На фестиваль«Норильские сезоны» в Красноярске впервые приезжает нашумевший столичный проект«Копы в огне» — весёлый музыкальный спектакль про трудовые будни суровых полицейских. Создатели спектакля называют его «хип-хоперой» — о требующих отмщения мёртвых напарниках и борьбе с бандитами герои на сцене читают под бодрый бит, изредка прерываясь на перестрелки и диалоги.
Три года назад«Копы в огне», сделанные полулюбительской труппой энтузиастов, практически взорвали отечественное коммьюнити любителей хип-хопа. За прошедшее с момента премьеры время команда спектакля успела установить статус профессионалов, заматереть и даже один раз серьёзно обновить постановку. Накануне фестивального показа я попробовала разобраться в запутанной истории спектакля и понять, каких«Копов» зрители увидят в Красноярске.
«Копы в огне» возникли благодаря сотрудничеству двух московских творческих объединений: how2make(основано в середине нулевых Сашей DZA и Ромой Муджусом) и Le Cirque De Charles La Tannes(его в 2006-м создали выпускники школы-студии МХАТ Андрей Розин, Илья Барабанов и Юрий Квятковский). Со временем к труппе цирка Шарля ля Танна(или попросту«Цирка шарлатанов») примкнули художественный руководитель Саша Пас, декоратор Полина Бахтина и визуальный художник Янук Латушка, сотрудничавший также с DZA и Муджусом. Участниками how2make, в основном, стали музыканты, занимавшиеся актуальной электроникой и хип-хопом, в том числе восходящая звезда тогдашнего абстрактного хип-хопаЛарик Сурапов и дуэт«Традиция», делавший приджазованный рэп в духе старой школы.
Цирк ля Танна и команда Джема начали плотно сотрудничать в 2008-м году, когда труппа работала над спектаклем«Хрустальный мир» по рассказу Пелевина, музыку к нему написал Mujuice. А год спустя один из участников дуэта«Традиция» — MC СуперСанья, в миру известный как преподаватель РГГУ Александр Легчаков – начал писать сценарий для«Копов». Намётки сценария Легчаков показал DZA, который заинтересовался проектом и согласился заняться его музыкальным оформлением; в результате участники how2make обратились к своим театральным друзьям с предложением сделать радиопостановку. Команда Cirque De Charles La Tannes, в свою очередь, предложила не мелочиться и сделать полноценный спектакль – и работа над«Копами» загорелась. Режиссером постановки стал Юрий Квятковский.
Репетиция труппы в Санкт-Петербурге
Сюжет мюзикла – классическая история из полицейского боевика: четвёрка полицейских из Отдела Особо Опасных Дел охотится на супер-злодея с дурацким именем Джигурдаморис и его банду Клуб восьми убийц. Несмотря на то, что в полном соответствии со штатовским каноном копы вооружены дробовиками и пластиковыми стаканчиками с кофе, место действия – Москва(такая эклектика, впрочем, позволяет авторам по-свойски подшучивать над столицей: например, адрес наркопритона в спектакле совпадает с адресом реального«Shop and Bar» Симачева). Набор главных героев тоже типический: Козульски, сгорающий на работе коп-маньяк(собственно автор идеи Легчаков),«плохой полицейский» Чёрный коп(Константин Аршба – KotZilla, бывший участник андеграундной рэп-команды«43 градуса», однажды записавшийся с«Кровостоком»), старый опытный коп Яблонски(единственный не-МС из всей четвёрки – его играет артист Алексей Розин) и новичок Пипи – идеальное на момент создания мюзикла амплуа для юного Ларика Сурапова.
Под клишированный детективный сюжет подобралось соответствующее визуальное наполнение – художник труппы Шарля ля Танна Полина Бахтина взяла на вооружение стилистику комиксов и нарезала для спектакля декорации и реквизит из картона. Городские здания на улицах, между которыми цветёт криминальная жизнь, заменили две гигантские вращающиеся тумбы, на которых эти здания нарисованы. Всё, что нельзя изобразить с помощью тумб и картонных пистолетов, демонстрируется на заднике с помощью мультяшных видеоинсталляций от Янука Латушки. В целом эстетика мюзикла заставляет вспомнить рисованный нуар в духе какого-нибудь Фрэнка Миллера – правда, изрядно разбавленный кислотой и всё-таки куда более добрый.
Музыку для постановки написал DZA вместе с давешним соратником по how2make ди-джеем Escapo(одним треком, кстати, отметился и Муджус) – получился практически олдскульный бит родом откуда-то из 80-х и ранних 90-х. В общем, если к полулюбительской актёрской игре в«Копах» на первых порах можно было серьёзно придраться, то отказать авторам в чувстве стиля и изобретательности смог бы только бессовестный.
Большой фрагмент из спектакля. Обратите внимание на костюмы банды Джигурдамориса – они этого заслуживают.
Премьера мюзикла состоялась в декабре 2009-го года в Санкт-Петербурге, на фестивале«Электромеханика», затем спектакль около полугода шёл в московском театральном центре«На Страстном». Вскоре для реализованного по принципу«do it yourself» проекта нашёлся продюсер – им стал Федор Елютин, резво взявшийся за раскрутку мюзикла. По признанию – непонятно, правда, насколько серьёзному — самого Елютина на прошлогоднем шоу«МинаевLive», заняться проектом его вдохновил как раз Минаев. На одном из спектаклей он сидел с будущим продюсером по соседству и громко пророчил постановке коммерческий успех.
«Копы» начали активно ездить на гастроли(до Сибири, правда, так и не добрались), публиковаться в модных культурных СМИ, участвовать в фестивалях(в театральных – вполне успешно, а вот на Moscow International Rap festival в 2011-м – не очень: толпа фанатов Гуфа послала стильных полицаев на заветные три буквы), спели с реальным Джигурдой и сняли клип на песню«Софи». Планировалось, что таких клипов будет несколько и со временем они превратятся то ли в ТВ-шоу, то ли в полнометражный фильм. Кроме того, в сети появились несколько песен из мюзикла, а команда всерьёз задумалась о выпуске полноформатного альбома – благо материал для него был готов давно, а фанаты просили о записи всё настойчивее.
Клип на одну из песен мюзикла,«Софи»
Премьера альбома была назначен на 15-е октября прошлого года — однако вместо релиза на страничке how2make в Facebook появилось сообщение о том, что DZA и Escapo выходят из проекта. По словам музыкантов, причиной конфликта стало поведение Легчакова и Елютина – которые, с их точки зрения, не справлялись со своими обязанностями и наносили«вред моральному облику проекта и коллектива». После этого основатели how2make прекратили сотрудничество со старыми друзьями; права на оригинальный саундтрек ди-джей и битмейкер забрали с собой.
Не так давно Escapo всё-таки опубликовал большой кусок оригинального саундтрека.
Происшествие надолго выбило«Копов» из строя – брешь в спектакле заделывали аж до февраля этого года. Впрочем, жизнь многих участников проекта и без того успела серьёзно измениться. Дуэт«Традиция», например, попросту прекратил существование, выпустив на прощанье одноименный альбом. MC Raz-Dva, бывший в«Традиции» напарником копа Козульски, успел озвучить Яблонского для альбомной версии«Копов» и начать новый проект Raz-Dvaenie. Сам же Горчаков вошёл в состав нового дуэта — свэгверского CANiCOOL – вместе с копом Пипи, который к тому моменту перестал быть Лариком Сураповым, сменив псевдоним сначала на Miiisha, а затем на Miiisha Young Archangel. Именно Миха Архангел написал новую музыку для хип-хоперы – что, учитывая его крайне специфическую битмейкерскую манеру(любопытствующие могут послушать альбом 2011-го года«Meteor»), вызывает у многих слушателей некоторое недоумение. Однако оценить масштаб трагедии, находясь за МКАДом, не так-то просто: недовольство зрителей, привыкших к аранжировкам DZA и Escapo, компенсируется восторгом неофитов, не знакомых со старой постановкой. Видеозаписей же с обновленным спектаклем в сети почему-то ходит достаточно мало.
Фрагмент новой версии«Копов», звучат треки«Вероника Кастро» и«Копы на пати» — последний, для сравнения, в версии старых саунд-продюсеров был таким:
Одновременно со сменой саундтрека мюзикл сменил и основную площадку – в Москве ей стал театр имени Маяковского с более вместительными сценой и залом. Действующих лиц в массовке стало немного больше, злодей Джигурдаморис стал Нейроморисом, а персонаж охочего до смены псевдонимов Сурапова из Пипи превратился в Дипи. Кроме того, с приходом на пост композитора, славящегося слегка шизофазийным подходом к музыке Архангела в атмосфере спектакля, если верить очевидцам, прибавилось кислотности. Однако, судя по реакции публики в социальных сетях(из медийного пространства после ухода главных идеологов how2make«Копы» как-то пропали), мюзикл всё-таки неплохо стоит на ногах и ухитряется завоёвывать новых поклонников. Так что сходить на него стоит хотя бы из исследовательского интереса – чтобы лично увидеть один из самых нескучных музыкальных спектаклей последних лет и наконец разобраться, в чем копа дело.
Увидеть«Копов в огне» можно будет на сцене красноярского ТЮЗа 21-го и 22-го июня.
КОПЫ В ОГНЕ — это событие, впервые в России объединившее театр и хип-хоп, кино и живой фанк, взрослых эстетов и юных романтиков.