Продолжаем разговор о городском пространстве. Этот пост будет изобиловать ненавистными мне словами
Морфология, заимствованная из другой эпохи, оказалась не приспособлена к частной собственности. Вид из космоса вообще категория абстрактная. Какое дело муравьям до того, что их муравейник в плане имеет форму пятиконечной звезды или, например, пальмы? Разве что гордость вызывает и патриотизм. Почему же мы более 20 лет продолжаем по инерции строить плохо адаптируемые к реальности советские города?
Инертность законов и нормативов
СНиП
Федеральный закон №123
Санитарные нормы для школ, детских садов, стоянок, как и нормативы, устанавливающие
Все просто — эти законы не имеют ничего общего с реальной жизнью и пишутся, чтобы максимально переложить ответственность МЧС, СЭС и т.п. на архитектурные и планировочные
Правила игры
Новая парадигма городских взаимоотношений определяла правила игры, по которым застраивается город, в процессе игры. Тяжелое финансовое положение городов вынуждало их спекулировать муниципальной собственностью. А с появлением Федерального закона №131, который лишил города способности независимо богатеть и развиваться. В растущих агломерациях строительная отрасль окончательно утвердилась в роли надежды и опоры муниципалитетов. Она самодостаточна, кушать не просит, первой приходит на помощь, планомерно удовлетворяет дефицит жилья, создает рабочие места, и является практически бездонным источником капитала.
Постепенно город стал продавать свою землю на аукционе строителям, все большими и большими кусками. Сегодня, получив такой кусок на откуп, любой крупный застройщик поднимает микрорайон с такой скоростью, что бюджет не поспевает со строительством инфраструктурных объектов. В основном, поэтому мы имеем районы с однообразной и потому скучной застройкой без дорог, школ и поликлиник.
Вид на микрорайон Николаевский после строительства
Компании, эксплуатирующие инженерные сети,
Получаются города, где удобно сетевикам, пожарным, и строителям, то есть всем кроме людей.
Планировочные ограничения
Естественное стремление застройщика к максимальному съему квадратных метров с участка хорошо согласуется со спросом на квартиры этажом повыше. Строительство ряда жилых зданий в историческом центре наложило тяжелый отпечаток на облик города.
Власть предпринимала ответные шаги. Появились планировочные ограничения, регламенты использования городских территорий, совместно с демократическими процедурами для принятия решений. Вообще градорегулирование в Красноярске, в основном, осуществляется тремя документами – Генпланом города, Правилами землепользования и застройки, и Краевым законом
Приложение 1 к Правилам землепользования и застройки Красноярска.
Ограничения решали сиюминутные задачи властей, поэтому породили побочные эффекты. Например, отток строительной активности к периферии города, где практически нет ограничений и минимум интересов третьих лиц, или территориальное деление города на крупные куски с одной функцией.
Я могу понять, чем оправданы гигантские производственные или рекреационные зоны, но зачем Красноярску такого же размера жилые и, тем более,
Комплексная и точечная застройка
Должен сразу сказать, что в Градостроительном кодексе эти словосочетания отсутствуют.
Принято противопоставлять точечной застройке комплексную. Но в чем же разница? Любое строительство уплотняет город, и может быть как уродливым, так и вполне гармоничным. Просто первый вариант чаще встречается в наших городах.
Что такое плотность
Плотность застройки — это отношение количества общей площади зданий на единицу площади территории. Плотность населения — соответственно количество человек на единицу площади территории.
Бытует миф, что Красноярск — очень плотный город. Это не так, Красноярск невероятно жидкий и дезинтегрированный. Он разорван на куски двумя физическими границами — Енисеем и железной дорогой, а плотность населения в границах города составляет всего 28 человек на гектар. Например, в Барселоне на территории в три раза меньше Красноярска населения в 1,6 раза больше
Вместо того чтобы застраивать окраины, сложившуюся городскую ткань как и пустоты между районами можно и нужно уплотнять. А
Что же касается
Продолжение следует…
Центр Барселоны, прямо скажем, не шедевр дизайна. Но Китай конечно куда хлеще.
Кое с чем я согласен, кое с чем нет.
Централизованная застройка спальных районов только жилыми домами безусловно убога, но с другой стороны, в центре Красноярска, наряду с офисами, немало и жилых зданий, и что мы видим? жильцы частенько не могут выехать со своих мест, запаркованные предприимчивым приехавшим на работу планктоном…
Фотку Барселоны спроецируйте в наши реалии — это будет громадная бесконечная пробка. Потом уже и въезд на дороги платным сделаем, и т.п….
Мое мнение — при наличии такого количества свободного места как в России, и такой высокой стоимости жилья (не думаю что при этом рентабельность строителей держиться на уровне 5-10%), банально глупо выглядит это размещение бетонных коробок друг впритирку к другу. Ни на Взлетке, ни в Северном нет ни единого парка более-менее крупного. Потому что деревья не приносят денег…
В центре Барселоны помимо большого количества зданий получается и большое количество дорог, просто у нас в Красноярске через каждый район идет одна пропускная трасса, и весь поток пытается пропихнуться через нее. А квартальная застройка поток разбивает на множество более мелких.
Я это хорошо ощущаю когда мне надо от Дк.Автомобилистов проехать к Октябрьскому мосту. Там удобные кварталы между Павлова — Кутузова, встать в пробке можно только на Мичурина. Потому что, как и пишет, автор — это один из немногих путей попасть на другую сторону железной дороги.
В прошлой статье я писал, о том что «дизайнерский» вид города сверху не имеет значения для людей снизу. Любой удобный для жизни город если «спроецировать в наши реалии» — будет одна большая пробка. Об этом и речь — нужно менять реалии. Мы все время делим друг друга на жителей и планктон, на пешеходов и автомобилистов. Это все одни и те же люди. Это мы с вами.
Просторный город имеет огромный профицит территории, которую ни один, даже богатый, муниципалитет не в состоянии содержать в порядке. В компактном не жестко зонированном городе стоимость инфраструктуры и благоустройства намного ниже, все функциональные связи короче и нет такой маргинальной зависимости от транспорта. Я разверну эту мысль шире в следующих статьях.
при беглом взгляде не китайские кварталы — подумалось что это фотошоп .
Антон, мог бы ты развить тему
«Компании, эксплуатирующие инженерные сети, каким-то загадочным образом узаконили отступы фасадов от красных линий кварталов микрорайонов до 6 метров и расстояния между сетевых коридоров разного назначения до 3-5 метров. Такой «запас» им нужен, чтобы копая теплотрассу, не перерубить водопровод или электрокабель. Но это же абсурд.
Получаются города, где удобно сетевикам, пожарным, и строителям, то есть всем кроме людей.»
По-моему, не совсем очевидные выводы. Мне например, нравится простор, много зелени, и света в городе. А тут кажется можно сделать вывод, что ты это считаешь неудобным для людей.
Компактный город с возможностью беспрепятственного пешего перемещения намного комфортнее для людей. Ниже этажность и плотнее застройка, хотя бы как в историческом центре города, и света и зелени будет достаточно.
Пожалуйста, назовите мне свой самый любимый район для прогулок, и я вам объясню почему это так.
Такого района чтобы объединял все три признака нет. Но нравится теперь по Молокова до ул Батурина пройтись, по новой брусчатке.
А зелень конечно — в Академгородке. Еще нравится улица Юности — эссенция сталинских построек.
Оригинальный выбор. Не могу никак сообразить про ул. Молокова. Брусчатка — то немногое, что вам надо для счастья. Брусчатка должны быть везде. Думаю, у вас не наберется достаточно единомышленников. Академ — это не зелень, а лес. Природа разнообразна и интересна сама по себе. Миллионный город не может обеспечить все свои районы кусками настоящей природы. Но есть ряд приемов делающих город удобным и приятным местом для времяпровождения.
Юности — очень интересное место. Сталинская застройка, квартальная структура, человеческий масштаб и разнообразие, поэтому гулять интересно. Не хватает малого бизнеса. Он мог бы существенно увеличить ценность территории. При такой этажности 25-метровая улица совсем не кажется тесной. Здесь есть место и человеку и автомобилю и зелени.
Последнее время работаю и живу далеко не в самых красивых и удобных районах города. По-этому появление на брусчатки уже радует и оставляет позитивное отношение к месту. Летом-осенью приходилось по грунту ходить в это месте. Нравится мне тут один книжный магазин — прогуливался до него в обеденный перерыв. Сейчас приятнее.
Благоустройство делает лучше любое место, где оно проводится. Это как бы аксиома.
Я категорический противник брусчатки!
Может быть вам нравится на нее смотреть, но некоторые по ней еще и вынуждены постоянно ходить. Зимой она становится жутко скользкой, ломиком по ней лед не собьешь, вот и получается чудовищная наледь, по которой идти невозможно.
Летом очень часто песок просто осыпается и кирпичики проваливаются под землю. Там где брусчатка лежит не первый сезон это происходит постоянно — зияющие дыры и риск провалиться.
Может конечно у нас какая-то неправильная брусчатка или ее не умеют класть, но гораздо удобнее ходить (вот именно ходить пешком) по асфальту и летом, и зимой! Ох. Наболело, ей богу.
О брусчатке (тротуарной плитке) на этой неделе подробно рассказал Варламов.
При правильной укладке она действительно многим лучше асфальта.
Вот только соблюдение технологий это история не из Волшебной страны, к сожалению :(
Если я правильно понял, под уплотнением и точечной застройкой понимается возведение во дворах и рекреациях старых районов города новых жилых домов и деловых центров, при этом используется старая социальная, жилищно-комунальная и иная инфраструктура? Не уверен, что плотность застройки Европы– это причина комфортности проживания, скорее следствие возраста города. Как, к примеру, обстоит дело с плотностью большинства американских городов?
Согласен. Хотя к примеру район «Покровский» является комплексным уплотнением «при этом используется старая социальная, жилищно-комунальная и иная инфраструктура».
В массе своей американские города имеют очень низкую плотность и очень далеки от совершенства. А те что хороши, например, Нью Йорк, Сиэтл, Атланта, Бостон, Портленд, Сан Франциско развиваются по европейской модели, постоянно сдерживая свое территориальное разрастание. Один из критериев удобства города — его удобство для пешеходного движения и большая концентрация разнообразия. Это достигается только в плотной городской среде.
Про Америку хорошо написано здесь: http://maxkatz.livejournal.com/46240.html
Я понял вашу и знаменитого муниципального депутата идею. Она мне очень импонирует, я люблю гулять по городу. Однако, к сожалению, она мне кажется утопичной. Существует очень много ‘но’. Про ржавые теплотрассы и забитые поликлиники упомянули, есть и другое препятствие. При вашем подходе, очевидно, большинство горожан должно предпочитать общественный транспорт, в том числе люди, которые могут позволить себе автомобиль. На мой взгляд, для этого не достаточно даже иметь достойный общественный транспорт, такой подход несвойственен нам в принципе. В Европе существует привычка общественной жизни, жизни «на виду». Вечером итальянец или испанец выходит на кривую улочку и ужинает вместе со всем кварталом, а не на заперевшись на кухне. Их не беспокоит, что до противоположного окна можно дотянуться рукой, у нас же наоборот. Мы не живем хуторами, мы строим двухметровые заборы. Автомобиль у нас–это еще и личное пространство, в котором нет чужих. Поэтому, кстати, лучше если он тонирован в ночь. И поэтому у нас вряд ли приживется и доминирующий общественный транспорт, и плотная застройка. А вот разнообразная, удобная, красивая– да, полностью согласен.
Егор, я против радикальных мер в принципе и бинарных оппозиций (то есть выбирать между черным и белым) в частности. Автомобиль безусловное и безоговорочное благо, я сам автомобилист и сам не собираюсь с ним расставаться. Но для меня езда по городу это постоянный стресс. И при возможности, в выходные например, я пользуюсь общественным транспортом. Если бы с моей остановки ходил трамвай до мой работы, для своих маятниковых поездок я бы выбрал его. Вы сильно преувеличиваете полагая, что люди не готовы пользоваться общественным транспортом, если у них есть авто. Речь не идет о доминировании, скорее о наличии такой альтернативы в принципе. Многие люди пользуются автомобилем только для езды на работу и обратно, при этом постоянно испытают стресс и сложности с парковкой. Социологический опрос, который проводила кафедра транспорта СФУ показал, что 50% опрошенных автомобилистов пользовались бы общественным транспортом при его наличии в адекватной конкуренции автомобилю по скорости, цене и комфорту. Свои предложения по транспорту я опишу в следующих постах.
Мне кажется, вы немного путаете причину со следствием. Не потому у нас люди запираются на кухнях, что им этого сильно хочется. Их нет на улицах, потому что нет улиц. Про поводу застройки, скажу, что я не предлагаю строить Флоренцию, я предлагаю в параметрах опираться на застройку исторического центра Красноярска.
Плотность центра Красноярска–это гораздо более умеренный подход. В большинстве крупных городов Европы передвигаться на автомобиле невозможно, о чем всех честно предупреждают жители. Я был в Барселоне на автомобиле. Вот эти вот квадратные кварталы, которые очень красивы с Sagrada Familia, из автомобиля кажутся адом. Набор очень узких, часто в одну полосу, улочек. Проблема парковки в плотной застройки Европы в разы удорожает эксплуатацию личного транспорта–стоимость платных зашкаливает, часто место на улице продается вместе с квартирой, принята практика расталкивания машин бамперами, и т.д. Другими словами, европейская застройка не предполагает массовое использование машин абсолютно. Очень хорошо, что в ее не предлагаете. :) Я, конечно, не согласен по поводу причин и следствий, но это отдельная тема. В исследовании СФУ просто многие вкладывали в понятие комфорта отсутствие щелкающих семечки и глотающих пиво соотечественников, и вот это я пока называю утопией. Мне все же кажется, что вместо попыток пересадить горожан на автобусы, необходимо удовлетворить их имеющиеся потребности. Я, например, не понимаю почему разрешается строить дома и бизнес-центры без учета необходимых парковочных мест, но это обратный вашему подход. :) Когда я искал место для жизни в Красноярске, я рассматривал районы в промежутке от центра до Академгородка. Мне не нравится Взлетка и Северный, их облик можно и нужно менять, тут я с вами солидарен. Но пока мы имеем существующие транспортные предпочтения, их надо учитывать. И не забываем, что «Так это в Турции… Там тепло…» :)
Приятно общаться с умными людьми. Егор, предлагаю продолжить дискуссию о транспорте в комментариях к следующим статьям. Я планирую посвятить теме транспорта несколько отдельных постов.
Почему «такой подход несвойственен нам в принципе», чем мы отличается? Менталитет не такой? Типичное заблуждение.
Какую среду сделаешь, в такой и будут обитать ее жители… Если будет развит общ. транспорт, большинство будет ездить на нем. У европейцев развита «привычка общественной жизни, жизни на виду» потому что этому способствует среда. Если у нас будут удобные, приятные улочки, или дворики, народ будет проводить время там.
согласен полностью
В Покровке нет никакой по сути социальной,жилищно-коммунальной и иной структуры.Есть,скорее «асоциальная».)) Есть старый заброшеный парк,есть школа,и пара пищевых магазинов.За всем остальным люди ездят в город.
Хлесткий урбанизм )))
Очень интересная статья! Буду ждать продолжения. Интересно, если рассмотрите вопросы социологии архитектуры и гетеротопию пространства, очень актуальная тема в современных исследованиях города.
Спасибо! продолжение появится в ближайшие сутки
Антон, а будет ли подниматься вопрос о парках отдыха и скверах в нашей инфраструктуре?
со временем, думаю, дойду до этого
Классный пост!
Только от реальности оторваный.
Согласен с удобством перемещения по кварталам, с рассредоточением потоков, с тем, что маленькую территорию проще обслуживать.
Не согласен с призывам к точечной застройке даже под соусом экспертной оценки и общественного обсуждения — будут лепить что и как попало.
Не согласен жить «окна в окна». Мы не европейцы, мы не выходим на улицу ужинать потому, что зима у нас большую часть года, мы привыкли дома — теплее на кухне.
Не согласен с осуждением строительных норм — их необходимо реформировать и, в части материалов этот процесс идет, но они должны быть еще более жесткими.
И тем не менее, очень много дельного в посте, автору респект и пожелание привязаться к реальности.
я девять лет проработал в области реального проектирования, и что такое «реальность» знаю не понаслышке
Пост не оторван от реальности. Отсылки к местному опыту об этом говорят достаточно ясно. И тут не в коем случае не надо делить на «нашу» и «не нашу» реальность. Реальность одна на всех, даже если мы не хотим её принимать. Согласны, что нормы надо пересматривать, но вот ужесточение или смягчение — это уже вопрос второй. Важнее переориентировать их суть и фундаментальные императивы, направленные на создание более гуманной среды, о чем и говорится во всех постах этой серии автором.
парой слов-почему у нас так не строят?вроде выгодно всем
ответ нашел здесь-http://krskdaily.ru/2012/03/architecture/city-for-people/#comments
инертность..
А моя любимая улица — Парижской Коммуны в районе пересечения с пр.Мира, атмосфера там особенная, хочется там находиться. А любимый дом в городе- дом Чернышева.
Не надо так рьяно винить только нормы,и власть в плохой застройке города — ведь у нас и многие проектировщики (и не только они) прогибаются под деньги заказчика. Назовите в городе архитектора, который воплотил свой проект (свой, сделанный с любовью для людей и их комфортного обитания) в жизнь. Начинать что-то менять необходимо с себя и своего отношения к окружающим людям, к той среде, в которой живем. Все хотят чтоб было чисто, но никто не уберет за своей собакой и не кинет бычок в мусорный бак. Какие мы- такой и город нас окружает. Добавьте позитива в себе и сосед станет позитивнее и улыбчивей, глядишь и власть посмотрит на город по новому, когда общественность будет интересоваться тем, что творится вокруг нее. За сумбур прошу прощения, но как-то последние городские события заставляют негодовать.
С вами сложно не согласиться.