В последние годы всемирно известный пианист Денис Мацуев стал в Красноярске частым гостем. Он охотно играет с местным симфоническим оркестром, в рамках программы
— Денис, вы много гастролируете за границей. Правда ли, что там русским музыкантам предлагают исполнять преимущественно Чайковского и Рахманинова?
— Это действительно распространенная практика – вероятно, потому что такие программы проще продать. Хотя не все столь однозначно. Скажем, когда Мравинский исполнял на Западе Шостаковича, это были просто легендарные концерты, потому что он играл все премьеры композитора, был первым его интерпретатором. Или когда Ростропович представлял там музыку Шостаковича и Прокофьева, с которыми лично был знаком, они посвящали ему свои произведения. Но эти же музыканты исполняли за границей и Бриттена, и Шимановского, и других западных композиторов. И сейчас в России есть люди, которые разрушают стереотип, что русские должны играть на зарубежных гастролях только русскую музыку, якобы у нас это лучше получается. Чушь! Например, Валерий Гергиев гениально играет любые произведения – от Вагнера, Баха и Боккерини до Щедрина.
— Михаил Плетнев немало сделал для продвижения музыки Танеева…
— Мне тоже очень близок этот композитор, считаю, что он совершенно недооценен. Последние два года везде играю его квинтет. Вообще, к вопросу о том, что из русской музыки исполняется даже в России – если вы посмотрите филармонические афиши, везде один и тот же набор произведений. Хачатуряна почти никто не играет, за исключением, может быть, отдельных фрагментов из его балетов и музыки к
— Чем это вызвано?
— Вероятно, некими представлениями, что эти произведения не слишком известны и плохо продаются. Или с мифом об их неудачности – как в случае с Первой симфонией Рахманинова. Да, на премьере она провалилась, но это ничего не значит – у Сергея Васильевича Рахманинова нет неудачной музыки, большое заблуждение считать иначе. Мы с его внуком Александром Борисовичем, который в этом году ушел из жизни, поставили себе за миссию – продвигать Первую симфонию. И она уже стала играемой.
— В каком направлении вам сейчас хотелось бы расширить свой репертуар?
— Самое главное для меня – возникает ли контакт с музыкой. Если да, я буду ее играть, и мне плевать, если
— Музыку кого из ныне живущих русских композиторов играют чаще всего?
— Родиона Щедрина. Его новая опера
— Современным композиторам в России вообще очень непросто пробиться?
— Они есть, но, к сожалению, предоставлены сами себе… Нет системы, которая помогла бы им продвинуть их сочинения.
— А как же интернет?
— Его возможности, разумеется, нужно использовать – и для композиторов, и для молодых исполнителей это непаханое поле. У меня самого, кстати, есть страница в фэйсбуке, и меня это
Опять же, для организаторов концертов самое главное – наполнить зал, они предпочитают ставить в афишу проверенную временем классику, а не молодых, никому не известных композиторов. Поэтому, считаю, задача популярных музыкантов – играть не только Первый концерт Чайковского.
— Чулпан Хаматова рассказывала, что согласилась на участие в проекте
— Я очень уважаю Чулпан – она искренне делает большое дело, и это приносит немало результатов. Мне, к счастью, ни на какие подвиги ради своих проектов идти до сих пор не пришлось – у меня уже 11 фестивалей, и у них немало сторонников. Но на коньках я постоять не прочь – просто потому, что люблю хоккей.
— А на
— Ничем принципиальным никогда не поступался. Наверное, самая большая крайность в моей жизни – когда я играл на сборных концертах, посвященных Дню милиции. Но я исполнял там классику, и ее по телетрансляции могла слышать вся страна. Что, согласитесь, совсем неплохо.
— Как вы воспринимаете, когда академические музыканты исполняют популярную музыку?
— Все зависит от личности. Скажем, Муслим Магомаев имел классическое образование, стажировался в Италии и потом стал выдающимся эстрадным певцом. Но для него писал музыку не менее выдающийся композитор XX века Арно Бабаджанян, и результат был соответствующий. Я большой поклонник советской эстрады, сейчас, к сожалению, нет ничего, что хотя бы отдаленно могло к ней приблизиться. Советские композиторы Пахмутова, Шаинский, Крылатов, Гладков, Дашкевич, Рыбников и многие другие, слава богу, живы, но за последние
— Вы востребованный исполнитель, даете множество концертов круглый год. Что вас побуждает тратить себя еще и на активную общественную деятельность?
— Знаете, я никогда ни за что не берусь, если не вижу в этом перспективы. И, конечно, если от всех этих фестивальных забот вдруг начнет страдать качество моей игры, я от них отойду. Но пока эта бесконечная суета с ее организаторской рутиной, как ни странно, лишь вдохновляет меня на творчество, дает мне невероятный драйв. Может, потому, что есть результат, ощущение, что ты действительно можешь
— Полагаете, есть смысл обратиться к положительному опыту прошлого?
— Я лично многое бы возродил. Например, систему распределения после консерваторий. Люди первые 20 лет жизни отдали музыке, а потом вдруг оказываются никому не нужны. Идут играть в рестораны и подземные переходы. Или еще хуже – спиваются и завязывают с профессией. Знаете, какая существует политическая идея в Китае? Там задача на государственном уровне – за год вырастить одну звезду классической музыки. Они вкладывают в английский и американский менеджмент до
— В то время как они не востребованы у себя на родине…
— Картина у нас и в самом деле не слишком радостная. Но
— Как вы считаете, у музыкантов есть
— Скажу лишь, что в молодом поколении есть весьма перспективные ребята, они могут вырасти в очень больших музыкантов. Я сам видел несколько таких на Международном фестивале классической музыки и конкурса юных пианистов Astana Piano Passion, который проводил в Астане год назад. Главное, конечно, чтобы они продолжали гармонично развиваться, и чтобы никто не запудрил им мозги, что они уже якобы всего добились. А будут ли они
— Хорошо, в таком случае уместно ли по отношению к игре музыкантов понятие
— Если бы все мы играли в старомодной манере, думаю, это было бы гениально.
— На начальном этапе молодому исполнителю все равно, наверное, свойственна
— Конечно, и у меня в свое время были
А подражать на начальном этапе очень полезно. Хотя в полной мере повторить невозможно, получается пародия, но все же ты подражаешь великим интерпретациям.
— Среди молодых пианистов видите подражателей себе?
— Не знаю, совершенно не представляю, что такое в глазах других моя исполнительская манера.
— У Виктории Токаревой есть рассказ об учителе музыки, который терпеть не может свою работу. Он идет по городу, видит афиши, сообщающие о концерте его однокурсника, известного музыканта. И с сожалением говорит, что сам он в юности мечтал прославиться, добиться популярности, а его однокурсник просто хотел играть… Вы тоже из тех, кто
— Всегда, еще с детства. Все началось с домашних концертов, я никогда не стеснялся выступать перед гостями. И до сих пор любые выступления для меня – это удовольствие. Будь то на экзамене, в малом зале или в большом – нет никакой разницы, лишь бы для
— Страха сцены у вас не было?
— Нет, от него я абсолютно свободен. Больше того – на концерте перед публикой неизменно играю лучше, чем на репетициях.
— В Красноярске вы пять раз сыграли на бис…
— Это не предел – было и 14.
— Помимо бисов, приходилось ли делать сиюминутный выбор в
— Случалось. Помню, как пришел в 1994 году подавать документы на конкурс Чайковского, минут за десять до окончания срока. Девушка в приемной комиссии нетерпеливо спросила:
Вообще, когда меня спрашивают, чего бы я себе пожелал, в первую очередь всегда отвечаю одно – быть на сцене. Это для меня самое главное.
Фото Андрея Минаева и из личного архива музыканта
Отличное интервью. Приятно читается.