5 апреля в Красноярском музейном центре пройдёт очередное, уже восьмое мероприятие из цикла «Хип-холл».
Организаторы «Хип-холла»
В программе — лекция современного художника из Екатеринбурга о мировом стрит-арте, два красноярских музыкальных коллектива, готовые порадовать публику своими совсем новыми программами (группа «Эхолов» сыграет музыку для немых короткометражных фильмов, «Глаза снега» представят экспериментальный совместный сет с электронным музыкантом Алексеем Puno Акимовым на стихи русских поэтов), интересный чай от компании «Чайная линия» и многое другое. «Красноярск Дэйли» собрал вместе людей, имеющих отношение к организации вечеров в музее под вывеской «Хип-холл», и попробовал выяснить у них, что это такое и откуда оно взялось.
В разговоре участвуют:
Василий Алдаев: поэт, студент 4 курса Красноярской медицинской академии
Оксана Будулак: искусствовед, специалист проектно-исследовательского отдела Красноярского музейного центра
Ангелина Бурлюк: студентка факультета журналистики Сибирского федерального университета
Александра Воробьева: поэт, журналист, корреспондент интернет-газеты Newslab.ru и журнала Siburbia, студент первого курса магистратуры филологического факультета Сибирского федерального университета по специальности литературовед
Мария Ильбейкина: искусствовед, специалист проектно-исследовательского отдела Красноярского музейного центра
Виктор Олейник: музыкант, участник группы Grinding Teeth, студент 5 курса факультета информатики и процессов управления Красноярского института космических и информационных технологий
Мария Панихина: художница, студент 3 курса факультета культурологи Сибирского федерального университета
Красноярск Дэйли: Расскажите, с чего всё началось.
Мария Ильбейкина: Начало было довольно странное – надо было придумать вечеринку к 25-летию музея.
Оксана Будулак: Это было в прошлом году.
МИ: Был юбилей музея, нужно было что-то сделать. Но до этого была ещё другая идея, называлась «Арт-миксер», её делал наш коллега Вадим Марьясов на первой Арт-сессии. Они собирали на платформе молодых художников, которые занимались всем подряд, валялись на полу, у них была музыка…
ОБ: На самом деле не так. «Арт-миксер» прошёл всего один раз, в рамках Арт-сессии. Я объясню попроще – в музее и до «Хип-холла» был ряд экспериментов с регулярными досуговыми мероприятиями, на которые собирались разные около-творческие люди и что-то там вместе делали. Был проект «Неформальная пятница», была «Среда обитания» — но это всё были скорее какие-то пробы, не до конца проработанные идеи. То есть, цель была одна — как-то организовать постоянное сообщество вокруг музея, в первую очередь молодёжное, но формат всё время как-то отказывался устаканиваться.
В музее уже есть ряд постоянных проектов с известной регулярностью – биеннале раз в два года, музейная ночь два раза в год, одна какая-то крупная выставка и наш конкурс, который тоже проходит раз в год. И получается, что между двумя полугодиями, двумя музейными ночами ничего не происходит. Люди в музей не приходят.
Мария Ильбейкина и Оксана Будулак
МИ: А потребность в этом, как выяснилось, есть – помнишь, когда мы делали открытие выставки про Николаевку, с тусовкой, с музыкой, всем остальным? Оказалось, что люди хотят приходить в музей вечером и что-то там делать.
ОБ: Да, и для нас ведь тоже важно работать с новыми людьми, с новым материалом. Задача в первую очередь стояла такая – организовать регулярные интересные встречи с различными творческими единицами. Есть же в городе разные сообщества, кто-то занимается фотографией, кто-то различными играми, у нас даже был опыт со стэнд-ап комиком – странный, правда, и не совсем удачный…
КД: У нас в городе есть и такое сообщество?
ОБ: Ну, один человек точно есть (смеётся). Суть в том, что потихоньку мы начали организовывать такие вот синтетические вечера.
МИ: Вначале это было немного похоже на то, что мы делаем сейчас для грядущей музейной ночи – проект «Без цензуры», в котором мы просто собираем всех и вся и даём выставляться, прямо так, без вопросов. Поначалу «Хип-холл» тоже склонялся к такому. Мы решили, что это будет такой вечер свободных действий – к нам приходит человек, который не знает, что в городе есть нового, а мы это знаем и тут ему показываем. Но организовано всё это было довольно страшно, на самом деле. Например, однажды к нам пришли какие-то школьники.
ОБ: Целый класс. Седьмой, кажется.
МИ: Учительница из то ли музыкальной, то ли художественной школы, сказала: «Я хочу познакомить детей с современным искусством, у вас оно вроде есть» — и к нам налетела толпа десятилетних детей. В другой раз к нам пришли отмечать выпускной – человек примерно двести, разбрелись по всему музею, на платформе в тот вечер играл Лёша Акимов, так ему заказывали «Мурку».
ОБ: Вообще, центральная идея «Хип-холла» заключается в названии. Мы его расшифровывали как «От хиппи до хипстера». То есть, мы работаем с конкретным сообществами, которые существуют независимо от официальной и мэйнстримовой культуры. У нас были люди, которые занимаются настольными играми…
МИ: … и все дружно валялись на полу.
ОБ: Да. У нас были поэтические сообщества – в общем, мы обнаружили, что в нашем городе есть такие сообщества, в которых состоит по 10 человек, они никому неизвестны, но тоже при этом ищут какой-то творческой самореализации.
КД: Когда прошло первое мероприятие, которые было названо именно «Хип-холлом»?
МИ: В апреле прошлого года, двадцатого, кажется, числа. Изначально мы думали, что будем делать такое мероприятие каждую неделю, но потом поняли, что это слишком сложно и нервно. Мы делали это всё вдвоём с Оксаной – сами всех искали, приглашали, добывали какую-то аппаратуру.
КД: Наверняка при такой частоте не так просто всё время находить новых участников?
ОБ: Да, вопрос творческого ресурса был самый серьёзный. Быстро кончились группы (смеётся). Поэтов тоже оказалось не так-то много.
КД: И какая частота в результате сложилась сейчас?
ОБ: Раз в месяц. Мы поняли, что за месяц мы можем хорошо подготовить мероприятие, чтобы на него пришло не тридцать человек, а семьдесят или сто – для нас это вполне достаточно. Хватает времени, чтобы подобрать музыкантов, и музыканты могут не просто представить то, что у них есть и так, а подготовить какой-то новый материал. Сейчас, например, на грядущем «Хип-холле», он пройдет 5 апреля, мы договорились с музыкантами поработать в новом формате – ну, в целом не новом, конечно, но в Красноярске его никто особенно не развивает – это кино и музыка. Музыканты отобрали короткометражные фильмы, пишут к ним новые звуки.
КД: То есть, появилось стремление создавать для каждого мероприятия новый уникальный контент?
МИ: Ну да, это уже работает, как настоящий кураторский отбор.
ОБ: Мы стали делать тематические мероприятия, внедрять «Хип-холл» в музейное пространство – первый «Хип-холл» в этом году был ориентирован на голландскую выставку, которую мы привезли, назывался «Ледокол», к нам на него «Творожное озеро» приезжал. Этот «Хип-холл» тоже будет ориентирован на события в музее. Мы, получается, используем музей как смысловой стержень, завязывая вокруг него остальные творческие материи. И каждый раз мы подходим к организации индивидуально.
МИ: Это позволяет формату быть пластичным. С одной стороны, такие сборища можно где угодно проводить – но мы сюда вкладываем и музейное содержание. Сначала мы вообще хотели сделать такую тусовочную зону, где можно было бы учиться общаться с современным искусством. На грядущем «Хип-холле» мы предлагаем возможность самому стать куратором и экспертом – прийти и оценить музейную коллекцию, сопоставив её с классическим искусством. Будем выдавать очки, бабочку…
ОБ: Да, такой набор «Сам себе куратор», и вместе с ним набор шедевров современного искусства, чтобы соотнести с тем, что висит на стенах. Мы вообще в течение этого года поняли, что эффективнее всего обращаться к аудитории на понятном ей языке. А наша аудитория – это активная молодёжь, люди, которые пользуются интернетом, ходят на концерты, ездят даже на какие-то супер-события – и у нас появилась идея оформлять для них какие-то элементарные основы художественного образования через простейшие сравнения. Мы делаем разные таблицы – сравнить, например, искусство эпохи декаданса и интернет-проект «Лукоморье».
МИ: А потом, спустя некоторое время, после пяти, наверное ««Хип-холлов», когда мы совсем упахались и даже думали бросить всё это дело, у нас появились ребята, которые стали нам помогать.
КД: Почему была мысль бросить?
МИ: Ну, потому что очень тяжело было делать всё вдвоём так, чтобы каждый раз получался другим.
ОБ: На самом деле, мы же с Марией выступаем в роли таких кураторов-инициаторов, владеющих своей площадкой – у нас есть своя площадка, есть ресурсы, есть свои связи с внешним художественным миром, которые можно использовать для организации программы; например, на первый «Хип-холл» мы привозили Артёма Лоскутова (организатор проекта «Монстрация» — прим. авт.) Но нам нужны были контрагенты, заинтересованные в развитии этого проекта – по сути, наша же целевая аудитория, только более активная. И мы её нашли.
МИ: Это она, она нашла нас (смеются).
КД: Ну, вот и настала, наконец, пора разобраться, кто же эти самые активные люди? Ребята, представьтесь, расскажите, кто вы и чем занимаетесь на «Хип-холле»?
Оксана Будулак, Виктор Олейник, Мария Панихина, Ангелина Бурлюк, Александра Воробьева
Александра Воробьева: Вообще я в основном работаю с текстом — пишу концепции, сценарии, релизы для СМИ. Ещё я являюсь кем-то вроде менеджера — организовываю по мере сил рабочий процесс, связываюсь с частью участников, пригоняю своих знакомых в качестве грузчиков, бегаю в день мероприятия по музею с выпученными глазами и кому-нибудь нужной штукой в руках. Вроде бы у меня что-то получается.
Ангелина Бурлюк: Меня Ангелиной зовут, я на «Хип-холле» занимаюсь продвижением, СММ, всем, что связано с интернетом, в общем. А так я учусь на журфаке.
Василий Алдаев: Я отвечаю за литературную площадку – за поэтов, за организацию чтений, всё такое. Ну, и в остальном на побегушках.
Виктор Олейник: Я Виктор, я занимаюсь музыкальной программой.
Мария Панихина: Меня зовут Мария Панихина, и, возможно, мою роль можно обозвать так — я занимаюсь всем всем тем, что способствует возможности привоза-организации концерта интересующего нас артиста. Внутри нашей группы организаторов существует некое разделение на музыкальные предпочтения, так вот я, наверное, за пост-панк, панк, ретроэлектронику и прочее добро отвечаю. Это из очевидной деятельности. Из неочевидной я делаю мелкую иллюстраторскую работу — флаеры, плакаты, инфографика.
КД: И вы все на каком-то этапе превратились из посетителей в со-организаторов – как это произошло?
ВА: Изначально какие-то люди стали собираться вместе, когда я делал «Сомнительное мероприятие», и мне все помогали. Потом нам предложили организовать что-то подобное в музее – ну, не подобное, а, может, параллельное нашей изначальной идее. Витя вот, по-моему, с самого начала на «Хип-холле», да?
ВО: Мы с тобой пришли вместе. Первые два «Хип-холла» мы пропустили, а на третьем мы выступали – был концерт, играли Grinding Teeth и «Те самые слова». Но это ещё был просто концерт.
Оксана Будулак, Виктор Олейник, Мария Панихина
КД: А что вас привлекло в этом проекте, что заставило переключиться с простого посещения на желание включаться, помогать, что-то делать?
ВО: Ну, для нас с Васей всё началось с «Сомнительного мероприятия» — мы провели первое в «Ноле», второе в клубе «Депо», и нам как-то очень грустно было по результатам. То есть, мы хотели что-то проводить, или новое «Сомнительное мероприятие», или просто что-то другое, но у нас не было площадки. А тут нам рассказали про «Хип-холл» в музее, Саша рассказала – я знал, конечно, что там проходят какие-то мероприятия, но не знал, что и музыкальные в том числе. Ну, и оказалось, что мы в принципе вписываемся в существующую там концепцию.
АВ: На самом деле лично моя инициатива началась вот с Маши Панихиной. Мы приехали с Канского видеофестиваля, обе такие воодушевлённые – Маша приехала с Видеокампуса, я отучилась половину семестра в Школе культурной журналистики. У нас с Машей был порыв – что-нибудь делать. Я даже помню, как всё началось – мы сидели, я брала у Маши интервью, как у участницы Видеокампуса, а потом мы ходили и думали…
МП: … как расшевелить Серёжу Мезенова на «Радио Чё».
АВ: Кстати, да! Ну, а заодно мы думали, как расшевелить других – у нас был Вася, например, с его сомнительными затеями.
МП: И мы пришли к такой истине, что для того, чтобы сделать культурное мероприятие, собрать хорошую тусовку, нужно собрать всех по принципу личных качеств. Мы поняли, что мы с Сашей – не самые ответственные дамы, да и Василий скорее склоняется к творческим каким-то вещам, нежели к организации мероприятий, и стало понятно, что нам нужен кто-то ещё, у кого более твердые взгляды на организацию культурного процесса.
АВ: Мы долго думали, что-то там обсуждали, планировали делать третье «Сомнительное мероприятие» или что-нибудь другое, а потом вспомнили, что есть у нас музей, а в нём есть замечательные Маша с Оксаной. С Машей и Оксаной я познакомилась за год до этого, они тогда курировали проект «Коммуналка» в мастерской, куда я ходила, и потом ещё была «Печа-куча», на которой, я помню, я встала и сказала – Ребята, я ничего не умею, я не художник, я никто, но у меня есть куча хороших друзей, которые хотят чего-нибудь организовать, и я бы хотела их к вам привести. И вот, год спустя, получается, привела.
КД: Сейчас должен пройти уже восьмой «Хип-холл». Что можно назвать вашими достижениями за время работы над проектом?
ОБ: Мне кажется, главная задача – за год застолбить за собой новый формат – у нас получилась. И это не музейная ночь, не концерт – а именно такая среда; ты сюда придёшь, встретишь друзей, с тобой что-то странное сделают, и ты пойдёшь домой с ощущением того, что ты пережил что-то интересное. И с нами начинают дружить.
МИ: Да, к нам теперь постоянно стучатся то кофейни, то чаевые компании, которые хотя к нам на «Хип-холл» прийти и там людей напоить и накормить.
ОБ: Нашим партнёром, например, стали Greenhouse – молодые ребята, которые держат кофейню, они сами готовы к нам приезжать, ставить кофе для наших посетителей.
КД: Бизнес, то есть, подтягивается?
МИ: Ну, да. К тому же у нас сейчас добавились какие-то прикладные вещи, о которых мы раньше и мечтать не могли – например, сувениры. Ты пришёл на мероприятие, и хочется, чтобы можно было оттуда что-то принести домой в клювике, поставить на полочку и порадоваться. Например, на «Хип-холл — Ледокол» Маша Панихина стала делать отдельные коллажи, по мотивам творчества музыкальных коллективов.
МП: Лично для меня это всё превзошло все мои ожидания во много-много раз, вышло из-под контроля, я совсем не понимаю, что происходит вообще (смеётся). Если раньше это был маленький круг людей, как «Сомнительное мероприятие», допустим, то сейчас это уже, не знаю, квадрат сотен и сотен практически незнакомых между собой людей. Всё выросло до такого огромного масштаба, и у нас, соответственно, меняются планы, возникает необходимость искать новые творческие ресурсы – я вот придумала себе одиссею с поиском обаятельных музыкантов и художников по стране.
АВ: Маша у нас амбициозный промоутер, она всё время придумывает, кого нам привезти – помню, что тебя были наполеоновские планы на каких-то японцев?
МП: А, да, шугейзеры. Ну, вот сначала было «Творожное озеро» — а потом, когда-нибудь, будут и японцы.
АВ: А я могу сказать так – у нас сначала же всё это задумывалось как площадка, где в том числе и мы можем себя показать. Мы и наши друзья, которых никуда не пускают, которым одиноко, грустно и скучно, можем прийти сюда со своим артом, со своими идеями и текстами, обменяться всем этим, и из этого, может, что-то и получится. А сейчас произошло вот что – мы перестали заниматься своим творчеством и стали предлагать другим показывать своё, организовывать какое-то пространство для других.
Мария Панихина и Ангелина Бурлюк: «Это очень сложный вопрос…»
ВО: Я считаю, что наша музыкальная программа все поставленные перед ней задачи решила. Мы же работаем с неизвестными музыкантами, многие из тех, кто выступали у нас, выступали вообще впервые – и мне кажется, что для групп, которые у нас появлялись, это было большим и важным шагом. Не думаю, что они могли бы выступить на других площадках – то есть, «Хип-холл» стал такой стартовой площадкой для многих молодых музыкантов нашего города, и это уже достижение.
АБ: «Хип-холл» в целом поднимает нам всем уровень. Это большое, профессиональное мероприятие, на которое собирается до ста человек – это серьёзный уровень, я считаю. Когда у ребят было то же «Сомнительное мероприятие», оно больше работало по формату «Кто что умеет, то и показывает» — такой квартирник в клубе, в общем-то.
Мария Панихина, Ангелина Бурлюк, Александра Воробьева, Василий Алдаев: обсуждение макета на грядущий «Хип-холл»
ОБ: Мне, например, было важно, что Вася за это время написал две пьесы – мы даже провели читку одной из них…
ВА: … и на неё даже кто-то пришёл.
ВО: Пришло два класса школьников.
КД: Те самые?
ОБ: Да, да.
ВО: Они послушали Диму Арктора.
ВА: Ещё леденцы всем раздавали.
За фото спасибо Юлие Кукарских
p
все ок, но ссылка на группу в контакте битая
исправил, и добавил много ещё важного в плане ссылок