Со сцены дружно побасили

До 26 апреля в Красноярском театре оперы и балета будет проходить четвертый фестиваль «Парад звезд в оперном». В этом году «Парад» посвящен 140-летию Федора Шаляпина, открылся он гала-концертом солистов-басов – в память об их выдающемся предшественнике.

«Парад звезд в оперном»

«Парад звезд в оперном»


Очень хотелось бы продолжить это предложение фразой в духе «и памяти его они оказались достойны». Ну, конечно же, не так пафосно. Но даже если убрать всякий пафос и просто поговорить о самом концерте, то он, мягко говоря, оставил желать лучшего. И дело не в имени Шаляпина (хотя его присутствие в афише кое к чему обязывает), и, упаси боже, не в сравнении с великим певцом – такие индивидуальности рождаются едва ли чаще, чем раз в столетие. Но к программе открытия фестиваля со статусом международного стоило бы отнестись серьезнее.

А получилось так, что самым большим плюсом в ней стали именно приглашенные солисты, каждого из которых хотелось бы теперь увидеть и в спектаклях нашего театра, равно как и приглашенного дирижера Ольгу Нестерову (Чувашия). Особенно восхитил монгольский певец Хурэлбаатар Оюнчимэг – прекрасные вокальные данные и хорошая школа, голос лился легко и свободно. Восточный гость спел арию Филиппа из оперы Дж. Верди «Дон Карлос» и каватину Алеко из одноименной оперы С. Рахманинова.

Георгий Дмитриев на «Параде звезд в оперном»

Георгий Дмитриев на «Параде звезд в оперном»

Просто обаяли публику два баса из бывших союзных республик – Георгий Дмитриев из Ташкента (ростом 2,10 метра!) и необъятный Олег Мельников из Минска. Колоритные не только своей внешностью и артистизмом, но и вокалом. У Дмитриева, в прошлом драматического актера, оба сольных выхода выглядели как отдельные мини-спектакли. Певец исполнил второй монолог Сальери из оперы Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и арию Кончака из «Князя Игоря» А. Бородина. Мельников выбрал не менее выигрышные номера – «Блоху» М. Мусоргского и арию Мельника из «Русалки» А. Даргомыжского. Да и молодой певец из Чувашского театра оперы и балета Константин Москалев в этой когорте был на равных (соло он исполнил арию Клавдия из «Гамлета» А. Тома).

Чего не скажешь, к сожалению, о красноярских певцах. И для театра, который уже в четвертый раз проводит фестиваль со столь громким названием, это не лучший показатель. На других посмотреть, конечно, приятно. Но было бы неплохо и себя показать в приличной форме. Зачем открывать «Парад» концертом солистов-басов, если в своей труппе почти нет достойных вокалистов с таким голосом? Единственный настоящий бас в Красноярской опере – Анатолий Березин, но он уже в возрасте, его певческая карьера подходит к концу, и достойной смены в театре пока не наблюдается.

«Парад звезд в оперном»

«Парад звезд в оперном»

Немолоды и его коллеги Владимир Кирбижеков и Валерий Строкин. И если в спектаклях (особенно в небольших партиях) их исполнительские огрехи не столь заметны, то в концертах они проявляются со всей очевидностью. Что на открытии «Парада» выглядело вообще откровенно неловко. Как, спрашивается, можно было ставить в самом начале программы Строкина с арией Ивана Сусанина из одноименной оперы Глинки? Сусанин на пороге смерти, он осознает важность долга, но тоскует о жизни, с которой ему вскоре предстоит расстаться – и спеть такое произведение абсолютно без эмоций? Казалось, что певец больше заботился о попадании в ноты, а не о проникновении в драматическое содержание арии… Но чем провинилась публика, вынужденная это слушать?

А как можно было объединять солистов в хор? В нашем театре это вообще уже стало дурной традицией. Если в концерте участвует заезжий тенор – обязательно жди группового «O sole mio». Что совершенно не в пользу местных солистов, поскольку с тенорами в Красноярске не меньшая проблема, чем с басами.

Анатолий Чепурной в одной из концертных программ театра

Анатолий Чепурной в одной из концертных программ театра

Что, похоже, мало беспокоит главного дирижера театра Анатолия Чепурного, который больше заботится о зрелищности концертных программ, чем об их качественном содержании. Да и зрелищность эта из категории дешевого цирка. То у него местные телеведущие зачем-то машут перед оркестром палочкой, изображая дирижеров. То сам маэстро разъезжает по сцене на велосипеде или увлеченно палит из пистолета. На открытии четвертого «Парада» Чепурной поставил петь «O sole mio» солистов-басов. Но ничем, кроме «экзотичности» исполнения, эта неаполитанская песня не поразила. Как и прочие хоровые экзерсисы программы – побасили дружно, но нестройно. А в «Песне пьяных» (из комедии У. Шекспира «Много шума из ничего» на музыку Т. Хренникова), где артисты в строгих костюмах пытались неуклюже изображать разгульное опьянение, смотреть на них было просто неудобно. Такое ощущение, что нечаянно заглянул на закрытую закулисную вечеринку…

«Парад звезд в оперном»

«Парад звезд в оперном»

Когда в театре задумывали этот фестиваль, одной из его задач было обновление дирижерского состава. Но стартовал уже четвертый «Парад звезд», а воз и ныне там. Художественный руководитель оперы Вера Баранова, между тем, без объяснения причин оставила свою должность перед самым открытием фестиваля, сейчас она продолжает работать исключительно как солистка. Кто возглавит оперу и сменится ли, наконец, в театре главный дирижер? Дождемся конца «Парада».

Полная программа «Парада звезд в оперном» — на странице фестиваля.

Фото Андрея Минаева и Александра Мищенко

Елена Коновалова 10 февраля 2013 г.

Обсуждение

  1. бюджетник 22.05.2013 14:53

    Да при чем тут обновление дирижерского состава? Главное — имитировать бурную деятельность во время ежегодной английской халтуры Боброва. Вот и ухаются деньги на это благое дело. А новый дирижер Сергею Рудольфовичу не так уж и нужен. Придет еще какой-нибудь молодой, с идеями, и гастроли зарубит.

  2. Светлана 25.05.2015 15:25

    Хорошая статья, на мой взгляд. Я смотрела этот концерт и в основном согласна с автором материала. Жаль, что теперь Елена, работая в театре, пишет совсем другие статьи… А замена пожилым басам всё же есть — Владимир Комович, например.

    • Светлана, окажите любезность не быть голословной: какие статьи, которые я пишу, работая в театре, вас не устраивают?

      Владимир Комович как перспективный бас заявил о себе в театре совсем недавно — как раз за последние два года. И Дмитрий Рябцев. Есть еще Илья Кривчиков, очень артистичный и обаятельный, но ему нужно сильно постараться, чтобы исправить в своей технике последствия «красноярской школы». Иначе так и будет «басить в нос». А он этого делать не хочет, его все устраивает. Что ж, останется средним провинциальным певцом, без дальнейших перспектив.


Похожие записи