«Парад звезд в оперном»: подводим итоги

В Красноярском театре оперы и балета завершился второй фестиваль «Парад звезд в оперном». Итоги его, на мой взгляд, несколько противоречивые.

«Парад звёзд» в Оперном

«Парад звёзд» в Оперном

«Парадные» достижения

Начнем с плюсов. Уже то, что в Красноярске второй год подряд существует такой фестиваль, призванный популяризировать оперное искусство, — очень большое достижение. И свою задачу он отчасти выполняет – на фестивальных показах в опере неизменные аншлаги. В этот раз в рамках «Парада» прошло 11 спектаклей и гала-концерт, залы были полные. Генеральным партнером фестиваля выступил Фонд Михаила Прохорова.

Станислав Леонтьев. «Парад звезд» в Оперном

Станислав Леонтьев. «Парад звезд» в Оперном

«Парад звезд», в полной мере оправдывая свое название, дает возможность услышать очень хороших приглашенных вокалистов и дирижеров. В прошлом году в Красноярске выступили шесть гостей-дирижеров и восемь солистов. В этот раз дирижеров было пять, а певцов девять. Среди них — Роман Муравицкий из Большого театра, ставший у нас уже постоянным гостем. Многие артисты побывали впервые, но высказали желание приехать еще. И, будем надеяться, в следующем сезоне мы сможем услышать их не только в концертах, но и в спектаклях. Так, контр-тенор Артем Крутько уже дал согласие спеть Леля в «Снегурочке» и Керубино в «Женитьбе Фигаро». А лирический тенор Станислав Леонтьев (Мариинский театр), возможно, приедет спеть графа Альмавиву ( «Севильский цирюльник»), Ленского ( «Евгений Онегин») и герцога ( «Риголетто»).

Артем Крутько. «Парад звезд» в Оперном

Артем Крутько. «Парад звезд» в Оперном

В-третьих, соблазнившись на имена столичных гостей, наша публика может заодно открыть для себя и лучших солистов своего театра. В этом сезоне в оперу пришли работать Олеся и Сергей Гордеевы, которые уже спели ведущие партии во многих спектаклях. Настоящим открытием стала молодая солистка Дарья Рябинко (меццо-сопрано) – на мой взгляд, это лучший дебют сезона в музыкальном театре, просто вне конкуренции. Послушайте ее Любашу в «Царской невесте» или Лолу в «Сельской чести» — убедитесь сами.

И, наконец, благодаря фестивалю в театре вышли новые оперные спектакли. В этом сезоне сразу три премьеры: «Любовный напиток» Г. Доницетти и две одноактовки – «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло. Если такая установка сохранится, оперный репертуар в театре будет обновляться стабильно. А не от случая к случаю, как бытовало, к сожалению, в последние годы.

Заметки на будущее

Недочеты фестиваля за этим «парадным» фасадом, возможно, и не сильно заметны. Но поговорить о них, как мне кажется, стоит. Дабы не наступать на эти грабли в дальнейшем.

Почему я вначале отметила, что с популяризаторской задачей фестиваль справляется лишь отчасти? Потому что вне его программы собрать аншлаг на оперные спектакли очень трудно. Проблема не в слабых солистах – состав труппы сейчас пополнился очень перспективными певцами, и многие оперы театр может показывать собственными силами. Но постановочные решения большей части оперного репертуара давно устарели, эти спектакли нужно либо снимать, либо выпускать заново. Денег на скорое обновление нет.

Проблемы и с распространением билетов. Основная форма их продажи в красноярских театрах (не только в оперном) – через уполномоченных, которые разносят билеты по учреждениям. В основном это пенсионерки, которые хотят подзаработать – их и не в каждый офис пустят! В городе нет продажи билетов через Интернет, единственный театр, на сайте которого недавно появилось бронирование билетов, — драмтеатр им. Пушкина. Так стоит ли сетовать на «некультурность» публики, если театры мало задумываются о современных путях ее привлечения?

Далее, о количестве оперных премьер нынешнего «Парада» – на первый взгляд, это достижение. Но их постановочное качество оставляет желать лучшего, о чем я уже писала. Будем надеяться, что премьеры следующего «Парада» будут более удачными.

И еще – как отчетливо показал выпуск двух одноактовок, театру оперы и балета просто необходима малая сцена. Если на «Евгения Онегина» собрать аншлаг почти не проблема, то оперы Масканьи и Леонкавалло привлекут внимание лишь знатоков оперы. В малом зале у таких спектаклей всегда будет своя аудитория. Стабильно продавать под них большой зал вряд ли удастся. Но это уже вопрос даже не к руководству театра, а к краевому минкульту, который финансирует ремонтные работы в оперном. К сожалению, в ближайшее время переоснащение одного из репзалов театра под малую сцену в краевом бюджете не предусмотрено.

Фото Андрея Минаева

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи