пара дней осталась до вручения главной премии в мировом кино — «Оскар». В преддверии этого события «Красноярск Дэйли» внимательно изучает главных претендентов на премию.

«12 лет рабства» (Стив МакКуин)

Рейтинг IMDb: 8,4

Один из главных фаворитов в гонке за золотой статуэткой (9 номинаций) с абсолютно оскаровской темой (вспомним недавних «Линкольна» и «Джанго освобожденного») — о трудной судьбе афроамериканца, внезапно для самого себя попавшего в рабство и пережившего за 12 лет оного время страшных испытаний и лишений. В безусловный плюс картине то, что, как это сейчас модно, основана история на реальных событиях, а именно на книге воспоминаний Соломона Нортопа (написана в 1853 году)— свободного американца с севера, которого продают в рабство на Юг. Судьба Нортопа становится исследованием того, какие испытания может пройти обычный хороший и, главное, неподготовленный человек.

Британец Стив Маккуин известен своими достаточно противоречивыми картинами «Голод» и «Стыд», в которых личность подвергается шокирующему психоанализу.

У «12 лет рабства» уже есть «Золотой Глобус» за лучший драматический фильм (что отнюдь не гарантирует фильму главную победу — киноакадемики нечасто соглашаются с «Глобусом») и премия BAFTA, также за лучший фильм и лучшую мужскую роль Чиветелу Эджиофору.

«Афера по-американски» (реж. Дэвид О. Рассел)

рейтинг IMDb: 7,6

Картина о спецоперации ФБР в 70-х — еще один из главных претендентов на обладание золотым человечком (10 номинаций, больше — 11 — было только у «Титаника», «Бен Гура» и 3-й части «Властелина Колец»). Такой триумф после просмотра удивляет — по сути, кроме отличнейших актеров (если не считать заигравшегося в психа Брэдли Купера) и воссозданного духа разнузданной Америки тех лет в виде часто меняющихся декольтированных платьев, пышных причесок, колоритной музыки в стиле ритм-н-блюз и диско, в фильме не находишь ничего блистательного. Не спасает даже растолстевший Бейл и колоритная истеричка в исполнении Дженнифер Лоуренс, хотя как отдельные фигуры хороши практически все. Фильм проваливается где-то на 30-й минуте — нет ожидаемого для мира афер/спецопераций куража, сюжет вязнет в очень уж хитрых сплетениях операций ФБР, взаимных предательствах и интригах. Предательства не случайны — аферисты здесь найдутся на всех уровнях прогнившей системы.

Спасительным моментом можно назвать характерное для О.Рассела смещение акцента с возможного экшена на тонкости семейных и дружеских взаимоотношений. Такое мы уже наблюдали в предыдущих позолоченных «Оскаром» фильмах режиссера «Боец» и «Мой парень — псих».

У фильма уже есть 3 «Глобуса» (за женские роли и лучшую комедию) и 3 премии BAFTA (за женскую роль второго плана, сценарий и грим).

«Гравитация» (Альфонсо Куарон)

Рейтинг IMDb: 8,2

Фильм, уже вписавший себя в историю кинематографа — новый этап в освоении космоса кинематографом после «Космической Одиссеи» Кубрика. Фильм, который рекомендован к просмотру в кинотеатре (даже тем, у кого по каким-то причинам публичные места кинопросмотров не в почете), потому что картинка и звук — это, в принципе, главное, зачем вообще эту ленту стоит смотреть. Здесь технологии справляют триумф над фантазией зрителей и над смысловым наполнением. Достойный «ответ» 3-D наворотам даёт только Сандра Буллок, отважно сражающаяся со смертью в открытом космосе в полном одиночестве. Зритель не просто наблюдает за героиней со стороны, он постоянно будто рядом с ней, там, «где космические корабли бороздят мировой океан». От иллюзии собственного присутствия в космосе в какой-то момент может закружиться голова — картинка вокруг настолько сумасшедше правдива, а Буллок — убедительна, что не сопереживать невозможно.

Как результат, у Куарона «Золотой глобус» за лучшую редиссуру и 6 премий BAFTA (фильм, режиссер, оператор, саундтрек, звук, спецэффекты). Киноакадемия номинировала фильм по 10 пунктам.

«Волк с Уолл-Стрит» (Мартин Скорсезе)

Рейтинг IMDb: 8,5

Очередная, уже пятая работа Скорсезе с ди Каприо — и снова, конечно, успех. На этот раз нам поведают историю «становления» Джордана Белфорта — реально живущего и ныне здравствующего брокера, сколотившего состояние на несостоятельных биржевых компаниях и махинациях. Героя ждут и наркотическая зависимость, и тюрьма, но, главное, за время своего финансового успеха он ни на минуту не перестанет им упиваться: в ход идут женщины, наркотики, алкоголь — в старом добром стиле лихих 90-х.

Для Скорсезе фильм о бандитской стороне жизни далеко не первый — были легендарные «Славные парни» с Лиоттой и де Ниро, да и вместе с ди Каприо они исследовали не особенно законопослушных героев и в «Бандах Нью-Йорка», и в «Отступниках». Про самого Скорсезе добавить уже практически нечего — так прочно этот, бесспорно, великий режиссер обосновался в мировом кино-пантеоне, что новый «Оскар» может стать только очередным и совсем неудивительным признанием его таланта. У фильма, кстати, из-за обилия откровенных сцен и самого частого употребления в кино простого американского мата чуть не оказался рейтинг NC-17, что не помешало консервативным киноакадемикам номинировать киноленту в 5 категориях — лучший фильм, лучший режиссер, адаптированный сценарий и лучшая мужская роль первого и второго планов. Напомним, что у Скорсезе, при восьмой по счёту номинации на «Оскар», персональный режиссёрский приз был пока всего один; а вот ди Каприо уже получил за «Волка» свой второй «Золотой глобус».

«Небраска» (Александр Пэйн)

Рейтинг IMDb: 7,9

Самый не тиражируемый и не главный претендент на основные награды (хотя номинаций аж 6), но от этого совсем не становящийся хуже трогательный и мудрый фильм о неугасающей надежде и старости — том времени, когда пора подводить итоги, и жизнь уже осталась где-то за поворотом. «Небраска» не содержит в себе ни одной типично оскаровской темы, здесь нет скандала или торжества формы; эта простая история, по сути дела — о каждом живущем и чувствующем человеке.

Сюжет до крайности прост — наивный и вообще немного не в себе пожилой герой Брюса Дерна получает письмо о том, что он якобы выиграл миллион зеленых. Ничуть не сомневаясь в его правдивости, он отправляется (сначала пешком) в город Линкольн, штат Небраска, чтобы получить свой куш, купить пикап (просто потому, что всю жизнь об этом мечтал), а остальные деньги отдать сыновьям. Никто в семье, естественно, не хочет признавать эту идею хоть сколько-нибудь благоразумной, тем более что у старика давний алкоголизм и Альцгеймер, но как его переубедишь? Так и начинается это «роуд-муви», в котором в путешествие с полубезумным и до детскости откровенным и наивным папаней отправляется любящий сын Дэвид, по дороге узнающий о прошлом отца много нового.

Режиссер Александр Пэйн, кстати, давно любим киноакадемией — у него два «Оскара» за адаптированные сценарии ( «Потомки» 2011, «На обочине» 2005) и множество номинаций. Эта же кинокартина номинирована в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший сценарий» и «Лучшая операторская работа».

«Далласский клуб покупателей» (Жан-Марк Валле)

Рейтинг IMDb: 8,0

Априори противоречивая и спорная история: 80-е, Рону Вудруфу — кутиле, ковбою и гомофобу — ставят диагноз СПИД и отсчитывают 30 дней жизни. Рон, совершенно не готовый умирать вот так и не желающий сдаваться, создаёт сеть торговли нелегальными лекарствами, спасая многие жизни и в то же время наживая себе врагов.

Главная приманка фильма – конечно, преобразившиеся и исхудавшие для ролей Мэттью МакКонахи и Джаред Лето. МакКонахи вообще так быстро и мощно эволюционировал в своем актерском мастерстве, превратившись из шаблонного мачо романтический комедий в сильного драматического актера с широким диапазоном перевоплощений, что не все ещё успели поверить и принять такую эволюцию.

«Клуб» симпатичен злободневной темой, жизнеутверждающим настроением и, главное, основан на реальных событиях, а этот вроде бы небольшой пункт прибавляет в глазах киноакадемиков фильму уйму бонусов. Как итог — 6 номинаций в главных категориях и 2 «Глобуса» поразившим всех МакКонахи и Лето.

«Капитан Филлипс» (Пол Гринграсс)

Рейтинг IMDb: 8,0

Еще один фильм, основанный на реальных событиях — о захвате сомалийскими пиратами торгового судна «Маерск Алабама» и 3-х днях, проведенных капитаном судна в плену у захватчиков. В классическом оскаровском стиле у создателей фильма должно было получиться напряженное и идеологически выверенное полотно с четким разделением «кто прав — кто виноват» во славу американской демократии. Но в «Капитане Филлипсе», несмотря на жертвенного капитана и армию его спасителей, идеология обманывает саму себя. Сомалийские пираты совсем не воплощают собой зло — порой им начинаешь сочувствовать, что неожиданно при таком-то сюжете. Один из пиратов вообще совсем ребенок, не осознающий, что за ад происходит вокруг него. В итоге, сомалийцы — просто рабы своего бедственного положения, которым некому помочь, но вот обезвредить, если что — это запросто.

В актёрском плане Том Хэнкс, бесспорно, король этого фильма (как и многих других). В его герое нет ни пафоса, ни героизма — он просто пытается спасти сначала свою команду, а потом и самого себя. Почему актера даже не номинировали, так и останется загадкой. Актеры-арабы (один из них — Баркхад Абди — номинирован за лучшую роль второго плана и уже получил премию BAFTA) удивительно естественны в проявлении дикости, жестокости и собственной загнанности. Это уже не люди, это звери, отчаянно пытающиеся выжить.

Несмотря на безмятежные первые 5 минут, всё остальное время — беспрерывное напряжение в ожидании подвоха, чьей-то хитрости и жестокой развязки. Клаустрофобия и морская болезнь к финалу вполне ожидаемы.

У фильма всего 6 номинаций, но стоит ли надеяться на главные награды при таком упущенном патриотизме — сомнительно.

«Она» (Спайк Джонс)

Рейтинг IMDb: 8,3

Спайк Джонс уже многими картинами зарекомендовал себя как сюрреалист и фантазер ( «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация» по сценариям великого выдумщика Чарли Кауфмана, «Там, где живут чудовища»). Сценарий к своему новому фильму он писал сам, и здесь Спайк смешал мелодраму с долей антиутопичной фантастики.

Хоакин Феникс воплощает здесь буквально последнего романтика — правда, роман он заводит с собственной операционной системой (пожалуй, лучшая роль Скарлетт Йоханссон). Возлюбленная невероятно умна (в отличие от окружающих) и способна понять героя, разделить с ним и печальные, и радостные минуты. Просто богиня! Правда, без физической оболочки и всякого намека на принадлежность к роду человеческому. Но писатель Теодор предпочитает именно её другим «земным» женщинам, и, что уж скрывать, они явно уступают хитроумной системе по имени Саманта, которое она, кстати, выбрала за 0,02 секунды из 2 миллионов женских имен. Саманта прекрасна, но она лишь суррогат, машина, в которой не будет ни сбоя, ни тайны. Вспоминается пелевинская авто-женщина Кая, которая со своей идеальной системой оказалась не по зубам главному герою.

«Она» во многом фильм-пророчество да и в нынешней жизни можно найти много совпадений с этим сюжетом. Когда нам проще написать твит, чем поделиться своими переживаниями с другом, когда большое количество лайков говорит о бесспорных достоинствах их «обладателя».

Спайк Джонс задает вопросы, но ответ каждый выберет сам.

У Джонса уже есть «Глобус» за лучший оригинальный сценарий и 5 номинаций на Оскар.

«Филомена» (Стивен Фрирз)

Рейтинг IMDb: 7,8

Еще один «основанный на реальных событиях» фильм от автора «Королевы» и «Опасных связей» Стивена Фрирза. На этот раз ему удалось рассказать уникальную историю «для всех», способную тронуть каждого.

Обычно такая суровая Джуди Денч здесь — сама sancta simplicita, мудрая в своей простоте и доброте. Филомена — достопочтенная католичка, беззаветно любящая ближних. Но в связке с ней оказывается её совершенный антипод, журналист Мартин Сиксмит (Стив Кугэн) — циник, безбожник и сноб, который заинтересовался удивительной историей Филомены (в юности она родила за сына вне брака, и была отправлена «на исправление» монастырь).

В простой и ненавязчивой форме перед зрителем разворачивается трогательная история с долей размышлений на нравственные темы, будь то грех, ложь или месть. Получилось умное семейное кино, и как результат — 4 номинации и уже полученная награда за адаптированный сценарий (фильм снят по мотивам книги) от BAFTA.

Итоги: Оскар-2014 своими номинациями не удивил (если не считать незамеченных «Гонки» Рона Ховарда и «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэнов), но может удивить самими наградами. Всем известно, насколько порой непредсказуемым может оказаться итог церемонии. Но если поиграть в аналитиков, то можно почти без сомнения сказать, что главную награду унесет Стив Маккуин за фильм «12 лет рабства», потому что здесь собран полный набор лучших оскаровских качеств (тема, до сих пор злободневная для американцев, история, которая заставит сопереживать, и четко выверенная идеология).

Волк с Уолл стрит

За лучшую мужскую роль будут биться Леонардо ди Каприо ( «Волк с Уолл-Стрит»), Брюс Дерн ( «Небраска»), Мэттью МакКонахи ( «Далласский клуб покупателей»), Кристиан Бейл ( «Афера по-американски») и Чиветел Эджиофор ( «12 лет рабства»). И, как бы ни было жаль Лео, как ни удивителен растолстевший Бейл, как ни филигранна игра Дерна, преимущество на стороне главной угрозы всех актеров МакКонахи, к которому скоро будут записываться на курсы актерского мастерства.

Мужские роли второго плана тоже хороши — безумный плантатор в исполнении Фассбендера ( «12 лет рабства»), озверевший сомалийский пират Баркхад Абди ( «Капитан Филлипс»), съехавший с катушек ФСБшник Брэдли Купер ( «Афера»), озорной Джона Хилл ( «Волк с Уолл-стрит») и исхудавший Джаред Лето в женском платье ( «Далласский клуб покупателей»). Фассбендер, как впрочем и всегда, велик, но что выкинут киноакадемики — вопрос.

В номинации на женскую роль, конечно, не обошлось без Мерил Стрип ( «Август») и в компании с ней все до одной — женщины на грани нервного срыва; Сандра Буллок ( «Гравитация»), Кейт Бланшетт ( «Жасмин»), Эми Адамс ( «Афера») и Джуди Денч ( «Филомена»). Но преимущество на стороне блистательной Бланшетт, сыгравшей у Вуди Аллена эгоистичную и несчастную женщину с отсылкой к уильямсовской героине Бланш Дюбуа.

Роль второго плана удалась Дженнифер Лоуренс в «Афере по-американски», уже покорявшей оскаровское жюри в прошлом году, и получившей за роль взбалмошной жены афериста «Глобус» и премию BAFTA. В соперницах у нее — Джулия Робертс ( «Август»), Салли Хокинс ( «Жасмин»), Люпита Нионго ( «12 лет рабства») и Джун Скуиб ( «Небраска»).

 

 

 

Любовь Фельзингер 28 февраля 2014 г.

Написала

Любовь Фельзингер Любовь Фельзингер


28 февраля 2014 г.

Рубрики

Обсуждение


Похожие записи