Сегодня вынесли приговор трем участницам панк-группы Pussy Riot. Два года в колонии общего режима…
Приговор трем участницам панк-группы Pussy Riot. Фото ИТАР-ТАСС
Интернет в эти часы переполнен комментариями на злобу дня, люди осуждают приговор или поддерживают его в том духе, что «мало дали», рассуждают, как быть дальше. Если коротко, то я в этой истории «за белых»: наказание несоразмерно проступку. Ни с точки зрения юридической, ни просто человеческой. Но не хочу сейчас повторяться в аргументации или компилировать заявления уважаемых мною людей (замечу лишь – очень рада, что в поддержку узниц выступил мой любимый битл Пол Маккартни). Высказаться же в связи с этой историей хочу вот о чем.
Сегодня я побывала на выставке в Красноярском музее им. Сурикова. В город привезли пейзажи маринистов из фондов Ярославского художественного музея. Выставка милая, солнечная, уютно-летняя летняя – как выразилась моя подруга, «порадовать глаз тех, кто не побывал летом на море». Собрался круг «своих» — художники, искусствоведы, чиновники от культуры, случайно забредшие журналисты. Вежливо послушали одобрительные речи, выпили шампанского, закусили фруктами. Разошлись.
И – что? И ничего. Завтра откроется очередная симпатичная выставка, вернисаж соберет узкий круг профессионалов и тех, кто должен присутствовать по служебной обязанности. Выставка будет работать месяц, хорошо, если в миллионном городе ее за это время посетит 300-500 человек (сужу по опыту работы в частной галерее). Ну тысяча-полторы, с помощью активной рекламы. С началом учебного года музей, возможно, договорится привезти туда несколько классов школьников (у музеев такие возможности есть, у галерей нет). Хорошо, если из этого посещения кто-то для себя что-то вынесет. Но сколько бы ни было разговоров, что художнику важно найти своего зрителя, не очень заметно, чтобы художники были слишком озабочены поисками этих самых потенциальных зрителей, желанием до них достучаться.
Зрители «ДНК»
Эту вялотекущую безмятежность внутри культурного оазиса, занимаясь культурной журналистикой, я наблюдаю многие годы. В театре, пожалуй, в меньшей степени, особенно в последние годы, когда драматические театры вспомнили о своей социальной функции, необходимости «будоражить умы». И будоражат – с помощью фестиваля современной драматургии «ДНК» ( «Драма. Новый код») в Красноярском театре им. Пушкина, провокационных постановок проснувшегося от долгой творческой спячки Красноярского ТЮЗа. Действия эти театрам удаются с различной степенью эффективности, имеют разный художественный уровень и вкус. Но они, по крайней мере, есть. И они вызывают споры зрителей, порой весьма ожесточенные.
В сфере искусства изобразительного в Красноярске все споры в последнее время, похоже, свелись к внутрицеховым разборкам. И ладно бы эстетическим! Нет, все гораздо банальнее: «традиционалисты» спорят с «актуальщиками» на предмет, чьи произведения должны пополнить фонды будущего музея современного искусства. Иными словами, простите за грубость, сколько бабла отвалят власти, и кому это бабло перепадет. Кому из будущих посетителей этого самого музея интересно искусство и тех, и других, никого не волнует.
Спросите: при чем тут Pussy Riot? А вот при чем. Не скажу, что я большая поклонница акционизма, и сама акция, за которую их так неадекватно наказали, лично у меня изначально интереса не вызвала. Как безразличны мне были, например, акционистские выступления Олега Кулика. Изменить отношение к акции Pussy заставила даже не реакция властей церковных и светских (их поведение в этой истории отвратительно, но предсказуемо). По-настоящему потрясла реакция общества, в котором 44% опрошенных поддержали предложенный прокурором приговор в 3 года. Нашего с вами общества. Значительной части которого, судя по наблюдениям (см. выше), глубоко фиолетово искусство во всех его проявлениях. Народ равнодушен как к искусству условно традиционному, так и к актуальному (не сказать, что в дни Красноярской биеннале залы ломятся от посетителей). И вдруг этот самый народ выказал ясное отношение – будь то в активной поддержке или в яром отрицании – к жесту акционизма.
Можно сейчас до хрипоты спорить, посягнули ли Pussy Riot на святыни или не посягнули, была ли их акция святотатством, мелким хулиганством или просто свободолюбивым жестом – и так и ни к чему не прийти, у каждой из этих позиций найдутся свои защитники. Для меня же в этой истории (помимо сочувствия к узницам и понимания, что нельзя оставлять без внимания общества их дальнейшую судьбу) важно следующее.
«Час восемнадцать». Фото с сайта «Театра.DOC»
Я не представляю, в какую сторону будет развиваться искусство – неотрадиционализма, ультрасовременного радикализма или еще каких-то новых направлений, не поддающихся пока осмыслению и описанию. Но события последнего времени подтверждают, что искусство должно влиять на умы и настроения – и, к счастью, оно не утратило этой способности. Уже хрестоматийный пример, как спектакль «Час восемнадцать» маленького подвального «Театра.DOC» всколыхнул интерес общества к делу Сергея Магнитского. Акция Pussy Riot задела болевую точку нашего социума, и именно поэтому она вызвала такой резонанс и раскол. Нравится кому-то такая форма искусства или не нравится – вопрос десятый, важно, что есть реакция.
Свято место пусто не бывает. Если наше культурное сообщество в его подавляющей массе будет благодушествовать в своем уютном заповеднике, не откликаясь на действительные проблемы современности, не реагируя на вопиющие ее проявления, ему придется уступить дорогу – тем, кто на эти проблемы реагирует. Нет, я не призываю всех к акционизму или сугубо остросоциальному театру. Но все больше и больше убеждаюсь, что остаться в стороне, отсидеться в углу уже не получится. И будет очень жаль, если формы реагирования нашего искусства (разных его жанров и форм) сведутся исключительно к провокативным акциям. За неимением лучшего.
Всегда считал, что роль искусства не разжигать сиюминутные страсти и делать продукт на злобу дня. Художник–не таблоид, чтобы эпатировать зрителя остреньким и перчененьким. Наоборот, думаю, роль искусства в возвышении над суетой и приближении аудитории к вечным ценностям, которые зачастую не видны за политикой, чернухой, пошлостью тв, газет, интернета. Даже сатира, к примеру, становясь искусством, высмеивает вечные пороки, и написанная 100-200 лет назад, дает вполне узнаваемых сейчас пресонажей. А уделять внимание конкретной партии, лидеру, выборам, событию в конкретном текущем моменте–мелко, оставьте это масс медиа.
Что касается PR, то они явственно получили за всех и всё, за всё своё турне по музеям, общественным местам и церквям, за не свои изображения на литейном мосту, перевернутые машины и купола в виде клизм. Они и подобные им настойчиво провоцировали власть, постепенно нащупывая порог терпения. У нашей власти порог терпения оказался довольно низок, но уверен, они бы добрались до любого. И вот удалось,–стали показательным прецедентом. Общество четко показало–есть грань в публичном поведении, целенаправленно переходить которую не позволяется. И тут не столь значимо какую часть этого общества дразнили устроители акции: пародировали ли инвалидов перед больницами, плясали ли на могилах или амвоне, совокуплялись в музее или библиотеке и т.п.. вот, кого конкретно оскорбляло изображение члена на литейном?.. Теперь же не важно, что девушек могут через пару месяцев освободить по УДО, главное серьезный приговор произнесен в назидание всем. Задача была несколько умерить подобный пыл, даже если он имеет некоторую художественную ценность. А особенно, если нет.
Какая жалость. Быдло не ходит на креативные инсталляции и не любит их.
Осталось осквернителей могил записать в акционисты…
Ну ладно, приплели этих любительниц дешевого пиара к политике, ее уже дальше не замарать—там все хороши. Но к искусству-то! Хотите поставить их в один ряд с Рублёвым и Микеланджело тоже работавших в церквях?!
Господа, с некоторых пор я практически не вступаю в полемику в комментариях. Потому что считаю, что сам текст — это и есть мое высказывание, моя точка зрения. Абсолютно не претендую на то, чтобы все ее разделяли. И даже приветствую, когда люди озвучивают иные позиции — аргументированно. Собственно, форум для меня — это и есть обмен мнениями, а не спор.
Но в данном случае меня удивляет какое-то странное толкование моих слов в последних трех комментах. Или это комментарии не к тексту, а к самой акции? Если так, вообще не вижу смысла дискутировать. Если это все же реакция на текст, объяснюсь еще раз (хотя в последних двух абзацах, по-моему, все ясно сказано):
— Я не поклонница акционизма, особенно в радикальных его проявлениях. В тексте я говорила только о реакции на него, которая в случае с PR разделила общество. Но это беда общества, если неравнодушную реакцию в нем вызывают только такие формы искусства. На выставки — будь то современного или академического искусства — народ в массе своей (не быдло, SaAnVi, не стоит демонстрировать свой снобизм) не ходит. Когда к юбилею Сурикова наш Союз художников проводил опрос, кто такой Суриков, выяснилось, что мало кто из опрошенных это представляет. Улицу Сурикова знают, а то, что она названа в честь выдающегося художника — нет. Но печально то, что дальше констатации таких фактов дело не идет. Как воспитать в людях интерес к искусству? Это большой и серьезный вопрос, который в нашей стране никак не решается. И даже наоборот — делается все, чтобы этого интереса не было.
— В данном тексте я не оценивала качество акции Pussy Riot и ее художественный уровень. Но считать или не считать такие акции искусством — вопрос субъективный. Как бы то ни было, акция номинирована на Премию Кандинского, нравится это кому-то или нет.
— Не будем передергивать. За осквернение могил есть статья в УК. Если действия PR попадают под действие законодательства, судить и наказывать их надо в соответствии с законом. Но какое отношение к законодательству имеет «юридический» термин «кощуницы»? )) Равно как и другие предъявленные им аргументы религиозного, а не юридического характера? Именно поэтому процесс над PR вызвал такое резонанс. Если бы с ними обращались по закону, многие люди, которые активно выступили в их защиту, столь же активно раскритиковали бы их акцию. И они этого не скрывают. Сейчас же страшно еще и то, что этот приговор вызвал в некоторой части общества и массу неадекватных проявлений — как, например, те же спиленные кресты.
Поясню свое мнение относительно идеи текста. Можно эпатировать с помощью искусства, но сам по себе эпатаж искусством не является. Тем более им не является преступление против толерантности и веротерпимости. За это везде, и в исламских, и в иудейских, и в западных христианских культурах и государствах их бы судили и осудили.
Что касается субъективности детерминации, то для ее осуществления необходимы хоть какие-то объективные признаки, кроме желания ряда лиц приравнять это к искусству. А приведенный вами аргумент, к сожалению, позволяет сделать выводы скорее о Премии Кандинского, чем о действиях Пусси Райот. По сути же, ничем не обоснованное отнесение глупого преступления к форме искусства, может привести скорее к отторжению искусства как такого, чем к интересу к нему.
О выдвижении на Премию Кандинского — слово эксперту: http://newtimes.ru/articles/detail/55949/ Одно из мнений.
Если совершено преступление, наказание должно быть согласно действующему законодательству. А не «по понятиям», как произошло в данном конкретном случае. В этом плане я солидарна с Александром Архангельским — http://arkhangelsky.livejournal.com/259528.html
Лучше бы не смешивать эти вопросы. И так уже все запутано донельзя.
Лучше отдельно рассмотреть перфомансы — это искусство или нет.
И отдельно процесс над пусями — это правосудие или нет. ИМХО ))))
А то вот Резник считает, что это «апофигей неправосудности «. А уж он в этом разбирается…
http://www.novayagazeta.ru/politics/54157.html
Никогда не приму такой логики, но искренне пытаюсь ее хотя бы понять. Вот почему, если кто-то рисует свастику на синагоге—это преступление противное западному мировоззрению, а если орет «Срань господня!» в православном храме—это искусство достойное премии. Тогда и первое должно быть искусством и заслуживает гимнов белых лент. Ведь та акция тоже расколола общество, отразила контраст ужасного символа на возвышенном сооружении культа и молодые люди там скрывали лица очень похоже. Но её почему-то справедливо осудила демократическая общественность. И очень ругала власть за малый 6-летний срок. Где тонкая грань? Ведь если мы будем поощерять искусство, надо хоть как-то определить некоторые контуры. А иначе, каким образом молодой творец, желающий получить Премию Кандинского поймет где именно и как он должен нагадить, разрушить, оскорбить?!
2Аноним
А я не понимаю вашей логики в данном случае.
Получается, что в данной ситуации вас больше всего волнует, как «демократическая общественность» оценивают «перфомансы» что ли? Но ведь у вас есть возможность самому эти перфомансы оценить, как считаете нужным. В чем тут проблема?
А вот правосудие ни от чьего мнения зависеть не должно вообще. Оно должно из норм действующего законодательства исходить… И вот тут у нас большие проблемы. На всех одна проблема…
Почитайте, Резника, пожалуйста. Он профессионально разбирает приговор, по пунктам…