Петр Аникин: «До конца года в театре выйдет как минимум пять премьер»

17 февраля после трехлетней реставрации открывается первая очередь здания Красноярского драмтеатра им. Пушкина. С конца февраля начнется прокат спектаклей на большой сцене. Но строительные работы на этом не закончены. Театру необходимы два дополнительных блока, где, как планируется, разместятся малая сцена, цеха и просторный склад для хранения декораций – все это даст дополнительные возможности, без которых не может полноценно работать ни один современный театр. Тем не менее, несмотря на их отсутствие, уже сейчас на большой сцене будут выпускаться новые спектакли. О том, что в ближайшее время ждет публику в отреставрированном театре, рассказал его директор Петр Аникин.

Петр Аникин

Петр Аникин

– Итак, с чего все начнется, Петр Анатольевич?
– С торжественного открытия, на которое мы пригласили гостей со всей России. А первая премьера, «Двенадцатая ночь, или Как вам будет угодно» У. Шекспира в постановке главного режиссера театра Олега Рыбкина, состоится уже 27 февраля. Сейчас у нас есть новый репетиционный зал, хорошо оснащенный. Работа над спектаклем идет полным ходом.

– Задолго до открытия театра вы не раз говорили, что у большой сцены теперь появятся новые уникальные свойства. Какие?
– Теперь это сцена-трансформер – она разделена на девять частей, у режиссеров масса возможностей для воплощения самых фантастических идей. Как далеко шагнет их фантазия, мы сможем убедиться в ближайшее время. (Смеется.) До конца 2015 года в театре будет выпущено как минимум пять премьер. Принципиально изменилась механика сцены, у нас полностью обновилось световое и звуковое оборудование, вентиляционное. Мои специалисты очень довольны.

– А достаточно ли в театре специалистов, способных справиться со всей этой современной техникой?
– Достаточно. Дополнительно приняли на работу механиков. К тому же, компания «ТТК» (ЗАО «Театрально-техническая корпорация»), которая монтировала нам оборудование, будет два месяца обучать наших специалистов всем премудростям. Уверен – справимся.

– Вы упомянули о пяти грядущих премьерах. Что ждет публику помимо «Двенадцатой ночи»?
– У нас очень плотный график. В марте Олег Рыбкин приступает к работе над спектаклем «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса, премьера запланирована на апрель. Параллельно Алексей Песегов начнет репетировать ко Дню Победы повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка». Геннадий Тростянецкий продолжит репетиции «Пиковой дамы», ее премьерой откроется следующий творческий сезон. Все постановки выйдут на большой сцене. На осень также намечена премьера нового спектакля для детей – «Тявкай и рычи» Ю. Клавдиева. Это наш совместный проект с Фондом Михаила Прохорова, саму пьесу можно было услышать на фестивале современной драматургии «ДНК» ( «Драма. Новый код»). В этом году «ДНК» тоже непременно состоится – как обычно, весной. Подробнее со следующим сезоном определимся в ближайшее время. Сейчас все наши силы направлены на то, чтобы освоиться в обновленном здании. А потом можно будет и дальнейшие планы строить.

Театр ждет зрителей

Театр ждет зрителей

Главное, что труппа сохранилась! Только потеряли двух наших старейших артистов – Екатерину Ивановну Мокиенко и Виктора Васильевича Питерского, светлая им память… Но, честно говоря, были опасения, что кто-то из артистов не выдержит, уйдет из театра. Нет, никто не ушел, даже новыми за эти годы приросли.

Что-то из старого репертуара с большой сцены уйдет?
– До конца сезона точно ничего не будем снимать. Во-первых, сейчас просто не до того. А во-вторых, я считаю, если зритель ходит – значит, спектакль себя не исчерпал. Наши спектакли пользуются стабильным спросом, пока не вижу причин с чем-то расставаться. Во всяком случае, до тех пор, пока не выпустим новые работы. А такие спектакли, как «Чайка» А. Чехова – вообще бренд театра. Он номинант «Золотой маски», объехал множество других фестивалей – я как директор хочу сохранить его в репертуаре как можно дольше.

Более того, мы обязательно восстановим «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу. У него сложная декорация, играть его в походных условиях было невозможно. Но это достойный спектакль и хочется, чтобы он шел.

– А какие удобства предусмотрены для зрителей?
– Я понимаю – зрители хотят посмотреть, на что потрачены народные деньги. (Улыбается.) Мы постарались с проектировщиками и строителями бережно сохранить ту красоту, которая была у исторического здания – его благородный дизайн, лепнину, декор – все отреставрировано. И удобства для публики во всем этом великолепии, разумеется, тоже предусмотрены.

Гардеробы и туалеты переместились в большое пространство под театром – там сейчас много места, чтобы можно было привести себя в порядок и раздеться без очередей и толкотни. По предложению депутатов справа на входе в театр появилось просторное фойе, где в холодную погоду люди смогут подождать своих спутников перед началом спектакля в комфортных условиях. А не на улице, как это было прежде. Что, согласитесь, в сибирских условиях немаловажно.

Появилась возможность посещать театр и у людей с ограниченными физическими возможностями. Для них обустроены пандусы, чтобы заезжать, специальное помещение, где они смогут раздеться и отдохнуть, свой туалет, где все приспособлено для их нужд. И выделены места в зрительном зале, чтобы люди в колясках могли смотреть спектакль.

Театр им. Пушкина

Театр им. Пушкина

– Насколько изменится ценовая политика?
– У нас будет широкий разброс – от 100 рублей до 3 тысяч, каждый сможет выбрать билет по своим возможностям. К тому же сохраняются льготные билеты – для студентов, малоимущих людей, для многодетных семей и т.п. Они будут стоить еще меньше.

– А как вы прокомментируете стоимость общих затрат на реставрацию? Цифры называют разные, недавно в СМИ упорно муссировалась сумма в 3 миллиарда рублей. И кредит, опять же, театру пришлось взять…
– Кредит – это не дополнительные затраты. Он понадобился, потому что в 2014 году в краевом бюджете, как известно, образовался большой дефицит, средств на достройку театра практически не оставалось. Поэтому нам пришлось взять кредит – в рамках ранее утвержденных проектов и смет. Просто мы эти деньги получили не из бюджета, а из банка. Но, естественно, с закладыванием их в бюджет 2015 года – погашать сумму в 590 миллионов рублей будет не театр, а краевая казна.

Теперь о трех миллиардах. Не знаю, с какого потолка взялась эта цифра – вопрос к тем, кто ее озвучивает. Общая сумма затрат составила меньше полутора миллиардов. То есть, 1 миллиард 399 миллионов рублей, со всеми корректировками. Общая стоимость двух дополнительных блоков – не более 650 миллионов рублей.

– Насколько возросла стоимость строительных работ с начала реставрации?
– Первый договор, на 996 миллионов, включал в себя только демонтаж здания и его последующую постройку – именно на него мы проводили первый конкурс. Дизайн-проект, в который вошли все реставрационные работы, то есть мебель, шторы, паркет и т.п., в силу своей сложности появился позже. Его стоимость составила 158 миллионов.

Большой зал театра - вид изнутри

Большой зал театра — вид изнутри

Почему впоследствии возросла цена проекта? Много дополнительных затрат выявилось уже в процессе строительства. В гардеробе мы специально сохранили под стеклом кусок стены здания, чтобы зрители увидели, как выглядел наш фундамент – он был просто убитый! Проектировщики не могли достоверно оценить состояние фундамента, не разрыв здания. А разрыть его было нельзя до тех пор, пока мы не перестали играть спектакли на большой сцене. И только после раскопок выяснилось, что фундамент нужно полностью перезаливать.

Плюс в здании очень много вентиляционных труб, проводка – все это хозяйство пришлось замуровывать в стены. Стены ломали, потом восстанавливали – это опять дополнительные работы. В 2012 году были приняты дополнительные законодательные нормы по пожарной охране, что также повлекло удорожание сметы. Скажем, у нас окна некоторых гримерок выходят к жилому дому, там находится трансформаторная будка. Согласно новым требованиям, пришлось устанавливать специальный механизм: в случае возгорания будки на окнах захлопнутся противопожарные шторы. И таких нюансов очень много. В итоге все и вылилось в ту цифру, которую я назвал – то есть почти 1,4 миллиарда рублей.

– Почему произошла смена подрядчика?
– Чтобы работать в историческом здании, нужна лицензия. К моменту начала реставрации такую лицензию в Красноярске имели всего четыре строительных компании. Мы объявили конкурс. На него заявилась всего одна строительная фирма – ЗАО «Унистрой», и по закону мы были обязаны заключить с ней договор. Полгода работали нормально. А потом началось – задержки сроков, махинации со средствами. Когда Счетная палата выявила эти нарушения, тогдашний губернатор края Лев Владимирович Кузнецов приказал расторгнуть договор. Но фирма стала оспаривать его решение. В итоге работы приостановились на полгода, свою строительную площадку мы получили лишь через Арбитражный суд. Объявили следующий конкурс, на который заявилась «ТТК» – эта компания и завершила работы по основному корпусу.

К сожалению, это все издержки законодательства, где главное – цена вопроса: чем дешевле подрядчик оценивает свою работу, тем больше у него шансов выиграть конкурс. Что, как показал опыт театров всей страны, в корне неправильно, к этому закону очень много нареканий. Фирма заявляет небольшую стоимость услуг, сбивает цену, по закону выигрывает конкурс, а потом не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства! И как заранее выявить недобросовестного подрядчика? Все-таки помимо цены нужны дополнительные критерии. То есть, установка, прежде всего, на качество.

К нам едут "Волки и овцы"!

К нам едут «Волки и овцы»!

– Мы с вами углубились в финансовые вопросы, а хотелось бы услышать еще о каких-нибудь творческих радостях. Публика изголодалась, может, каким-нибудь фестивалем в скором времени порадуете?
– Еще как порадуем. К нам сейчас хлынул просто поток заявок от желающих показаться на нашей сцене, всех вместить не в состоянии. (Смеется.) Но уже летом мы принимаем у себя сразу несколько ведущих российских театров. С 20 по 30 июня при поддержке Фонда Прохорова пройдут большие гастроли Московского театра им. Е. Вахтангова. Они покажут спектакли «Дядя Ваня», «Анна Каренина», «Посвящение Еве», «Медея», «Ревнивая к себе самой» и сказку «Кот в сапогах» – что-то у нас, что-то в ТЮЗе. А со 2 по 14 июля мы принимаем лучшие спектакли национального театрального фестиваля «Золотая маска» – «Волки и овцы» Мастерской Петра Фоменко, «Доброго человека из Сезуана» Московского драмтеатра им. Пушкина и «Три сестры» Малого драматического театра под руководством Льва Додина, Санкт-Петербург. Еще один «масочный» спектакль, «Вечер одноактных балетов Иржи Килиана», пройдет на сцене Красноярского театра оперы и балета.

Елена Коновалова 17 февраля 2015 г.

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи