Она рассказывает о нем очень просто, без пафосных фраз, заносчивости или надрывности. Говорит о том, насколько он был и остается важен для нее, о том, что именно он дал ей ощущение смысла жизни. Она — это Вера Таривердиева, и ее рассказ о муже — композиторе Микаэле Леоновиче Таривердиеве.
Вера Гориславовна приехала в Красноярск на открытие третьего международного фестиваля
— Каким был композитор Таривердиев в жизни?
— Микаэл Леонович – это феномен. Он какой в музыке, такой и в жизни. Это не преувеличение и не красивые слова. Он и сам говорил:
Что бы он ни писал, будь то органное или симфоническое произведение, оно понятно людям, хотя бывает сложным для исполнения. Скажем, симфония
После просмотра фильма о нем
— В своих идеалах он не разочаровывался, но переживал
— Говорят, с наградой за музыку к фильму
— Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени при смешных обстоятельствах. Дело в том, что когда фильм вышел, произошла глупая история с телеграммой якобы от Фрэнсиса Лея с обвинением в плагиате, которая в итоге оказалась просто шуткой. После премьеры вся съемочная группа фильма, кроме Микаэла Леоновича, была представлена на Госпремию.
Много лет спустя, в 1981 году, Микаэл Леонович оказался в Сочи, где состоялась премьера его скрипичного концерта. На следующее утро после премьеры, Таривердиев завтракал со знакомым в гостинице. К нему подошел официант и сказал:
Дело в том, что ранее в Союзе композиторов его призывали:
— Музыка Таривердиева удивительна своей невероятной гармоничностью..
— На самом деле ему с его ощущением гармонии, цельности, было непросто. Таривердиев был человек сложной судьбы. Будучи востребованным, он чувствовал себя одиноким. Ему постоянно приходилось отстаивать свое ощущение музыки. Ведь Таривердиев изобрел некую новую простоту в смысле внятности и понятности высказывания, невозможности работать только технологиями.
— Как случилось, что от музыки кино он перешел к органной?
— Микаэл Леонович окончил институт имени Гнесиных в классе Арама Хачатуряна. У Арама Ильича в институте был небольшой орган. Таривердиев знал орган и чувствовал этот инструмент неплохо. Кроме того, Микаэл Леонович по музыкальному происхождению, по структуре, по построению музыки композитор барочный. Он использовал орган и клавесин в киномузыке. Поэтому такой переход был для него естественным.
Есть и другая сторона вопроса. Таривердиев писал только ту музыку, которую слышал внутри себя. Я была свидетельницей того, как он творил. Произведения приходили к нему целиком. Он как будто принимал эту музыку
— Насколько сейчас музыка Таривердиева востребована и известна?
— Есть такой закон: большие величины разворачиваются во времени. Нужно время, чтобы творческое наследие Микаэла Леоновича было понято, воспринято. Сегодня говорить о том, что его наследие полностью освоено, нельзя. Его органная музыка начинает быть востребованной. Органисты ее знают благодаря международному конкурсу, который начинался в Калининграде, а теперь проходит в США, Германии и Казахстане. Однако среди симфонических произведений Таривердиева есть еще даже не исполненные.
В это интервью вошла только часть беседы с Верой Гориславовной. Тем, кто не смог присутствовать, сочувствую. Она действительно прекрасная рассказчица. Но фестиваль
да, на Хироко я тоже очень хочу сходить. Хорошее интервью!