Если говорить о худших премьерах последнего творческого сезона, то лидирующее положение в этом сомнительном рейтинге, на мой взгляд, занимает шоу «Голубая камея» в Красноярском музыкальном театре. Да, мне могут возразить, что постановка стабильно собирает аншлаги, чего не скажешь об остальных спектаклях театра. Но ведь и «Он, она, окно и тело» Р. Куни в Красноярском театре им. Пушкина по кассовым сборам уже семь лет в тройке лидеров. Однако называть этот спектакль лучшим в его репертуаре могут только безнадежные дилетанты.
«Голубая камея»
Реалии времени, к сожалению, таковы, что коммерциализация искусства стала привычным явлением, в том числе и в театре. Но то, что позволительно людям неискушенным, непозволительно для профессионалов — в данном случае для дирекции театра. Недопустимо столь беззастенчиво пускать всем пыль в глаза и на голубом глазу называть мюзиклом эстрадно-попсовое шоу, сделанное «под фанеру». Какие бы восторженные толпы поклонников оно не привлекало. Подробнее об этом я высказалась в рецензии в театральном журнале «Страстной бульвар, 10», которую предлагаю вашему вниманию.
По законам телешоу
В прошедшем сезоне Красноярском музыкальном театре состоялась премьера мюзикла «Голубая камея» на музыку московского композитора Кима Брейтбурга. Он же выступил продюсером этого проекта. Режиссер-постановщик и хореограф — Николай Андросов.
«Голубая камея»
Правда, мюзиклом (как заявлено в афише) это представление можно назвать с большой натяжкой. Эстрадное шоу, набор концертных номеров, между которыми нет ни цельной драматургической, ни тематической линии. По такому же принципу перед новогодними праздниками делают шоу на телевидении — с неким узнаваемым сюжетом (вроде «Золушки» или «Сорочинской ярмарки»), на который сочиняется набор песенок. Ныне поветрие, к сожалению, просочилось и на сцену театра. В основу сюжета «Голубой камеи» легла история княжны Таракановой, претендовавшей некогда на российский престол. Вот только в «Голубой камее» финал, в отличие от исторической правды, сказочно-позитивный. Видимо, чтобы публика не огорчалась. Все четко по законам развлекательного жанра — установка на хеппи-энд.
На вопрос, имеет ли это право на сценическое воплощение, можно ответить скорее утвердительно — да, имеет. В конце концов, и в классической оперетте финал, как правило, положительный, и сами опереточные сюжеты у Кальмана, Легара, Оффенбаха и прочих корифеев жанра напоминают сказку. Но при всех этих параллелях, как говорится, есть нюансы.
«Голубая камея»
«Голубая камея» — шоу весьма дорогостоящее. Как было объявлено накануне премьеры, на постановку потрачено 10 млн рублей. По красноярским театральным меркам сумма просто невероятная. На сегодня это самый дорогой спектакль в крае. Кроме того, «Голубая камея» — не первый амбициозный проект в этом театре. В позапрошлом году здесь с превеликой помпой анонсировался музыкальный спектакль «Зойкина квартира», премьера которого позиционировалась не иначе как мировая. В этом была своя правда — музыку и либретто написали специально к красноярской постановке. Но, рекламируя новый спектакль, в театре тогда не учли, что мировая премьера — не только показанная впервые в мире, у этого слова есть еще и другое значение — первоклассная. Чему «Зойкина квартира», увы, не соответствовала. В музыке Александра Розенблата то и дело угадывались известные хиты вроде «Постой, паровоз» или «Очи черные». У современных компиляторов такой прием именуется изящным словом «цитаты».
«Голубая камея»
Полна всевозможных «цитат» и музыка Кима Брейтбурга к «Голубой камее». То в ней слышится музыка Геннадия Гладкова из захаровского фильма «Обыкновенное чудо», то «цитаты» из репертуара Аллы Пугачевой. Но даже на это можно было бы не обращать внимания, если бы не пресловутые нюансы. Дирекция театра позиционирует «Голубую камею» как нечто уникальное, «КУЛЬТУРНЫЙ прорыв Красноярска» (характеристика с официального сайта театра). Невозможно поверить, что такие заявления — не неуклюжий рекламный трюк, рассчитанный на неискушенную публику, а искренняя позиция. Потому что «Голубая камея» — откровенное коммерческое шоу.
Тем не менее, повторюсь, «Голубая камея» имела бы право на появление на театральной сцене, в этом не было бы ничего криминального. Но при одном условии — если бы репертуар театра был сбалансирован, если бы его художественный уровень и творческие возможности труппы были на высоте. Тогда можно себе позволять пускаться в любые эксперименты. Скажем, занимать в постановке непрофессиональных артистов, как в «Голубой камее».
«Голубая камея»
Некоторые из них с точки зрения вокала и пластики задачу свою выполняют вполне достойно. Например, Анастасия Козлова (княжна Тараканова) ничем не уступает нынешним российским поп-звездам, а во многом даже и превосходит их. Весьма колоритен и Габриель Арма (тюремщик), танец заключенных в Петропавловской крепости — по-настоящему театральный номер в «Голубой камее». И все же актерски участники шоу, набранные по кастингу, артистам театра безоговорочно проигрывают. И наивно полагать, что этот баланс скоро выровняется. Как и утверждать, что «Голубая камея» выведет театр на более высокий уровень.
«Голубая камея»
Правда, внушает сейчас надежду на изменение курса Красноярского музыкального театра приход на должность его художественного руководителя Вячеслава Цюпы. Он долгое время был главным режиссером Красноярского театра оперы и балета, его спектакль «Дочь полка» Г. Доницетти был номинирован в 2000 году на «Золотую маску». Музыкальный театр Цюпа принял в начале сезона и, как заявил сам режиссер при вступлении в должность, действовать сгоряча он не собирается, намерен сначала присмотреться к труппе и репертуару. Готов ли новый худрук всерьез пересмотреть положение дел во вверенном ему театре и изменить очевидную на сегодня направленность репертуара с коммерческой на художественную, отчетливо покажет уже следующий сезон. У самих артистов, особенно у ветеранов труппы, желание перемен назрело давно.
Фото из архива Красноярского музыкального театра
В «Камею» объявляют новый набор доморощенных артистов. Новость об этом заставила меня вернуться к своему старому тексту. Прочла — увы, проблема все та же самая: установка на коммерциализацию в театре торжествует. И похоже, пришла пора вновь об этом поговорить, и очень жестко. Единственное, что разочаровало — пофигизм г-на Цюпы. Полтора года его руководства ничего хорошего театру не принесли. Правда, ничего плохого тоже — вообще ничего, ноль. Вопрос, зачем тогда подписывался на эту должность?
Впрочем, все это тема для отдельного разговора. И ооочень скорого.
А пока высказывание на злобу дня — http://mariza19.livejournal.com/9551.html
Елена, почему вы «нападаете» именно на эту постановку, а ни на какую-либо другую?
Доморощенным артистам и их почитателям из народа, которые способна только на анонимное хамство — так называемый «глас народа» можете публиковать на всяких помойках. Здесь ваш «глас» отправится прямиком в спам. Хотите поспорить — выбирайте выражения. Иначе номер не пройдет. Всего хорошего.
Елена, я только вчера посмотрела «Голубую камею» и, собирая информацию о представлении, нашла Вашу статью. Хочу поделиться мнением, как зритель. Сразу оговорюсь, я экономист и далека от театральной жизни. Всегда считала мюзкл зрелищем скучным. Эстрадных шоу я тоже не видела. Но после такого мюзикла появляется желание познакомиться с жанром поближе. И это очень хорошо, что у красноярцев есть возможность принять участие в профессиональном театральном представлении. Я считаю, что так театр становится более открытым для зрителя. А возможность зарабатывать деньги на шоу позволят о них думать меньше, и, соответственно, больше энергии вкладывать в рост. А Вячеслава Цюпу критикуйте побольше, пожалуйста. Должность ведь занимаете не Вы, а он… Он переживет, он трудяга и умница. Желаю удачи коллективу театра и постановке)))
Елена, вы говорите, что «Голубая камея»- это коммерческое шоу! Это и до вас было ясно, как божий день, ведь постановщики любого «представления» (будь то кино, оперетта или мюзикл) преследуют коммерческие цели и это вполне нормальное явление, никакого обмана здесь нет.В таком случае, почему же вы обрушились с такой критикой именно на постановку Брейтбурга?!
По-моему, прекрасная постановка! Давно в Красноярске не было ничего подобного!(одни костюмы чего стоят). В своей «разгромной» статье, вы ссылаетесь на то, что в мюзекле играют непрофессиональные актеры.. И что с того?..Разве они плохо играют своюи роли? По-моему, нет! Хотя, это не только мое мнение. Мои знакомые, сходившиее на этот мюзикл , подобно мне , были в восторге!
Красивый сюжет, роскошные костюмы, прекрасный финал… Чего еще надо?!
Согласна с автором. Вчера сходила на данную постановку. от диалогов главных героев иногда едва удавалось сдерживать смех! Сплошной набор клише! Ни один из главных героев не впечатлил, не видела никакой искры, индивидуальности. Екатерина II так упорно пыталась изобразить из себя строгого правителя… но увы лишь вызывала раздражение.
В данной рецензии нашла объяснение, почему было четкое ощущение самодеятельности, оказывается многие актеры не являются профессионалами.
Добрый день!Я,Ирина Приймак, попала на спектакль «Голубая камея»!
Это просто прорыв в музкомедии!
На этом спектакле я смеялась и плакала от души!
Какая постановка!Просто СУПЕР!!!!А какая АТМОСФЕРА ЛЮБВИ!!!
Вся моя жизнь пролетела за эти короткие часы!
Все песни и танцы вдохновляют на счастливую жизнь и дальше!
Я теперь живу на Кубани!
Два раза в год приезжаю в Красноярск!
Теперь, моё сердечко, рвётся в родной город ещё больше!
Я не зря крикнула во время спектакля,что Марина Вишневская-НОВАЯ ЗВЕЗДА КРАСНОЯРСКА!!! И ЭТО ВОИСТИНУ ТАК!!!
Этот МЮЗИКЛ,может понять,тот человек,который всегда ВЛЮБЛЁН и ЛЮБИМ!!!
МОЛОДЦЫ ВСЕ!!!!
ТАК ДЕРЖАТЬ!!!!
Я купила диск,теперь,вот и я всегда С ВАМИ!!!
ДОРОГИЕ МОИ, КРАСНОЯРЦЫ!!!!
ЛЮБЛЮ,ВАС ВСЕХ,ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ!!!!
СПАСИБО ОТДЕЛЬНОЕ МИХАИЛУ МИХАЙЛОВУ,АЛЕКСАНДРУ ЛИТВИНОВУ!И конечно АРТИСТАМ БАЛЕТА!!!!
Пользуясь,случаем,поздравляю с прошедшим днём рождения -АЛЕКСАНДРА ЛИТВИНОВА!!!
ВАМ ДАЛ БОГ ТАЛАНТ,БЕРЕГИТЕ ЕГО!!!!БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Жаль,что цветы не продают в антракте…
Ваша Ирина Приймак
Очень хорошая постановка, мне и моим друзьям понравилось!
«Голубая камея» не оставила равнодушных в зале ни меня. ни моих знакомых! Все были в восторге! Спасибо всем, кто принял участие в постановке мюзикла! Творческих успехов вам и благодарных зрителей!
Весь город ходит на голубую камею, и слава богу- отличная постановка! Я не частый гость музыкального театра, но как только открылся занавес я поняла , что пришла не зря! Не важно как это называть мюзикл, или шоу — это представление заставляет людей улыбаться, заряжает положительными эмоциями. Глупо разбирать его по косточкам — ведь в конце концов театр без зрителя — ничто, а зрители любят камею!
«Недопустимо столь беззастенчиво пускать всем пыль в глаза и на голубом глазу называть мюзиклом эстрадно-попсовое шоу, сделанное «под фанеру».» Елена Коновалова.
Абсолютно согласен с автором этих строк, и от чего особенно меня покоробило, так это полное и беззастенчевое смешение музыкальных стилей: не опереретта, не рок-опера, не поп-концерт
А в некоторых городах утраивают какие-то кастинги на это шоу. Вам что-то известно про это?
Ходила 4 раза и еще пойду,не смотря что купила диск и с огромным удовольствием слушаем на работе с коллективом!Спасибо огромное всем создателям!Это спектакль для людей,для любви, а не для критиков!Такое ощущение,что старые,одинокие бабки,которые,если годостей не наговорят-день впустую прошел! А народ ходит уже столько лет!И каждый раз аншлаги и море оваций!!!А что до профессионализма,так Россия всегда славилась талантами!!!!Кто поет,кто их хает!Раз сам только это и умеет!А свистеть,не мешки ворочать,кому то надо и работать!А в Камее они все труженики!!!
Удивительно. Сколько времени прошло с момента появления «разгромных» статей Елены Коноваловой, а все её прогнозы оказались пустыми. Как-то она уверяла, что глупо предполагать, будто артисты «с улицы» смогут войти в труппу театра. И зря: Андрей Луговской работал в театре, и был одним из самых востребованных артистов, и с каждым днем все более качественно работал, рос, развивался, проявлял себя как артист талантливый. Жаль, переехал в другой город. Марина Вишневская — тоже сегодня в труппе театра, и занимают её режиссеры различные и во всех постановках, и с арией с «Голубой камеи» Марина заняла первое место на почетном международном конкурсе Курочкина в Екатеринбурге. Должно быть по мнению Е. Коноваловой,. там все дураки в жюри сидели. И мюзикл именно этот приглашают в другие города на фестивали, и уговаривают приехать. и Омск был в восторге,. Организаторы всех фестивалей тоже, должно быть. дураки. Да, либретто слабоватое в мюзикле. Но в конце концов — это один из первых российских, чисто российских мюзиклов, . И это большой плюс современному музыкальному театру России. И ставится Камея с успехом во многих городах России. И везде — везде зрители дураки, не только в Красноярске. Да и многие из любимых всеми из оперетт легко назвать пустышкой, если серьезно отнестись к анализу текстового материала на наличие грамотно простроенной драматургической линии. Музыкальный театр — это совсем другой мир: легкий и воздушный, радостный. Хотите размышлений,- идите в драмтеатр. В профессиональной труппе музтеатра также редкий артист по уровню игры может встать на одну ступень с артистом драмтеатра. это разные направления, у актеров разные задачи уже на этапе обучения в вузе. И костюмы там действительно дорогостоящие, Елена, присмотритесь, какие сложные платья у героинь, сколь много ручной отделки и дорогих тканей, ручной вышивки. Это все реальная работа людей, и она тоже стоит денег. Очень интересно, а какие мюзиклы Елена считает действительно достойными внимания, именно у нас, в России? что она успела увидеть и оценить?
Ирина, хоть вы и струсили оставить свой e-mail, я прекрасно вижу, что вы работаете в Музыкальном театре )) Не унижайте себя ложью. Обычно я не вступаю в дискуссии с сотрудниками театров, тем более с теми, у кого хватает пороху лишь на анонимные выпады. Не буду делать этого и сейчас — мне нечего доказывать дилетантам и профанам. Замечу лишь, что мне очень приятно, что спустя уже три года после премьеры вы никак не можете успокоиться и продолжаете оставлять мне свои послания — это лишь подтверждает в очередной раз мою правоту. Так что пишите, пишите )
А если серьезно, на вашем месте я подумала бы о другом. Наталья Ивановна и Марина Владимировна, которым вы так преданно пытаетесь услужить, недолго задержатся в своих изрядно потертых креслах. Подумайте о том, как бледно будете выглядеть вы после их ухода — со мной вам еще предстоит иметь дело, и, возможно, не один год )) Всего хорошего.
Хожу в театр не часто и не берусь составить конкуренцию человеку в ранге театрального обозревателя в суждениях о достоинствах и недостатках «Голубой камеи». Тем более, что у каждого есть право высказать свое мнение.
Но все же не совсем ясно, чем должно быть «сбалансировано» существование такой шикарной, ориентированной на зрителя постановки? Надо полагать, чем-то противоположным?
Замкнуться от массового зрителя, окуклиться, впасть в академизм и учитывать мнение только узкого круга экспертов в работе над большинством своих постановок. Такой, видимо, должна быть плата за право театра создавать «откровенно коммерческие шоу» подобные «Голубой камее»?
На мой взгляд, главным критерием качества представления и работы театра в целом является успех. Успех внутренний, когда актеры «горят» на сцене и от души молотят все представление в унисон со своим образом, а со сцены в зал летят снопы искр. И успех в простом понимании, известность, популярность, массовое признание и сильные положительные эмоции от просмотра. Ровно все это дает и актерам и зрителю «Голубая камея». Ровно в этом состоит ее прорыв, относительно других представлений, посещаемых ограниченным кругом ценителей всего исключительно профессионального, классического и традиционного. И в этом, безотносительно остального репертуара, и есть ее право на существование.
Ну надо же, ещё бурлят страсти по этому поводу. Я думала, что вменяемым людям достаточно один раз попасть на эту лабуду и больше уже никогда о ней не говорить.
Смотрела вместе с родителями это «шоу». Было даже неловко перед родителями, что повела их из всех театров именно в Музкомедию. Эта постановочка ни уму ни сердцу. Куча несвязанных между собой номеров в различных жанрах под фонограмму. Ну совесть-то надо иметь. Такая реклама во все поля, а на выходе — пшик.
Хотя да, есть один плюс. Это не калька с советских фильмов. И на том спасибо.
Очередная калька на подходе — весной Цехановский выпускает «Обыкновенное чудо»…
Как-то грустно у них с репертуаром в последнее время. Куда бы ни ходила, либо калька, либо клюква, либо страшный нафталин.
спасибо!
Забавно, у нас все тоже самое…….Постановка не о чем. «Такая реклама во все поля, а на выходе — пшик.» -один к одному.
P.S. г. Оренбург, мне 29, хочу в театр — 26 лет. Нашу Музкомедию обажаю.
Ох, обязательно нужно посетить очередную «кальку»,дабы пополнить ряды «профанов и дилетантов»… Что ж поделать, если не всем дан от природы тонкий эстетический вкус…
В Оренбурге третий месяц под фанеру громыхает «Голубая камея». Я не против мюзиклов, но этот на оренбургской сцене побил все рекорды по дурновкусию. Оно так и «стреляет» в зал из всех орудий и не «замазать» это ни яркими костюмами, ни мощной аппаратурой — это всё только усиливает отрицательное впечатление от спектакля. Шоу грандиозное, конечно, и уникальное для нашей сцены, и , безусловно, это прорыв, только вот куда? Куда теперь устремится наш славный, один из старейших в России музыкальных театров? Может стоит на мгновенье остановиться и оглянуться назад? Ведь именно сейчас его труппа набрала большую силу и много молодых талантов.
Забавно, Елена. но мое руководство в театре — совсем другие люди, не считая директора как руководителя всех в принципе). И на мою деятельность никак не повлияют те или иные руководители). И уж тем более у меня нет цели или желания им услужить. О вашей деятельности на данном сайте они даже не знают). Мне все равно в общем что вы пишите о постановках, но у нас есть действительно талантливые артисты, которых вы незаслуженно оскорбили в своем материале, пытаяюсь все свои личные претензии к теару переложить на спектакль и всех, кто в нем работает)
Забавно, Ирина, другое — что вы, сотрудник театра, не понимаете элементарных основ профессиональной этики: сотрудники театра вообще не должны оставлять подобные комментарии в публичном пространстве. А теперь, когда я поймала вас за хвост, поете мне песенку «Нам не страшен серый волк». Полагаете, я должна расстроиться, что ваше начальство не знает о моем сайте? )) Ага, вот трагедия-то. Ушла страдать в гордом одиночестве. Что касается артистов — лучше бы они оскорблялись тому, в какой порнографии выходят на сцену. Всего хорошего.
Забавно читать отзывы 4х-летней давности!Интересно,Елена,Вы уже «навели»порядок в Красноярском театре?Сегодня в Оренбурге смотрели «Камею».Напишу коротко,ибо я — простой зритель,кулуарные «разборки» творческой интеллигенции мне не нтересны.А интересно,что мюзикл нам понравился,так же как и всему залу,в котором не было свободного места!Причем,в Оренбурге уже не премьера,мюзикл живет третий год и рекламы ,в принципе,уже нет никакой.Зрители аплодировали стоя,артистов не отпускали со сцены! Думаю,самое главное-признание зрителей ! Хотя,конечно,можно и про зрителя написать….рецензию