Не стоит пугаться — на V Красноярской ярмарке книжной культуры (она же – КрЯКК, одна из самых любимых и желанных аббревиатур в жизни красноярских интеллектуалов) никого не затопило. «Потоп» — название аудивизуального музыкального проекта, которым в этом году открылась ярмарка.
Жанр этой постановки можно условно определить как видеоопера. Условно, потому что видеоряд как декорация используется сейчас в спектаклях (и не только в оперных) довольно часто. «Потоп» — произведение для солистов, хора и музыкального ансамбля из струнных и ударных. Видеоряд в нем визуально подкрепляет сюжетную линию либретто, которое написал Фридо Манн, внук известного немецкого писателя Томаса Манна.
Композиция состоит из пролога и трех частей, библейский сюжет о Великом Потопе в них перекликается с современными реалиями. Идея такова: для человечества Потоп — не только наказание за грехи, но и способ нравственного очищения. Сегодняшнее отношение человечества к самому себе — с бесконечными войнами, повсеместной жестокостью и нетерпимостью — настолько далеко от всех нравственных ориентиров, что, похоже, пришло время для нового потопа, чтобы смыть все эти беззакония…
Автор идеи и музыки — Владимир Тарасов, с которым красноярцы уже познакомились на прошлой КрЯКК. На нынешней ярмарке у Тарасова настоящий бенефис: помимо уже двух состоявшихся показов «Потопа» впереди у него — Сонатина для четырех поэтов (3 ноября, 18:00, Клуб КрЯКК), джазовая программа соло и с трио, причем первая, «Думая о Хлебникове», приурочена к 100-летию футуризма (4 ноября, 19:00, МКЗ). Наконец, участие сразу в нескольких проектах Музейной ночи (5 ноября, 20:00, Красноярский музейный центр), а в КрЯКК-клубе в дни ярмарки можно посмотреть выставку современной японской гравюры Кохо Мори, которую курирует Тарасов (художник Мори – его друг).
Думаю, многие красноярские меломаны знают Владимира Тарасова, прежде всего, как джазового барабанщика (в прошлом он участник знаменитого трио, где музицировал с Вячеславом Ганелиным и Владимиром Чекасиным). «Потоп» открыл его поклонникам еще одну сторону в творчестве этого многогранного музыканта. И весьма интересную: в музыке «Потопа» органично сплелись джазовые и восточные ритмы, классическая оперная вокальная традиция и церковно-хоровые песнопения. Слушать музыку этого произведения было одно удовольствие.
Либретто, к сожалению, не столь безупречно. Во всяком случае, к подстрочнику перевода, который проецировался над сценой оперного театра, есть вопросы. Возможно, на английском языке (на котором написан «Потоп») синтез ветхозаветных цитат и современных социальных воззваний не так режет слух. Но на русском это выглядело довольно коряво. В какой-то момент я поняла, что на подстрочник вообще не стоит обращать внимания. После чего, наконец, получила от «Потопа» настоящее удовольствие.
Кстати, чем еще интересен этот проект — в нем приняли участие красноярские музыканты: ансамбль ударных под руководством Алексея Крыжановского и хор Свято-Троицкого собора под руководством Владимира Пономарева. Как пояснил Владимир Тарасов, на гастролях он не всегда привлекает к участию в «Потопе» местных музыкантов. Но в данном случае остался очень доволен таким сотрудничеством.
Фото Андрея Минаева
Обсуждение