Ирина Прокопенко: Не может просто «чиновник» руководить филармонией

В середине мая гендиректор Красноярской краевой филармонии Ирина Прокопенко объявила, что покидает пост и переезжает в Санкт-Петербург. Учредитель, коим является министерство культуры края, пока безмолвствует: кто возглавит крупнейшее культурное учреждение, по крайней мере, широкой аудитории, еще неизвестно. О том, что достанется новому руководству и перспективах развития филармонии Ирина Львовна рассказала практически накануне своего отъезда из Красноярска.

Ирина Прокопенко

Ирина Прокопенко

«В первую очередь, я горжусь коллективами филармонии, которые поверили мне и доверили себя»

— Ирина Львовна, когда вы пришли работать в филармонию в 2010 году, Ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко перешагнул свой 50-летний рубеж. В какой форме коллектив сегодня?

— Ансамбль в прекрасной творческой форме и готов к самостоятельной автономной работе. У него хорошие перспективы. Коллектив уже давно позиционирует себя не только на уровне края и России, сейчас он вновь вернулся к своей международной истории, что очень важно. За последние три года значительно обогатился репертуар ансамбля, последовательно восстанавливаются хореографические композиции из «Золотого фонда» основателя ансамбля – Михаила Годенко.

В состав коллектива влились молодые талантливые выпускники Красноярского хореографического училища, что значительно увеличило шансы ансамбля на его долголетие. Молодая энергетика, обширный репертуар позволяют реализовать самые сложные творческие задачи, в том числе масштабные гастрольные проекты. Пример тому – мартовские гастроли во Францию и Швейцарию, где у артистов был очень плотный график. Ансамбль с блеском его выдержал, что позитивно отразилось на его имидже для зарубежных продюсеров.

Красноярский  государственный академический  ансамбль танца Сибири им. М.  Годенко

Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. Годенко

Коллектив востребован в России, он входит в число лучших российских ансамблей народного танца, это доказывают его гастроли по городам центральной части страны. У себя на Родине, в Красноярском крае и Красноярске, ансамбль танцев Сибири любим зрителями, его концерты всегда проходят с неизменным аншлагом. Художественный руководитель Владимир Моисеев, насколько я знаю, планирует укорениться в этом коллективе и рассматривает творческие планы на будущее именно в контексте ансамбля.

— Можно ли говорить о столь же стабильной ситуации в других коллективах филармонии, в частности, в оркестрах?

— То, что удалось сделать ансамблю танца Сибири – получить такой приток талантливой молодежи и активную гастрольную жизнь – пока, к сожалению, не удается сделать академическому симфоническому оркестру. Он сейчас остро нуждается в молодых исполнительских кадрах. Например, в группе духовых инструментов дефицит оркестрантов уже весьма ощутим. И это не столько наша проблема, сколько печальная тенденция в российских симфонических оркестрах.

Причин тому несколько – недостаточное количество выпускников духовиков в музыкальных ВУЗах, в том числе и в Красноярске, невысокий уровень оплаты труда в сравнении с другими симфоническими оркестрами СФО.

— А есть ли у нас финансовая возможность привлекать молодых музыкантов?

— Это вопрос непростой, но, думаю, вполне решаемый. Нужно, чтобы краевые власти, министерство культуры края «развернулось» к симфоническому оркестру. До истечения 2012 года есть небольшая финансовая подпитка в рамках целевой программы «Культура Красноярья»: оркестру выделялся отдельный грант. Но даже если он сохранится в программе на последующий срок, возможности финансовой поддержки коллектива нужно значительно расширять.

В этом плане очень показателен пример симфонического оркестра в Екатеринбурге — международные гастроли, собственный абонемент в Мариинском театре, концертные программы в лучшем московском зале имени Чайковского. Все это подчеркивает высокий статус оркестра и его творческое состояние. Это, безусловно, большая заслуга художественного руководителя и главного дирижера коллектива – Дмитрия Лисса, а также отношение властей Екатеринбурга, которые весьма настойчиво и системно в течение длительного времени финансово патронируют оркестр.

Красноярский академический симфонический оркестр

Красноярский академический симфонический оркестр

Положительные тенденции у нас, конечно, наблюдаются. Красноярский академический симфонический оркестр в сентябре 2012 года приглашен в Екатеринбург для участия во Втором симфоническом форуме. На своей стационарной площадке оркестр постоянно выступает с рядом блистательных солистов – Денисом Мацуевым, Борисом Березовским, Николаем Луганским и не только. Такие программы всегда вызывают большой интерес слушателей.

Однако ярких масштабных собственно симфонических оркестровых программ в концертном сезоне КАСО явно не хватает. Я уверена, красноярская публика многое понимает и умеет ценить качество программ не только потому, что в них присутствует ряд известных фамилий, солистов или дирижеров. Зритель реагирует на то, с какой долей искренности играют музыканты, с какой личной отдачей. Сегодня, когда в программе нет статусного солиста, на текущий репертуар публика уже не «голосует ногами». И здесь проблема не в рекламе, а в самом оркестре. С этим нужно считаться и уже что-то делать.

— В ноябре Красноярский филармонический русский оркестр ждет большой фестиваль-конкурс дирижеров. Какие надежды инициаторы проекта на него возлагают?

— Красноярский русский филармонический оркестр – это, без ложной скромности, достояние филармонии. Таких масштабных по составу музыкантов русских оркестров в России осталось очень мало – три!

История создания КФРО — это профессиональная работа Анатолия Бардина, его художественного руководителя и главного дирижера. Он был не только талантливым музыкантом и аранжировщиком, но и сподвижником, просветителем в области национального искусства. С безвременным уходом Анатолия Юрьевича нам пока не удается всецело восполнить нишу художественного руководителя, уж очень яркой и цельной фигурой он был, искренне жаль, что мне так мало времени выпало поработать с ним… Пока «дирижерское плечо» подставил его ученик – Валерий Шелепов.

Красноярский филармонический русский оркестр

Красноярский филармонический русский оркестр

Русский филармонический оркестр сегодня находится в еще более сложной ситуации, чем симфонический. И это тоже общероссийская тенденция. Причин несколько: национальное искусство в советское время было своеобразной визитной карточкой культуры страны, в том числе на международном уровне. Оно щедро патронировалось государством. Сейчас приоритеты финансирования изменились, произошла смена поколений, ослаб интерес молодой слушательской аудитории к жанру. Нам очень важно искать новую эффективную творческую стратегию, которая бы способствовала повышению интереса зрителей к народному искусству, сохранению и развитию уникального пласта народной культуры для будущих поколений.

Русские оркестры остро нуждаются в оригинальном современном репертуаре. Нужно активнее сотрудничать с современными композиторами, пишущими для русских оркестров, поскольку, сегодня невозможно «эксплуатировать» только переложения репертуара симфонической музыки и исполнять аранжировки русских народных песен. В КФРО молодой энергичный состав музыкантов, есть и свои талантливые солисты – Вера Макарова, Сергей Борисов. Во многом укреплению творческого имиджа КФРО будет способствовать проведение Третьего конкурса дирижеров русских оркестров имени Анатолия Бардина, который мы будем проводить в ноябре 2012 года.

Кстати, специальным гостем фестиваля–конкурса станет русский оркестр Новосибирской государственной филармонии под управлением Владимира Гусева. Слушателей ждет грандиозное выступление двух оркестров – это около 160 человек — на одной сцене Большого концертного зала.

— В этом сезоне заметно отличился ансамбль песни «КрасА». Весной в Большом зале с аншлагом прошел их юбилейный концерт, зимой с серией мастер-классов к ним приезжала московская театральная студия «SounDrama», совсем недавно «КрасА» вернулся с фестиваля в Португалии. Каким вы видите будущее этого коллектива?

— По исполнительскому составу ансамбль песни «КрасА» молод, но у него очень талантливый и мудрый художественный руководитель – Анатолий Хлопков. Я считаю, что ансамбль сейчас, если не на пике славы, то на пике своей прекрасной формы. Здесь и высокая профессиональная подготовка, и прекрасные сильные певческие голоса, и пластичные движения. Артисты способны исполнять очень разный по стилистике репертуар. Это увеличивает их шансы на успех и делает серьезную заявку на гастроли не только российского, но и международного уровня.

Ансамбль песни «КрасА»

Ансамбль песни «КрасА»

Я бы сказала, что это наш валютный резерв, который необходимо настойчиво продвигать далеко за пределы Красноярского края. Последнее их выступление на фестивале в Португалии убедительно это доказало, успех у публики просто оглушительный!

— Вы рассказали о своем видении дальнейшего развития самых крупных коллективов филармонии. Но есть еще «Свободный балет», «Вольница», «Каприччио», детские театры и не только.

— Безусловно, все коллективы разные. С одной стороны, сложно распределить ограниченные финансовые ресурсы на развитие и успешную концертную деятельность. С другой, такое разнообразие — это возможность заполнить разные стилевые ниши, привлечь большее число публики за счет разных эстетических интересов и культурных запросов публики. Даже небольшим театральным коллективам, выступающим с репертуаром для детей дошкольного возраста, к которым ранее в Филармонии складывалось отношение по остаточному принципу, за последний год удалось вновь завоевать внимание зрителей и повысить собственный творческий статус.

В сезоне 2012-2013 года планируется значительное обновление репертуара, в котором найдется место и для театрального эксперимента в содружестве с приглашенными режиссерами, в том числе из других городов России. А развитие интерактивного общения с детьми, привитие интереса к чтению художественной литературы с самого раннего возраста послужит основанием для еще большей популярности абонемента «Книжный театр».

«Каприччио» значительно обновил свой состав. Хоров мальчиков сегодня не так много, в этом тоже преимущество филармонии. Эти мальчишки, а особенно их родители, бабушки и дедушки, у меня вызывают глубокое уважение. В то время, когда их сверстники всецело захвачены электронными гаджетами и новомодными спортивными экстримами, они погружены в культуру академического пения и вместе с этим впитывают целый пласт мировой художественной культуры, как опыт и норму отношения и окружающему миру и людям.

Если говорить о «Свободном балете» Валерия Терешкина, у этого коллектива есть своя яркая танцевальная школа, прекрасная исполнительская техника. В текущем концертном сезоне мы увидели великолепную работу художественного руководителя Валерия Терешкина — балет «Движение к истине».

«Свободный балет» В. Терешкина

«Свободный балет» В. Терешкина

— В последние два года во время вашей работы заметно актуализировалось джазовое направление. Сейчас у филармонии есть Вероника Махотина, ее «Мэйнстрим бэнд» и Jam-квартет. Но пока, честно говоря, не наблюдается каких-то заметных шагов в их развитии.

— Для нас важно то, что мы возродили джазовые программы на более системной основе. Не скрою, наши исполнительские джазовые силы находятся в пути своего развития. Но мы стараемся регулярно приглашать джазовые составы из других городов России, а при наличии благополучной финансовой ситуации зарубежные коллективы. В прошедшем концертном сезоне мы показали и американский, и европейский джаз. Наряду с традиционным классическим направлением нам удалось представить слушателям экспериментальный джаз. Отрадно, что в новом формате состоялся «перезапуск» фестиваля «ЕНИJAZZ». Как нам показалось, аудитория помолодела вместе с фестивалем – ведь мы его предлагали как раз для студенческой среды.

Вероника Махотина сегодня – сложившаяся солистка филармонии. Думаю, что одна из ее последних программ, в которой она выступала вместе с Красноярским академическим симфоническим оркестром была очень яркой, и публика поддержала исполнительницу — полный Большой концертный зал и бурные аплодисменты.

— В мае филармония открыла продажи 36 абонементов нового сезона. В числе новшеств – проект «Вторник без пробок» для тех, кто работает в центре города и готов переждать пробку в концертном зале, а потом ехать домой «с ветерком». Не опасаетесь за наполняемость зала? Каждый вторник набирать Малый зал — почти 500 мест – задача не из простых.

— Это эксперимент. Формат популярной классической музыки для тех, кто просто хочет отдохнуть после рабочего дня, снять эмоциональное напряжение, а также для тех начинающих слушателей, которые не решаются приходить на серьезные и сложные академические программы. Если не пробовать, не знаешь, как сработает, в филармонии Нью-Йорка тоже есть подобный проект, мы совершенно случайно об этом узнали, когда уже утвердили нашу программу.

В новом сезоне мы также решили изменить подход с точки зрения преподнесения программ в симфоническом детском абонементе. У нас будет две пары разных ведущих: уже знакомая Ольга Волокитина и органист Андрей Бардин с сыном. На концертах зрители услышат диалог о музыке и музыкантах папы-маэстро и сына — учащегося музыкальной школы. Еще один необычный проект «Сказки народов мира». Зрители будут слушать различные сказки в исполнении актрисы Литературного театра под музыку ансамбля ударных «Siberian percussion», сидя на мягких подушках.

«Филармония заявила определенный уровень и статус в профессиональном сообществе»

— В интервью многих директоров филармоний России встречается слово «недофинансирование», а одна из главных тем — нехватка средств. Вы об этом сознательно не говорите, или у нас такой проблемы нет?

— Не то, чтобы нет. Просто нужно уметь работать с денежными потоками, понимать, что они всегда были и будут ограничены. Никогда государство не сможет принять на свой патронат все проблемы. Государство занимается просвещением, оно уже предлагает программы не на самоокупаемости, а значительно их датируя. Но определенную часть средств зритель должен взять из своего кошелька и вложить в собственное культурное развитие. Это нормально.

На западе концертные организации на 90% существуют за счет зрительского интереса, остальные 10% в США падают на благотворителей и меценатов, в Европе – на государство. У нас ситуация обратная: 80- 90% средств дает государство. Это огромная статья расходов. Порядка 10 -15% у нас – деньги привлеченные, спонсоров, например, или средства от продажи билетов. Поэтому я считаю, что говорить о недостатке средств некорректно по отношению к государственному бюджету.

Другое дело, что в этом бюджете должны быть четко расставлены приоритеты. Нельзя разрешить проблемы в один год и даже за два и три, необходима системная работа и четко сформулированные задачи. Важно, чтобы те лица, в чью компетенцию входит формирование бюджетов и их распределение понимали профессиональные потребности организаций культуры и больше доверяли самим организациям, предоставляли творческую свободу и поддерживали инновации, нацеленные на эффективный результат.

Ирина Прокопенко

Ирина Прокопенко

— Как вы думаете, такие масштабные проекты как «ЕНИJAZZ» фестиваль народно-сценического танца «Истоки. Ветер перемен» будут продолжаться после вашего ухода?

— Они должны продолжаться, потому что филармония заявила в данных фестивалях определенный уровень и статус в профессиональном сообществе. Но здесь возможна работа только в команде, только с осознанием творческих задач и с опорой на ресурсы коллективов филармонии. Важно и тесное сотрудничество с экспертной средой, которая формирует основные приоритеты фестивальных программ, определяет профессиональную проблематику и способна оценить результат. Коллектив сегодня дееспособный, как говорится, бери и делай.

— У вас есть предположения, кто за это возьмется?

— Очень хочется это отдать в правильные грамотные профессиональные руки. Должна быть личность с масштабным мышлением, высокими культурными компетенциями и, конечно, с высшим музыкальным образованием. Таковы сегодня запросы времени к руководителям крупных культурных институций.

— А есть такие люди в Красноярске?

— Есть. Нужно только, чтобы те, кто будут принимать решения о назначении, имели смелость их назначить. Это должны быть люди не «удобные», а люди профессионально грамотные. Профессионал никогда не посоветует неправильного для культурной институции, не будет действовать во вред, он будет только развивать, добиваться высоких и позитивных результатов.

Я с большой печалью сейчас смотрю на многие отраслевые ведомства, которые вдруг стали бояться профессионалов, начали от них отгораживаться, как от недейственных инструментов. Их опытом, мнением нужно пользоваться. Не может просто «чиновник», без базовых профессиональных специфических знаний руководить филармонией, или театром. Это специфические вещи, которые требуют колоссального культурного опыта, масштабного мышления и глубоких профессиональных знаний и понимания специфики.

— Чем из того, что было сделано за время вашей работы, особенно гордитесь?

— Я не горжусь, а искренне радуюсь. В первую очередь, результатам творческой работы коллективов филармонии, которые поверили мне и доверили себя, как очень хрупкий организм и очень тонкий инструмент. Мне отрадно, что удалось сплотить коллектив и научить работать в команде на единый результат. Самое удивительное в том, что всем это понравилось, теперь важно не растерять приобретенных навыков совместного труда и чувства локтя.

Сейчас, помимо творческого состава, в филармонии успешно работает команда креативных, молодых, энергичных менеджеров, успешно реализующих свои проекты. Именно с их помощью были внедрены многие инновации в управлении и маркетинге – электронная система продаж билетов на концерты, абонементные программы, новый современный европейский визуальный стиль афиш и буклетов, сейчас готовится к запуску и новый сайт филармонии. Все это, я надеюсь, — прекрасный задел для будущего развития учреждения и его плодотворной работы. И я искренне желаю всем коллегам удачи и вдохновения!

Фото с сайта Красноярской краевой филармонии.

Ольга Черухина 18 июня 2012 г.

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи