В середине мая гендиректор Красноярской краевой филармонии Ирина Прокопенко объявила, что покидает пост и переезжает в
«В первую очередь, я горжусь коллективами филармонии, которые поверили мне и доверили себя»
— Ирина Львовна, когда вы пришли работать в филармонию в 2010 году, Ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко перешагнул свой
— Ансамбль в прекрасной творческой форме и готов к самостоятельной автономной работе. У него хорошие перспективы. Коллектив уже давно позиционирует себя не только на уровне края и России, сейчас он вновь вернулся к своей международной истории, что очень важно. За последние три года значительно обогатился репертуар ансамбля, последовательно восстанавливаются хореографические композиции из
В состав коллектива влились молодые талантливые выпускники Красноярского хореографического училища, что значительно увеличило шансы ансамбля на его долголетие. Молодая энергетика, обширный репертуар позволяют реализовать самые сложные творческие задачи, в том числе масштабные гастрольные проекты. Пример тому – мартовские гастроли во Францию и Швейцарию, где у артистов был очень плотный график. Ансамбль с блеском его выдержал, что позитивно отразилось на его имидже для зарубежных продюсеров.
Коллектив востребован в России, он входит в число лучших российских ансамблей народного танца, это доказывают его гастроли по городам центральной части страны. У себя на Родине, в Красноярском крае и Красноярске, ансамбль танцев Сибири любим зрителями, его концерты всегда проходят с неизменным аншлагом. Художественный руководитель Владимир Моисеев, насколько я знаю, планирует укорениться в этом коллективе и рассматривает творческие планы на будущее именно в контексте ансамбля.
— Можно ли говорить о столь же стабильной ситуации в других коллективах филармонии, в частности, в оркестрах?
— То, что удалось сделать ансамблю танца Сибири – получить такой приток талантливой молодежи и активную гастрольную жизнь – пока, к сожалению, не удается сделать академическому симфоническому оркестру. Он сейчас остро нуждается в молодых исполнительских кадрах. Например, в группе духовых инструментов дефицит оркестрантов уже весьма ощутим. И это не столько наша проблема, сколько печальная тенденция в российских симфонических оркестрах.
Причин тому несколько – недостаточное количество выпускников духовиков в музыкальных ВУЗах, в том числе и в Красноярске, невысокий уровень оплаты труда в сравнении с другими симфоническими оркестрами СФО.
— А есть ли у нас финансовая возможность привлекать молодых музыкантов?
— Это вопрос непростой, но, думаю, вполне решаемый. Нужно, чтобы краевые власти, министерство культуры края
В этом плане очень показателен пример симфонического оркестра в Екатеринбурге — международные гастроли, собственный абонемент в Мариинском театре, концертные программы в лучшем московском зале имени Чайковского. Все это подчеркивает высокий статус оркестра и его творческое состояние. Это, безусловно, большая заслуга художественного руководителя и главного дирижера коллектива – Дмитрия Лисса, а также отношение властей Екатеринбурга, которые весьма настойчиво и системно в течение длительного времени финансово патронируют оркестр.
Положительные тенденции у нас, конечно, наблюдаются. Красноярский академический симфонический оркестр в сентябре 2012 года приглашен в Екатеринбург для участия во Втором симфоническом форуме. На своей стационарной площадке оркестр постоянно выступает с рядом блистательных солистов – Денисом Мацуевым, Борисом Березовским, Николаем Луганским и не только. Такие программы всегда вызывают большой интерес слушателей.
Однако ярких масштабных собственно симфонических оркестровых программ в концертном сезоне КАСО явно не хватает. Я уверена, красноярская публика многое понимает и умеет ценить качество программ не только потому, что в них присутствует ряд известных фамилий, солистов или дирижеров. Зритель реагирует на то, с какой долей искренности играют музыканты, с какой личной отдачей. Сегодня, когда в программе нет статусного солиста, на текущий репертуар публика уже не
— В ноябре Красноярский филармонический русский оркестр ждет большой
— Красноярский русский филармонический оркестр – это, без ложной скромности, достояние филармонии. Таких масштабных по составу музыкантов русских оркестров в России осталось очень мало – три!
История создания КФРО — это профессиональная работа Анатолия Бардина, его художественного руководителя и главного дирижера. Он был не только талантливым музыкантом и аранжировщиком, но и сподвижником, просветителем в области национального искусства. С безвременным уходом Анатолия Юрьевича нам пока не удается всецело восполнить нишу художественного руководителя, уж очень яркой и цельной фигурой он был, искренне жаль, что мне так мало времени выпало поработать с ним… Пока
Русский филармонический оркестр сегодня находится в еще более сложной ситуации, чем симфонический. И это тоже общероссийская тенденция. Причин несколько: национальное искусство в советское время было своеобразной визитной карточкой культуры страны, в том числе на международном уровне. Оно щедро патронировалось государством. Сейчас приоритеты финансирования изменились, произошла смена поколений, ослаб интерес молодой слушательской аудитории к жанру. Нам очень важно искать новую эффективную творческую стратегию, которая бы способствовала повышению интереса зрителей к народному искусству, сохранению и развитию уникального пласта народной культуры для будущих поколений.
Русские оркестры остро нуждаются в оригинальном современном репертуаре. Нужно активнее сотрудничать с современными композиторами, пишущими для русских оркестров, поскольку, сегодня невозможно
Кстати, специальным гостем фестиваля–конкурса станет русский оркестр Новосибирской государственной филармонии под управлением Владимира Гусева. Слушателей ждет грандиозное выступление двух оркестров – это около 160 человек — на одной сцене Большого концертного зала.
— В этом сезоне заметно отличился ансамбль песни
— По исполнительскому составу ансамбль песни
Я бы сказала, что это наш валютный резерв, который необходимо настойчиво продвигать далеко за пределы Красноярского края. Последнее их выступление на фестивале в Португалии убедительно это доказало, успех у публики просто оглушительный!
— Вы рассказали о своем видении дальнейшего развития самых крупных коллективов филармонии. Но есть еще
— Безусловно, все коллективы разные. С одной стороны, сложно распределить ограниченные финансовые ресурсы на развитие и успешную концертную деятельность. С другой, такое разнообразие — это возможность заполнить разные стилевые ниши, привлечь большее число публики за счет разных эстетических интересов и культурных запросов публики. Даже небольшим театральным коллективам, выступающим с репертуаром для детей дошкольного возраста, к которым ранее в Филармонии складывалось отношение по остаточному принципу, за последний год удалось вновь завоевать внимание зрителей и повысить собственный творческий статус.
В сезоне
«Каприччио» значительно обновил свой состав. Хоров мальчиков сегодня не так много, в этом тоже преимущество филармонии. Эти мальчишки, а особенно их родители, бабушки и дедушки, у меня вызывают глубокое уважение. В то время, когда их сверстники всецело захвачены электронными гаджетами и новомодными спортивными экстримами, они погружены в культуру академического пения и вместе с этим впитывают целый пласт мировой художественной культуры, как опыт и норму отношения и окружающему миру и людям.
Если говорить о
— В последние два года во время вашей работы заметно актуализировалось джазовое направление. Сейчас у филармонии есть Вероника Махотина, ее
— Для нас важно то, что мы возродили джазовые программы на более системной основе. Не скрою, наши исполнительские джазовые силы находятся в пути своего развития. Но мы стараемся регулярно приглашать джазовые составы из других городов России, а при наличии благополучной финансовой ситуации зарубежные коллективы. В прошедшем концертном сезоне мы показали и американский, и европейский джаз. Наряду с традиционным классическим направлением нам удалось представить слушателям экспериментальный джаз. Отрадно, что в новом формате состоялся
Вероника Махотина сегодня – сложившаяся солистка филармонии. Думаю, что одна из ее последних программ, в которой она выступала вместе с Красноярским академическим симфоническим оркестром была очень яркой, и публика поддержала исполнительницу — полный Большой концертный зал и бурные аплодисменты.
— В мае филармония открыла продажи 36 абонементов нового сезона. В числе новшеств – проект
— Это эксперимент. Формат популярной классической музыки для тех, кто просто хочет отдохнуть после рабочего дня, снять эмоциональное напряжение, а также для тех начинающих слушателей, которые не решаются приходить на серьезные и сложные академические программы. Если не пробовать, не знаешь, как сработает, в филармонии
В новом сезоне мы также решили изменить подход с точки зрения преподнесения программ в симфоническом детском абонементе. У нас будет две пары разных ведущих: уже знакомая Ольга Волокитина и органист Андрей Бардин с сыном. На концертах зрители услышат диалог о музыке и музыкантах
«Филармония заявила определенный уровень и статус в профессиональном сообществе»
— В интервью многих директоров филармоний России встречается слово
— Не то, чтобы нет. Просто нужно уметь работать с денежными потоками, понимать, что они всегда были и будут ограничены. Никогда государство не сможет принять на свой патронат все проблемы. Государство занимается просвещением, оно уже предлагает программы не на самоокупаемости, а значительно их датируя. Но определенную часть средств зритель должен взять из своего кошелька и вложить в собственное культурное развитие. Это нормально.
На западе концертные организации на 90% существуют за счет зрительского интереса, остальные 10% в США падают на благотворителей и меценатов, в Европе – на государство. У нас ситуация обратная: 80- 90% средств дает государство. Это огромная статья расходов. Порядка 10 -15% у нас – деньги привлеченные, спонсоров, например, или средства от продажи билетов. Поэтому я считаю, что говорить о недостатке средств некорректно по отношению к государственному бюджету.
Другое дело, что в этом бюджете должны быть четко расставлены приоритеты. Нельзя разрешить проблемы в один год и даже за два и три, необходима системная работа и четко сформулированные задачи. Важно, чтобы те лица, в чью компетенцию входит формирование бюджетов и их распределение понимали профессиональные потребности организаций культуры и больше доверяли самим организациям, предоставляли творческую свободу и поддерживали инновации, нацеленные на эффективный результат.
— Как вы думаете, такие масштабные проекты как
— Они должны продолжаться, потому что филармония заявила в данных фестивалях определенный уровень и статус в профессиональном сообществе. Но здесь возможна работа только в команде, только с осознанием творческих задач и с опорой на ресурсы коллективов филармонии. Важно и тесное сотрудничество с экспертной средой, которая формирует основные приоритеты фестивальных программ, определяет профессиональную проблематику и способна оценить результат. Коллектив сегодня дееспособный, как говорится, бери и делай.
— У вас есть предположения, кто за это возьмется?
— Очень хочется это отдать в правильные грамотные профессиональные руки. Должна быть личность с масштабным мышлением, высокими культурными компетенциями и, конечно, с высшим музыкальным образованием. Таковы сегодня запросы времени к руководителям крупных культурных институций.
— А есть такие люди в Красноярске?
— Есть. Нужно только, чтобы те, кто будут принимать решения о назначении, имели смелость их назначить. Это должны быть люди не
Я с большой печалью сейчас смотрю на многие отраслевые ведомства, которые вдруг стали бояться профессионалов, начали от них отгораживаться, как от недейственных инструментов. Их опытом, мнением нужно пользоваться. Не может просто
— Чем из того, что было сделано за время вашей работы, особенно гордитесь?
— Я не горжусь, а искренне радуюсь. В первую очередь, результатам творческой работы коллективов филармонии, которые поверили мне и доверили себя, как очень хрупкий организм и очень тонкий инструмент. Мне отрадно, что удалось сплотить коллектив и научить работать в команде на единый результат. Самое удивительное в том, что всем это понравилось, теперь важно не растерять приобретенных навыков совместного труда и чувства локтя.
Сейчас, помимо творческого состава, в филармонии успешно работает команда креативных, молодых, энергичных менеджеров, успешно реализующих свои проекты. Именно с их помощью были внедрены многие инновации в управлении и маркетинге – электронная система продаж билетов на концерты, абонементные программы, новый современный европейский визуальный стиль афиш и буклетов, сейчас готовится к запуску и новый сайт филармонии. Все это, я надеюсь, — прекрасный задел для будущего развития учреждения и его плодотворной работы. И я искренне желаю всем коллегам удачи и вдохновения!
Обсуждение