17 февраля после трехлетней реставрации открывается первая очередь здания Красноярского драмтеатра им. Пушкина. С конца февраля начнется прокат спектаклей на большой сцене. Но строительные работы на этом не закончены. Театру необходимы два дополнительных блока, где, как планируется, разместятся малая сцена, цеха и просторный склад для хранения декораций – все это даст дополнительные возможности, без которых не может полноценно работать ни один современный театр. Тем не менее, несмотря на их отсутствие, уже сейчас на большой сцене будут выпускаться новые спектакли. О том, что в ближайшее время ждет публику в отреставрированном театре, рассказал его директор Петр Аникин.
– Итак, с чего все начнется, Петр Анатольевич?
– С торжественного открытия, на которое мы пригласили гостей со всей России. А первая премьера,
– Задолго до открытия театра вы не раз говорили, что у большой сцены теперь появятся новые уникальные свойства. Какие?
– Теперь это
– А достаточно ли в театре специалистов, способных справиться со всей этой современной техникой?
– Достаточно. Дополнительно приняли на работу механиков. К тому же, компания
– Вы упомянули о пяти грядущих премьерах. Что ждет публику помимо
– У нас очень плотный график. В марте Олег Рыбкин приступает к работе над спектаклем
Главное, что труппа сохранилась! Только потеряли двух наших старейших артистов – Екатерину Ивановну Мокиенко и Виктора Васильевича Питерского, светлая им память… Но, честно говоря, были опасения, что
–
– До конца сезона точно ничего не будем снимать.
Более того, мы обязательно восстановим
– А какие удобства предусмотрены для зрителей?
– Я понимаю – зрители хотят посмотреть, на что потрачены народные деньги.
Гардеробы и туалеты переместились в большое пространство под театром – там сейчас много места, чтобы можно было привести себя в порядок и раздеться без очередей и толкотни. По предложению депутатов справа на входе в театр появилось просторное фойе, где в холодную погоду люди смогут подождать своих спутников перед началом спектакля в комфортных условиях. А не на улице, как это было прежде. Что, согласитесь, в сибирских условиях немаловажно.
Появилась возможность посещать театр и у людей с ограниченными физическими возможностями. Для них обустроены пандусы, чтобы заезжать, специальное помещение, где они смогут раздеться и отдохнуть, свой туалет, где все приспособлено для их нужд. И выделены места в зрительном зале, чтобы люди в колясках могли смотреть спектакль.
– Насколько изменится ценовая политика?
– У нас будет широкий разброс – от 100 рублей до 3 тысяч, каждый сможет выбрать билет по своим возможностям. К тому же сохраняются льготные билеты – для студентов, малоимущих людей, для многодетных семей и т.п. Они будут стоить еще меньше.
– А как вы прокомментируете стоимость общих затрат на реставрацию? Цифры называют разные, недавно в СМИ упорно муссировалась сумма в 3 миллиарда рублей. И кредит, опять же, театру пришлось взять…
– Кредит – это не дополнительные затраты. Он понадобился, потому что в 2014 году в краевом бюджете, как известно, образовался большой дефицит, средств на достройку театра практически не оставалось. Поэтому нам пришлось взять кредит – в рамках ранее утвержденных проектов и смет. Просто мы эти деньги получили не из бюджета, а из банка. Но, естественно, с закладыванием их в бюджет 2015 года – погашать сумму в 590 миллионов рублей будет не театр, а краевая казна.
Теперь о трех миллиардах. Не знаю, с какого потолка взялась эта цифра – вопрос к тем, кто ее озвучивает. Общая сумма затрат составила меньше полутора миллиардов. То есть, 1 миллиард 399 миллионов рублей, со всеми корректировками. Общая стоимость двух дополнительных блоков – не более 650 миллионов рублей.
– Насколько возросла стоимость строительных работ с начала реставрации?
– Первый договор, на 996 миллионов, включал в себя только демонтаж здания и его последующую постройку – именно на него мы проводили первый конкурс.
Почему впоследствии возросла цена проекта? Много дополнительных затрат выявилось уже в процессе строительства. В гардеробе мы специально сохранили под стеклом кусок стены здания, чтобы зрители увидели, как выглядел наш фундамент – он был просто убитый! Проектировщики не могли достоверно оценить состояние фундамента, не разрыв здания. А разрыть его было нельзя до тех пор, пока мы не перестали играть спектакли на большой сцене. И только после раскопок выяснилось, что фундамент нужно полностью перезаливать.
Плюс в здании очень много вентиляционных труб, проводка – все это хозяйство пришлось замуровывать в стены. Стены ломали, потом восстанавливали – это опять дополнительные работы. В 2012 году были приняты дополнительные законодательные нормы по пожарной охране, что также повлекло удорожание сметы. Скажем, у нас окна некоторых гримерок выходят к жилому дому, там находится трансформаторная будка. Согласно новым требованиям, пришлось устанавливать специальный механизм: в случае возгорания будки на окнах захлопнутся противопожарные шторы. И таких нюансов очень много. В итоге все и вылилось в ту цифру, которую я назвал – то есть почти 1,4 миллиарда рублей.
– Почему произошла смена подрядчика?
– Чтобы работать в историческом здании, нужна лицензия. К моменту начала реставрации такую лицензию в Красноярске имели всего четыре строительных компании. Мы объявили конкурс. На него заявилась всего одна строительная фирма – ЗАО
К сожалению, это все издержки законодательства, где главное – цена вопроса: чем дешевле подрядчик оценивает свою работу, тем больше у него шансов выиграть конкурс. Что, как показал опыт театров всей страны, в корне неправильно, к этому закону очень много нареканий. Фирма заявляет небольшую стоимость услуг, сбивает цену, по закону выигрывает конкурс, а потом не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства! И как заранее выявить недобросовестного подрядчика?
– Мы с вами углубились в финансовые вопросы, а хотелось бы услышать еще о
– Еще как порадуем. К нам сейчас хлынул просто поток заявок от желающих показаться на нашей сцене, всех вместить не в состоянии.
Обсуждение