Красноярский театр им. Пушкина простился со своей большой сценой. И хотя пара внеплановых спектаклей 21 и 22 января здесь еще состоится, в ближайшие два-три года (хочется верить, что не дольше) публика будет смотреть репертуар большой сцены пушкинцев на других площадках. Краевая драма приступила к долгожданной реставрации.
Красноярский театр драмы им. А.С. Пушкина
Даже не думала, что расставание будет столь грустным… И хотя прекрасно отдаешь себе отчет, что никакой трагедии в этом нет, и реставрация театру давно необходима, — а вот, поди ж ты. Как только артисты пошли на поклон, невольно ощутила ком в горле, и слезы удержать не было ну никакой возможности. Как-то особенно остро вдруг ощутила и атмосферу этого старого, но такого уютного и родного зала, поистине намоленную. И свою многолетнюю зрительскую сопричастность всему, что здесь рождалось и умирало. Вспомнились первые, еще студенческие, попытки зафиксировать на бумаге свои переживания от увиденного. Да что там – двадцать лет совместной жизни позади…
Артисты прощаются со своей сценой
Понятно, что перемены необходимы. Но при любых переменах неизбежны и потери, иногда существенные. Как прокомментировал этот крутой поворот в жизни театра его главный режиссер Олег Рыбкин, самое главное после всех строительных изменений – сохранить атмосферу. Зданию театра им. Пушкина 110 лет, строилось оно на пожертвования красноярцев, по любви. Тот дух, что был в нем заложен, театру удавалось сохранить несмотря ни на какие социальные перемены и потрясения. Очень хочется надеяться, что реставрационные работы не испортят исторический облик здания и не разрушат его благородную атмосферу. Как это, увы, произошло с Красноярской филармонией, внутренний вид которой сейчас напоминает нувориша 90-х – пафосно и без вкуса, буржуазно в худшем смысле этого слова. Хочется верить, что хуже уже не будет. Театр им. Пушкина расположен в здании-памятнике, поэтому контроль над его реставрацией будет особенно пристальный.
Олег Рыбкин: «К ремонтным работам готов!»
Что изменится? Помимо наведения общего ремонтного лоска предполагается технологически оснастить театр на самом высоком уровне. Свет, звук и машинерия сцены нуждаются в полной замене, они давно не соответствуют современным требованиям. Я сама не раз была свидетельницей, как во время спектаклей на большой сцене лопались прожекторы. А артисты, как ни в чем не бывало, продолжали играть, не отвлекаясь на досадные помехи…
Кстати, после реставрации условия их работы в театре значительно улучшатся. По плану предусмотрены новые просторные гримерки, с душевыми кабинами и прочими удобствами. Появятся специальные комнаты около сцены, где можно будет спокойно ожидать своего выхода. Об удобствах зрителей, как обещает директор театра Петр Аникин, тоже позаботятся: «Гардеробы переместятся в подвал, за счет чего мы сможем расширить фойе и оборудовать больше буфетов, чтобы во время антракта не было очередей. Установим современные туалеты, полностью обновим зрительный зал. Хочется, чтобы людям было приятно проводить время в театре, чтобы они чувствовали в нем себя желанными гостями».
«Прощай, наш старый дом…»
При общем сохранении исторического облика здания в нем также появятся кое-какие пристройки. Где, в частности, будет оборудовано просторное помещение для складирования декораций. И тогда никакие авралы, пожары и прочие катаклизмы не помешают театру сохранять в полном объеме его репертуар. До сих пор не могу забыть, как после очередной волны пожарных проверок в Красноярской драме резко сняли с репертуара один из лучших его спектаклей, «Таланты и поклонники» А. Островского. Как оказалось, декорации в театре занимали больше места, чем положено по противопожарным нормам. А в «Талантах и поклонниках» оформление было одним из самых объемных…
Ну и, наконец, после реставрации появится приличное помещение у музея театра. Один из будущих экспонатов для него уже готов: после прощания со старой сценой Олег Рыбкин публично отпилил от нее кусок, артисты отодрали кусок лепнины, отрезали лоскут от старого занавеса – и все это разместили на картоне в рамке. На память будущим поколениям.
Первый экспонат для обновленного музея
Пока наш драмтеатр будет кочевать (февральскую афишу смотрите на его сайте), некоторые спектакли неизбежно сойдут с репертуара. В январе в последний раз отыграли детский мюзикл «Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж!», большую сцену закрыли спектаклем, который также снимают (как ожидается) – «Фредерик, или Бульвар преступлений». Лично я об этой постановке нисколько не жалею: «Фредерик» – одна из самых больших неудач краевой драмы последних лет. Но углубляться в эту тему совершенно не хочется. Если спектакль, не дай бог, «разморозят», отрецензирую по полной. А так, сняли – и сняли, скатертью дорога. Пусть репертуар театра пополнится чем-то более достойным. Кстати, ближайшая премьера у пушкинцев ожидается в марте — «Ladies night». Название крайне неожиданное, если учесть, что работает над этой откровенно коммерческой пьесой сам Рыбкин. Но Олег Алексеевич — из тех режиссеров, которые могут ставить что угодно, хоть телефонную книгу. И показать, казалось бы, предсказуемый материал с совершенно неожиданной стороны.
Да, если вы не увидели в февральской афише «Похороните меня за плинтусом» и «Пули над Бродвеем» — не пугайтесь, эти спектакли никто снимать не собирается. Просто их показ требует особых технических условий, для чего нужно подготовить площадки. В марте мы их непременно увидим, а возможно, и в феврале, бонусом. Билеты на «Плинтус», во всяком случае, расходятся в считанные дни.
Ну а я уже предвкушаю открытие большой сцены. Под оркестр, праздничный антураж и, самое главное, — с новой удачной премьерой. Время пролетит незаметно.
Фото Александра Мищенко
Грустно. Собиралась, собиралась сходить до закрытия и так и не собралась. Теперь вот корю себя(( Хорошо, если реконструкция не затянется на годы, как это у нас обычно бывает..
Лена, а кто будет контролировать работы — в конечном итоге кто будет отвечать за все, что получилось? Аникин? Новый министр культуры? Строительная компания (кстати, какая именно?)?
Адресовала вопрос в пресс-службу театра. Мне и самой это интересно… )
Байка в продолжение темы. Совершенно анекдотическая реакция в разговоре с коллегой. Рассказываю ей:
— Я тут про закрытие сцены «пушки» высказалась… Эх, теперь три года туда не попадешь…
— Да ты что… Ну, не переживай! Правда лучше неправды! Может быть, лучше псевдоним?
— ??? Ты о чем? Я вообще-то о том, что у них большая сцена на ремонт закрылась…
— А я подумала, они на тебя обиделись!
— Ага, и аж на три года отлучили! ))))
реконструкция в любом случае продлится «годы», без всякого «затягивания». года на 3 эта история.
Страшно. Боюсь, что сохранить «дух» не удастся все равно.
Во-первых, наверное будут применять другие материалы. А все деревянное было…
Если гардероб уберут — фойе сразу изменится. Вот та самая «вешалка», с которой начинается театр… Да и раздевалка в подвале, судя по БКЗ — это ужас-ужас.
Я уж даже ничего не могу предположить по поводу кресел. Поставят, как в БКЗ, фанеру… Кстати, там в Малом зале пластик кое-где снизу уже отслаивается… А такие были кресла классные раньше…
Если бы реставрация была, а не реконструкция… А реконструкция только сцены… Но об этом можно только мечтать.
Так это вроде как раз и будет именно реставрацией. Во всяком случае, так обещают, посмотрим. В оперном тоже были классные кресла, очень удобные. А сейчас жесткие, неуютно сидеть ((
Неизвестно, что они под «реставрацией» понимают, в таком случае. Фасад сохранят в прежнем виде? ))
Зачем гардероб-то в подвал убирать? Буфет на втором этаже совсем не маленький. Часто он там работает только с одной стороны, а с другой — закрыт. Что за фантазии с буфетом?
А я больше опасаюсь, что за эти годы (следуя опыту локальных войн — думаю что в три года не уложаться :-( сама труппа театра измениться, многие из молодых и перспективных могут просто уйти…. ведь скитаться как неприкаянным по разным сценам — не лучший вариант…. Не все выдержат . Хотя не скрою реконструкция театра нужна была еще лет 5-6 назад.