Новосибирский «Глобус»: визитная карточка театра

Во вторую половину гастрольной афиши новосибирского театра «Глобус» в Красноярске вошли две премьеры сезона – «Толстая тетрадь» А. Кристоф и «Дни Турбиных» М. Булгакова, а также два многолетних хита театра – «Двойное непостоянство» П. Мариво и «Белая овца» Д. Хармса. Именно такие постановки можно назвать визитной карточкой сегодняшнего «Глобуса», его золотым фондом, они определяют его лицо и художественную планку.

«Двойное непостоянство»

«Двойное непостоянство»

Самое большое сожаление прошедших гастролей, что «Двойное непостоянство» в Красноярске не удалось показать на том достойном уровне, которого заслуживает спектакль. Написано о нем много, «золотомасочная» постановка Дмитрия Чернякова даже вошла в театральные учебники. Мне посчастливилось увидеть «Двойное непостоянство» на родной сцене вскоре после премьеры, и как сейчас помню — произвело оно тогда на меня просто ошеломляющее впечатление. Ничего более точного, логически выстроенного, выверенного чуть ли не до миллиметра я в современном театре на тот момент не видела.

Тем обиднее, что последний показ спектакля (в Красноярске «Глобус» с ним попрощался) оказался не очень удачным. С первых сцен всё пошло наперекосяк со звуком, с задних рядов амфитеатра даже раздались крики, что ничего не слышно. Не стоило также продавать билеты на «Двойное непостоянство» (спектакль малой сцены) на балкон и бельэтаж — часть происходящего оттуда толком было не видно. В общем, кое-что не продумали. И все-таки, главная тема спектакля — манипуляция человеческими чувствами и сознанием в условиях реалити-шоу — прозвучала отчетливо.

«Двойное непостоянство»

Премьера «Двойного непостоянства» состоялась в 2002 году. А проблемы, в нём озвученные, кажется, стали ещё актуальнее. После спектакля услышала недовольную реплику одного студента-актера, что, мол, зачем тащить на сцену чернуху, её и в жизни с избытком. Только позабавилась — красноярский фестиваль современной драматургии «ДНК» явно прошел мимо юноши, иначе не стал бы рассуждать о чернухе применительно к спектаклю Чернякова. Но смех смехом, а факт налицо: молодое поколение поглощает «Дом-2» и прочие «застекольные» шоу и сериалы, не задумываясь о том, какое воздействие весь этот мутный поток на них оказывает. Даже если валится на них всего лишь звуковым и визуальным фоном. Признать же самих себя подопытными кроликами кукловодов из телевизора нет ни смелости, ни желания. И вот это, пожалуй, самое страшное.

Да, вспомнилось еще, что прежний директор Красноярского театра им. Пушкина Игорь Бейлин некогда отказал Дмитрию Чернякову в работе. Сейчас, когда Черняков уже стал фигурой европейского масштаба, остается лишь поражаться такой директорской непрозорливости, если не сказать – ограниченности.

«Толстая тетрадь»

Главный режиссер «Глобуса» Алексей Крикливый скромно привез в родной Красноярск всего один свой спектакль — «Толстую тетрадь» (хотя ему есть ещё что показать, но об этом расскажу как-нибудь отдельно). Подчеркнуто лаконичное оформление, где два доминирующих цвета – бежевый и черный. Столь же лаконичен язык романа Аготы Кристоф, который представляет собой дневник двух братьев-близнецов, оставшихся без родителей во время войны (прочесть его можно в «Журнальном зале»). Они записывают в свой дневник, ту самую толстую тетрадь, только факты, никаких эмоций. Но в этой сухости изложения страшные события, невольными свидетелями которых стали десятилетние мальчики, воспринимаются особенно жутко – дети не должны такое видеть. А если увидели?..

«Толстая тетрадь»

Особенно сильны сцены, где Клаус (Никита Сарычев) и Лукас (Иван Басюра) не только свидетели (например, гибели своей матери), но и участники. Как в эпизоде, где рассказывается о гибели от насильников их подружки, местной юродивой Заячьей губы (сильнейшая роль Анны Михайленко). Что можно сделать для друга после его смерти? Избавить от позора. Братья выполняют свой долг – поджигают дом, и в пламени исчезает и оскверненное тело Заячьей губы, и её мать, ещё живая, но не желающая жить дальше. Кто из взрослых на такое способен?

Начинается спектакль сценой, где братья пытаются помочь отцу сбежать в другую страну, за колючий занавес. Отец подрывается на мине. Но его гибель была не напрасной. В финале станет понятно, почему…

«Белая овца» и «Дни Турбиных»

«Глобус» привез в Красноярск сразу два спектакля Елены Невежиной. В постановках режиссера видны отличительные черты школы ее мастера Петра Фоменко. Это и умение всё превращать в игру (что особенно заметно в «Белой овце»), и уважение к автору, что проявляется, в том числе, и в бережном отражении эпохи — в спектакле по Хармсу передан антураж коммунального быта 30-х годов прошлого века, в «Днях Турбиных» — обстановка и костюмы начала Гражданской войны. И самое ценное в этом — не внешнее соответствие, а способность передать атмосферу и дух былых времен в соотношении с современностью.

«Дни Турбиных»

Наконец, еще одна фоменковская черта – жизнелюбие. Какие бы трагические события не разворачивались на сцене, надежда на лучшее все равно остаётся. В «Белой овце» любовь торжествует над смертью. «Дни Турбиных» заканчиваются приходом в Киев Красной армии, и капитан Студзинский в ответ на слова Николки, что этот вечер – великий пролог к новой исторической пьесе, мрачно бросает: «Кому – пролог, а кому – эпилог». Время покажет, что прав был именно он. Но на елке ярко горит рождественская звезда, и этот символ как-то подсознательно смягчает самые мрачные предположения – финал постановки не выглядит катастрофой.

«Белая овца»

«Белая овца» до недавнего времени была культовым спектаклем в репертуаре «Глобуса», у него даже появились свои фанаты, которые ходят на «Белую овцу» из раза в раз. Я смотрела премьеру в 2004 году, потом еще и еще. И на гастролях в Красноярске с удовольствием вновь убедилась, что спектакль за эти годы не рассыпался, несмотря на несколько вводов. Больше того, некоторые вводы даже пошли ему на пользу: я говорю о работе Натальи Тищенко (Саша Мазер), одной из самых тонких и глубоких молодых актрис «Глобуса», с поразительно гибкой психофизикой. Именно с приходом Тищенко в этой роли ребенка появилась настоящая достоверность.

«Дни Турбиных»

Премьера «Дней Турбиных» состоялась совсем недавно, в марте, и жизнь этого спектакля еще только начинается. Но чем уже сейчас подкупает постановка Невежиной — своей естественностью. Пьесу Булгакова актеры «Глобуса» играют спокойно и легко, их слова и поступки — словно не из театра, а из жизни. При этом события развиваются динамично, без избыточных пауз и длиннот. А публике тем временем ненавязчиво, без малейшего пафоса и морализаторства преподносятся очень важные истины. Главная из которых — о ценности семьи и дома как чуть ли единственного островка спасения в рушащемся мире.

Кстати, тема семьи — вообще доминирующая в гастрольной афише «Глобуса», так или иначе она присутствовала абсолютно во всех привезенных спектаклях. Что, пожалуй, и не удивительно — всё-таки это театр для всей семьи.

Фото из архива театра

Обсуждение

  1. Из упомянутого видела «Толстую тетрадь» и «Дни Турбиных». Еще посмотрела «Возвращение» и «Женитьбу».
    Из этого списка для меня самое-самое — Толстая тетрадь. Еще раз убедилась в том, что Алексей Крикливый очень глубоко копает. Это спектакль, о котором продолжаешь думать еще долго после просмотра. О нем хочется кому-то рассказать, чтобы самому лучше понять.
    По-моему там основная мысль такая. Когда дети растут сами по себе, и им не передаются выстраданные человечеством НОРМЫ, понятия добра и зла, то из них вырастают монстры. Особенно это проявляется во время всяких кризисов, войн и т.п. Когда сами эти нормы трещат по швам и стоит большого труда про них помнить. А уж если человек маленький и опыта у него нет, то и приходит полный … .
    Оформление спектакля просто великолепное. Актеры играют очень хорошо. Все просто на одном дыхании.
    «Возвращение» мне понравилось. Мне мешало немного то, что я хорошо помнила фильм с Полиной Кутеповой. И Аникина мне очень Кутепову напоминала. ))
    А вот спектакль «Дни Турбиных» меня разочаровал. Абсолютно ничего нового для себя не открыла, не увидела, не узнала. Все уже много раз сказано-пересказано-перепоказано. И даже актеры не понравились. Хотя та же самая Алена Михайленко, что и в Толстой тетради, но такая скучная, такая тусклая. И это Елена?

    Ответить
  2. Людмила, здравствуйте! Очень рада Вас видеть на нашем новом сайте :)

    Ответить
    • Елена, я не так давно узнала про него. Вы плохо рекламируете этот сайт. ))
      Кстати, Вы не собираетесь возобновить анонсы антреприз?

      Ответить
      • Сайт до недавнего времени был в тестовом режиме. Потому и не светились особо ) А лучшая реклама — сарафанное радио. Так что надеемся на наших читателей )

        Ответить
  3. Марина 28.06.2011 10:24

    Людмила, здравствуйте! А Вы не перепутали в «Возвращении» Екатерину Аникину с Еленой Гофф? Екатерина в этом спектакле не была занята.
    По-хорошему немножко Вам завидую: мне так и не удалось посмотреть «Толстую тетрадь», хотя даже билет на руках был… Видимо, придется ехать в Новосибирск, чтобы увидеть его, да еще «НЭП», о котором мечтаю много-много лет.

    Ответить
  4. Да, там была Елена Гофф. Очень интересная актриса, я видела ее во многих спектаклях «Глобуса». Анонсы антрепризы возобновлю обязательно, но уже со следующего сезона, поскольку артисты уходят в отпуск.

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи