Кино на КРЯКК VII: Beat Weekend

В Красноярске заканчивается октябрь – а это значит, что на город вот-вот, ко всеобщему счастью, обрушится новый КРЯКК. Самое время начать разговор о том, что интересного там можно будет увидеть.

Дэвид Боуи

Дэвид Боуи

Программа Красноярской ярмарки книжной культуры, которая начнётся в этом году 31 октября, а завершится 4 ноября, как всегда, необъятна. Поговорить сразу про все её мероприятия физически невозможно, так что будем говорить частями – и начнём мы с программы, которая будет идти параллельно работе основной площадки КРЯККа в МВДЦ «Сибирь» в Красноярском Доме кино.

С 1 по 4 ноября в Доме кино – дни музыки, вернее, музыкального кино. На одной площадке с арт-хаусным кино разместится фестиваль Beat Weekend, посвященный фильмам о музыке – за четыре ноябрьских дня можно будет увидеть пять фильмов о музыкальных героях и культурных феноменах, о становлении артиста и о великом надувательстве, об удивительных путешествиях музыкантов и огромном плавильном котле культур Лондона. В общем, только всё самое интересное.

1 ноября в 21:00 — д/ф «Teenage»

Германия-США (2013г.)
Длительность: 80 мин.
Режиссер: Мэтт Вулф
В ролях: Джена Мэйоун, Бен Уишоу, Джулия Хаммер, Джесси Ашер

Teenage — это упоительная история молодежной культуры и настоящий визуальный гид по истории тинейджерства, которая, как выясняется, существовала не всегда и началась далеко не в 60-е. Вдохновленный одноименной книгой британского панк-писателя и критика Джона Сэвиджа, фильм дает голос молодым людям первой половины 20-го века из Америки, Британии и Германии — от одержимых вечеринками юных представителей аристократической богемы (Bright Young People) и бунтующих немецких Swing Kids до идеалистов из Гитлерюгенда и самых настоящих бойскаутов (кстати, любимый актер Уэса Андерсона Джейсон Шварцман является продюсером фильма).

Построенный вокруг километров черно-белых архивов и любовно снятых на 8-милиметеровую пленку реконструкций при участии молодых актеров, Teenage говорит со зрителем не языком исторических фактов, а скорее поэтических образов и ощущений.

Режиссер фильма Мэтт Вулф пользуется методом, подсмотренным у своего соавтора Сэвиджа, написавшего хронику британского панка England’s Dreaming и сценарий выдающегося документального фильма Joy Division. Подобно тому, как панки 70-х рвали на части аккуратные одежды предыдущих эпох, скрепляя их наряды с новым смыслом при помощи булавок, Вулф пускает под нож километры архивных хроник, чтобы при помощи практически непрерывно звучащего в фильме саундтрека Бредфорда Кокса из группы Deerhunter рассказать совсем новую историю. Собственно, в этом и состоит одна из ключевых мыслей фильма — образы юности прошлого обращены не только в прошедшее время, но и неотрывно связаны с настоящим и подчас ответственны за будущее.

Музыка: Bradford Cox (Deerhunter)

Teenagers-throughout-20th-century-Matt-Wolf-43

2 ноября в 19:00 — д/ф «Великое рок-н-рольное надувательство»

Великобритания (1980г.)
Длительность: 103 мин.
Режиссер: Джулиен Темпл
В ролях: Джони Роттен, Стив Джонс, Глен Мэтлок, Пол Кук, Сид Вишес, Малкольм Макларен, Мэри Миллингтон, Ирен Хендл

Этим дерзким мокьюментари Джулиен Тэмпл дебютировал в кинорежиссуре. Сегодня «Великое рок-н-ролльное надувательство», вызвавшее в свое время немало споров и скандалов, само по себе образцовый документ эпохи. Он возвращает нас во времена расцвета британского кинематографа, способного быть одновременно парадоксальным, насмешливым и проникновенным. Это вовсе не строгое свидетельство о взлете и падении великих Sex Pistols, а фантазия, которая сочетает анимационные вставки, исторический эпос, лукавые рассказы менеджера группы Малкольма Макларена об изобретении панк-рока и, наконец, уникальные записи выступлений группы. Основной материал снимался в начале 1978 года, то есть Тэмпл запечатлел уже переходный момент распада, начало конца. Собственно, ненавидящий Макларена Джон Лайдон (экс — Джонни Роттен) в фильме участвовать отказался и попадает в кадр только в хронике. Зато много Сида Вишеса, который, в частности, беззаботно исполняет здесь удивительный кавер на песню Синатры. Это сатирическое, почти фарсовое высказывание, но горечь ему придает то, что фильм ставит не просто точку в истории группы, но и таким странным карнавальным образом закрывает сами семидесятые годы.

Музыка: Sex Pistols.

2 ноября в 21:00 — д/ф «Девид Боуи – пять лет»

Великобритания (2013г.)
Длительность: 60 мин.
Режиссер: Френсис Уэйтли

Если суммировать количество обложек, простых упоминаний, проданных билетов на выставку David Bowie is в лондонском Музее Виктории и Альберта и то обстоятельство, что астронавт Крис Хэдфилд записал кавер-версию на песню Space Oddity в открытом космосе, то этот год безоговорочно проходит под знаком Дэвида Боуи.

Тем интереснее, что новый, первый за сорок лет документальный фильм «Дэвид Боуи — Пять лет», посвящен совсем другому периоду его жизни, а именно пяти важнейшим годам в его карьере: 1971, 1975, 1977, 1981 и 1983. Используя редчайшие, никогда до этого не обнародованные архивные съемки, разговоры с его соратниками в диапазоне от Брайна Ино до Тони Висконти и слова самого Боуи, записанные на пленку, режиссер Фрэнсис Уэйтли, потративший на этот фильм больше 10 лет, создает уникальный коллаж, в котором отражаются все его лики и переломные моменты. Зигги Стардаст (в фильме есть момент, когда его аудиторию составляла визжащая Энжи Боуи и «двое мужчин с собакой»), знакомство с Энди Уорхоллом, берлинский период (накануне которого Боуи признавался, что «очень, очень обеспокоен» за свою жизнь) и наконец окончательный коммерческий триумф Let’s Dance, в итоговом зачете уступивший только «Триллеру» Джексона и, по иронии, замышлявшийся в том числе из гуманистических побуждений: так, China Girl, сочиненная вместе с Игги Попом, была перезаписана и выпущена на пластинке, чтобы помочь бедствующему тогда другу.

3 ноября в 16:40 — д/ф «Efterklang: Призрак Пирамиды»

Дания (2012г.)
Длительность: 65 мин.
Режиссер: Андреас Коефод

Фильм рассказывает о приключениях группы Efterklang в заброшенном угольном городке советского образца с романтическим названием Пирамида. Efterklang ищут звуки в опустевших домах города-призрака, пока полярник Александр делится обрывками своих воспоминаний, заснятых на старую киноплёнку. Пирамида была для него островом воплощённой советской мечты — и свет от этой давно ушедшей иллюзии превращает биографию простого полярника в поэтичную сказку. Две истории накладываются друг на друга, создавая уникальное кино о музыке и о жизни вообще. «Призрак пирамиды» — это фильм о том, как новые скандинавские мелодии рождаются на обломках советских иллюзий.

3 ноября в 20:10 — д/ф «Лондон – современный Вавилон»

Великобритания (2012г.)
Длительность: 125 мин.
Режиссер: Джулиен Темпл

Новая картина мастера музыкальной документалистики Джулиена Тэмпла — возможно, его самая амбициозная и разносторонняя лента. Просмотрев 6000 часов архивных материалов, режиссер соорудил фильм-коллаж о Лондоне, сравнив свою работу с путешествием во времени. Он смог соединить в одном повествовании первые кадры начала столетия, отрывки из пары десятков ключевых фильмов, хронику и собственные съемки. Получился не просто портрет города, но его биография, рассказ о том, как место и люди, в нем живущие, навсегда меняют друг друга.

Тэмпл улавливает исторические рифмы и закономерности, увязывает культуру с социальными событиями (мировые войны, правление Тэтчер, недавние погромы), словом, пишет настоящую симфонию города. И, конечно, это не энциклопедическое высказывание, а очень личное и пристрастное. Здесь нет штампов, но обошлось и без удушающего страха показаться банальным: фильм начинается с песни The Clash «London Calling» и завершается под «Waterloo Sunset» The Kinks, и не найти ему обрамления точнее.

«Поскольку все наши фильмы так или иначе посвящены музыке и никак, кроме как на нашем фестивале, на большом экране не увидишь, то мы всегда руководствовались логикой музыкальных промоутеров: каждый наш показ — это уникальное коллективное переживание. Как концерт. Поэтому люди сплошь и рядом реагируют соответствующе: кто-то прямо в кинозале начинает танцевать, кто-то — отбивать ногами ритм в такт тому, что звучит на экране. Что, впрочем, не отменяет того, что это прежде всего кино — причем кино абсолютно зрительское, ничем не уступающее игровому, как по степени профессиональности, так и в том, что касается драматургии», — говорит программный директор фестиваля Кирилл Сорокин.

Красноярскую ярмарку книжной культуры, как и всегда, проводит Фонд Михаила Прохорова.

Сергей Мезенов 30 октября 2013 г.

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи