«ДНК»: взгляд назад

В Красноярске в эти дни проходит фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» ( «ДНК») – без преувеличения, одно из самых значимых театральных событий творческого сезона в крае. Фестиваль пятый, и в дни его первого юбилея нелишне вспомнить, как он развивался. Я полностью присутствовала на всех предыдущих четырех фестивалях. Предлагаю вашему вниманию (в немного сокращенном виде) тексты о них, опубликованные ранее в газете «Вечерний Красноярск», а также в театральном журнале «Страстной бульвар, 10».

В 2008 г. в Красноярском театре им. Пушкина прошел первый фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» ( «ДНК»). Инициативу театра поддержал Фонд Михаила Прохорова. Девять фестивальных пьес были предложены публике как театрализованные актерские прочтения. Изначально идею таких прочтений опробовали осенью 2007-го, на Красноярской книжной ярмарке. Интерес зрителей оказался настолько явным, что мысль о фестивале пришла сама собой.

Чем интересен такой фестиваль? Во-первых, отличная возможность выявить запросы и внутренние табу аудитории, проверить в лабораторной форме, как воспринимается современный драматургический язык. Извечный поиск: а вдруг что-то из предложенного впоследствии можно будет воплотить в полноценный спектакль? Во-вторых, читки полезны самим актерам. Лексика сегодняшних авторов далека от литературного изящества, и большинство их пьес – не для публичного воспроизводства. Во всяком случае, исходя из привычных представлений. А если все-таки позволить себе обойтись без купюр – способны ли на это артисты? Труппа выдержала тест на раскрепощенность. Да и публика, в общем-то, тоже.

Начался «ДНК-I» с премьеры спектакля «Там вдали», поставленного по пьесе современного британского автора Кэрил Черчилл (режиссер Олег Рыбкин). Название пьесы отсылает к сказочным русским присказкам «В некотором царстве, в некотором государстве» – место и время действия вымышлены. Но конец света, описанный автором, – не фантазия, это прямое отражение нашей реальности, где жестокость и насилие представляются чем-то отдаленным и не имеющим к нам самим никакого отношения. А на деле это можно обнаружить и в собственном дворе.

Спектакль «Там вдали»

Спектакль «Там вдали»

Антиутопии вообще стали основной темой первого «ДНК». Да и как еще драматургам выразить свое отношение к современности с ее многочисленными запретами? Только через фантазии о грядущем. Или через осмысление прошлого. Такой опыт обращения к истории на фестивале можно было увидеть на примере пьесы «Станция» Юлии Яковлевой, героями которой стали члены семьи Льва Толстого.

Но к антиутопиям авторы обращаются все же чаще. В дилогии «Будущее покажет» Виктории Никифоровой представлены два варианта развития общества. В первом разгромлены «прогнившие западные демократии», и «правоверные объединяются под зеленым знаменем ислама». Во втором все наоборот – побеждены «варварские орды исламских фундаменталистов», торжествует политкорректность. Но и то, и другое оборачивается для мира кошмарным абсурдом. Как и всякая попытка возвести некую истину в абсолют. Не пора ли остановиться, поискать разумные компромиссы?..

«Дзюдо» Вячеслава Дурненкова отсылает нас в технократическое будущее. Обычно фантасты представляют его как цивилизацию роботов. В пьесе Дурненкова все не столь гламурно: здесь кишечник побеждает разум и сердце. Как поясняет голос за сценой, функции последнего вообще сильно преувеличены. А тех, чьи запросы выходят за пределы потребительских, – на воспитательную переплавку.

Прочтение пьесы «Кастинг»

Прочтение пьесы «Кастинг»

Самая остроумная из фестивальных антиутопий – «Титий Безупречный» Максима Курочкина. Артисты Людмила Михненкова и Сергей Селеменев с режиссером Германом Грековым великолепно представили ее в форме радиопьесы. Футуристический анекдот о некоем капитане, космическом убийце, которому, дабы понять, откуда на мир надвигается очередная угроза, дается задание – о, ужас! – поискать ответ сначала в дурацких комиксах о ватном шарике, а затем на сцене театра. В финале на капитана снисходит озарение. Но зрителям так и не суждено узнать, кто же основной враг всего живого. Проблема озвучена, решение за нами…

На «ДНК» прозвучали и другие пьесы. Об искалеченном мире детей и взрослых, вплоть до откровенной бытовой чернухи ( «Соколы» Валерия Печейкина). О поисках антигламурного героя, способного противостоять насквозь опопсевшему обществу ( «Кастинг» Германа Грекова – кстати, одна из лучших пьес фестиваля). Но победивший дракона сам рискует стать драконом…

Спектакль «Там вдали»

Спектакль «Там вдали»

Как и следовало ожидать, на фестивале у некоторых зрителей возник вопрос о мате. Нередко именно его вольное использование в пьесах наших современников воспринимается как одна из причин, по которым новая драма так плохо приживается на отечественной сцене. Но ненормативная лексика в сегодняшней драме – не самоцель, она лишь буквально отражает происходящее вокруг. А уж насколько это органично – вопрос персональный к каждому автору. Хотя, возможно, это действительно уместно лишь в лабораторных условиях или, по крайней мере, на малой сцене.

Основная же проблема невостребованности современной драматургии в другом – большая часть нашей публики если и ходит в театр, то лишь за развлечением, социальные проблемы ей неинтересны. А театр не может сбросить со счетов кассовые интересы. Вот и получается – замкнутый круг… Другой, неравнодушной части зрителей если и есть возможность где-то познакомиться с современными пьесами, то разве что на таких вот драматургических читках. (Забегая вперед – порадуемся, что «ДНК» стал ежегодным.)

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи