Школа православной журналистики в Красноярске

20 марта (7 марта), в день весеннего равноденствия, твиттер Красноярской епархии принёс жителям интернета благую весть: в красноярском приходе началась запись на молодёжные курсы православной журналистики.

Справедливо рассудив, что от знания предметной области ещё ни один автор не стал писать хуже, я изучил анонс образовательных возможностей и, несколько усомнившись в собственной возрастной пригодности к обучению молодёжному православному журналистскому мастерству, позвонил по указанному в приглашении номеру.

Обменявшись приветствиями с обладательницей приятного голоса, я перешел к сути:

— Тут такое дело, курсы вроде бы молодёжные, но мне уже больше чем 30.

— Так это даже хорошо. Приходите в воскресенье на ознакомительную встречу в Архиерейском доме, к 11.30 в кабинет 105 и вместе поймём, чем сможем быть друг другу полезны.

Трое суток на размышления — срок более чем достаточный для того, чтобы смалодушничать, передумать, найти себе более важных неотложных занятий или просто забыть. Но, желание своими глазами увидеть, что происходит на землях Красноярской епархии в пусть пока еще не райских, но цифровых кущах в наши как всегда непростые не только для церкви, но и для рунета времена, и как за почти восемь лет, прошедших с высказывания владыки Пантелеймона о «дьявольском поле» всемирной паутины, изменились риторика и действия митрополии в отношении стремительно ускользающего медиапространства, пересилило.

Да и, как ни крути, благословение Господне не скачаешь даже через VPN. Сакральность не рипуется, а шьётся на заказ из полотна реальности.

И вот, в воскресенье, 24 марта (11 марта), ни свет ни заря позавтракав омлетом из трёх яиц и оценив обстановку, я пришёл к выводу, что находящемуся на излёте молодости человеку за двумя зайцами гоняться не пристало, притушил неуместные на сегодня мечты посетить перед храмом спортзал и ближе к обеду отправился на первую встречу потенциальных носителей божьего дара.

Представ перед преддверием расположенного на улице Горького объекта культурного наследия и убедившись, что до начала первичного заседания будущих журналистов ещё достаточно времени, я решил для приведения мыслей в порядок немного передохнуть и выпустить пар. Несколько затяжек электронной сигареты подарили иллюзию внутреннего спокойствия и еле слышно вымолвив «Ну, с Богом!», я подошел ко входу в Архиерейский дом и потянул на себя ручку массивных деревянных врат.

Попав в нутро здания, я на мгновение растерялся. Кроме оставшегося за спиной входа, из небольшого помещения было только два выхода. Через проём в конце левой стены виднелось храмовое пространство, а по правую руку таила за собой нечто недоступное простым смертным железная дверь с табличкой «Служебное помещение не входить».

Приступ географического кретинизма заставил перестать надеяться на высшую силу и поискать помощи у людей. Не найдя глазами стойку ресепшна, через стеклянный прилавок ютившейся в углу церковной лавки я обратился к распорядительнице культовых принадлежностей:

— Здравствуйте, подскажите, пожалуйста… мне нужно попасть в кабинет сто пять.

— Заходите вон туда, вторая дверь направо, — заслуженная верующая махнула рукой в сторону тёмно-коричневого прямоугольника «для служебного пользования».

За исключением атмосферы и настроения, обстановка в открывшемся за дверью коридоре несколько напоминала детскую поликлинику: представители невинных и почтенных возрастов заполняли всю площадь прохода от входа до манящей меня «второй двери направо». Не пожелав быть в этой очереди крайним, я втянул живот и на цыпочках прокрался через стайку оживлённо беседующих родителей и детей в отмеченную табличкой «Воскресная школа» открытую аудиторию.

Ситуация в кабинете была не менее интересной: стайки молодых ребят и девчат оживлённо общались в нескольких метрах от входа, представители сообщества взрослых стояли вдоль окон и у доски, а будущие православные журналисты, заняв большую часть доступных сидячих мест, ожидали начала занятия на ученических стульях. Оглядевшись, и не заметив ничего похожего на вешалку, я положил куртку на уже хранящий чью-то верхнюю одежду придвинутый к стене стол и уселся за парту.

Устроители мероприятия предложили перед началом встречи заполнить небольшие анкеты, чтобы в дальнейшем мы лучше понимали кто есть кто и что из себя представляет.

— Молодые люди, кто не имеет отношения к тому, что здесь сейчас будет происходить, покиньте, пожалуйста, помещение, — духовник молодёжного клуба «Благовестник» Роман Ермякин громогласным командным голосом изгнал из аудитории неугодных на установочной журналистской встрече веселящихся и дискутирующих молодых и задорных воскресных школьников.

Руководительница проекта школы православной журналистики Александра Лылина (филолог, член Союза журналистов России и глава пресс-службы храма Иоанна Предтечи, подготовившая 12 книг по отечественной истории и русскому фольклору) поблагодарила всех присутствующих за проявленный интерес и пригласила отца Романа к выступлению и благословению.

— Для начала помолимся, — произнёс вызванный к доске полковник полиции в отставке, и я с восторгом понял, что оказался именно там, где мне самое место.

Будто приветствуя вошедшего в класс учителя, все поднялись со стульев для обращения к Учителю. Некоторые в согнутых руках сложили ладони перед собой, кто-то негромко произносил слова лишь им и Богу ведомых молитв, в то время как большинство не издавали ни звука и обращались к Создателю молча.

После короткой молитвы Роман Николаевич рассказал присутствующим о важности того, что будет происходить в ближайший час и следующие восемь месяцев и, сославшись на занятость, удалился. Уроки уроками, а служба по расписанию.

В ходе ознакомительной встречи преподавательницы и преподаватели признавались в любви к профессии и русской речи, читали стихи Ахматовой и Евтушенко, воздавали хвалу Господу, тексту, фотографии и видеоискусству, рассказывали о том, что будет происходить в течение обучения. Перечисляемые регалии и просветлённый умудрённый вид не оставляли сомнений в искренности намерений и богатом профессиональном опыте журналистских наставников.

Андрей Бардаков — педагог по фотожурналистике, директор Архиерейского образовательного центра, член Союза журналистов России и Совета по культуре и просвещению при Губернаторе Красноярского края. С 2004 по 2009 год был основным фотожурналистом пресс-службы Красноярской епархии и снимал на всей территории края, обучал фотокорреспондентов и видеооператоров работе в храмах и на церковно-общественных мероприятиях.

Андрей Бардаков

Вкратце рассказав о себе и подответственном ему образовательном модуле православной школы, Андрей Васильевич спросил у присутствующих, снимал ли кто-нибудь из нас на зеркальный фотоаппарат. Руки подняли несколько человек. Удовлетворительно кивнув, преподаватель фотожурналистики задал контрольный вопрос: «Кто знает, что такое “кириопасха”?».

— Спасибо, это всё, что я хотел узнать для понимания, как лучше выстроить процесс обучения, — подытожил Андрей результаты социологического экспресс-опроса и на прощание выдал разновозрастным школьникам домашнее задание: выяснить из каких пространств состоит прихрамовая территория и храм, узнать, что такое камера-обскура (явно не имея в виду известный роман Набокова), а также выбрать три фото на православную тематику, которые нравятся, и объяснить, чем заинтересовала эта троица изображений.

Валентина Майстренко — педагог по журналистике, член Союза журналистов России, лауреат премии имени святителя Луки в номинации «Нравственное и патриотическое воспитание молодёжи», обладательница ордена Русской православной Церкви Святой княгини Ольги 3-й степени, создательница и главный редактор православного издательства «Енисейский благовест».

Валентина Майстренко

Руководит клубом почитателей Виктора Астафьева «Затесь» и является главным редактором одноимённого литературно-художественного альманаха. Автор книг и альбомов о писателе, лауреат премии фонда Астафьева «Душа Сибири».

Поприветствовав собравшихся, Валентина Андреевна рассказала о сути и роли журналистики в человеческой жизни, перечислила основные жанры, которые могут быть изучены в школе (интервью, репортаж, очерк, пост в интернете, трендовая статья) и вместе с руководительницей проекта предложила в качестве тестового задания взять с собой один из специально заготовленных печатных трудов и написать на него отзыв, взять интервью у человека из старшего поколения или подготовить репортаж с какого-нибудь события.

«Не знаю как школа, но стулья действительно молодёжные», отметил я про себя, стараясь держать руки на парте и не слишком активно пялиться по сторонам. По рядам запустили книги.

Галина Попкова — педагог школы по русскому языку и отличница народного просвещения Российской Федерации.

Галина Попкова

Вкратце объяснив свой подход к обучению (симбиоз классического советского образования и современных разработок нейрофизиологов, которые помогают научиться писать грамотно без зубрения правил), Галина Васильевна отметила, что будет делать упор в первую очередь на работу со стилистикой и развитие чувства языка, а также посетовала, что зачастую ученики выдают орфографически и пунктуационно безупречный текст, в котором допускают грубые стилистические ошибки и пишут об «артистическом амплуа».

От этих слов где-то внутри меня будто бы молодая Нора Галь опустила голову на плечо Вовы Даля и погладила страницы его словаря. Слово живое и мёртвое — именно этого собрались мы для. По крайней мере некоторые из нас.

Собрание продолжалось как увлекательный рассказ и в следующей главе аудитории будущих писателей, снимателей и верстателей был представлен киногерой: руководитель учебно-производственной лаборатории «Телевидение СФУ» Евгений Николаев, играющий в красноярской православно-молодёжной школе роль педагога телевизионной журналистики.

Евгений Николаев

В улыбкой представившись и тезисно поведав о своём опыте (работа в информационном агентстве «Новый Регион» и телекомпании «Афонтово», а в наши дни производство выходящей на ТВК программы «Светлый день»), Евгений, в тучные годы бывший личным оператором идущего на губернаторство Александра Хлопонина, известил собравшихся, что его можно найти в Фейсбуке и во Вконтакте, где он готов ответить на любые вопросы, и, попросив толику дополнительного времени, добавил еще несколько фраз, после которых, пожалуй, ни у кого не осталось сомнений в том, по какую сторону объектива обычно проводит своё время и как относится к делу этот, будто крест несущий стедикам, лучезарный преподаватель.

— Для чего нужны сми? — спросил Евгений Михайлович у несколько расслабившейся к тому моменту публики.

«Транслировать мнение, выгодное владельцу или заказчику», с сарказмом и горечью мысленно резюмировал я годы работы в красноярских интернет-изданиях. Но, личный опыт познания мироздания здесь оказался не к месту: по версии Евгения, одна из основных задач телевизионного журналиста — привлекать внимание зрителей, снимая крутые актуальные сюжеты с качественной картинкой и профессиональной подачей грамотного закадрового текста.

Что, без сомнений, является для религиозной, в отличие от светской, журналистики, чистейшей правдой. Ведь благость и постоянство намерений конечного бенефициара деятельности православных средств массовой информации не вызывают ни сомнений, ни протеста, а значит на первый план выходит упорство и стремление хорошо делать своё угодное Господу дело.

В православной медиашколе Евгений будет рассказывать об операторском и режиссерском мастерстве, телевизионном творчестве, правилах поведения в кадре и общих основах журналистики с позиции производителя видеомедиа.

Светлана Тюрина — педагог школы журналистики по экскурсоведению, руководительница Паломнического центра храма Иоанна Предтечи и преподавательница церковно-славянского языка с пятнадцатилетним опытом разработки паломнических маршрутов и организации поездок к российским и мировым святыням.

Светлана Александровна в общих чертах описала будущим ученикам запланированные к изучению вопросы и поделилась рассказом о радостях профессии экскурсовода. Волна просветления, накатившая на аудиторию на старте её выступления, с каждым словом становилась всё более заразительной, а уровень искренности временами достигал таких глубин, на которых бессознательное, вступая в повествование, начинает исторгать сокровенное.

— Когда ведёшь экскурсию и наблюдаешь за реакцией людей — потрясающей — ты как бы поднимаешься выше них, — с восторгом делилась Светлана воспоминаниями о профессиональных эмоциях и у меня не возникло ни тени сомнений в том, что приоткрывая перед экскурсантами тайны историй христианских святынь и особенностей устройства храма, она действительно в каком-то смысле немного возносится над твердью земной. Исходящая от опытной паломницы чистота была столь очевидна и непререкаема, что в древности и современном айти-сообществе её без оглядки величали бы евангелисткой.

Екатерина Перышкина — завуч школы православной журналистики и руководительница молодёжного клуба «Благовестник». Имеет солидный опыт педагогической деятельности и работы в многочисленных печатных изданиях Красноярского края.

Завершая встречу абитуриентов, Екатерина, имя и телефон которой, среди мелом написанной на доске контактной информации, были размещены выше адреса храма, негромким ровным голосом уточнила несколько организационных моментов, поведала о спектре навыков, которыми она сможет поделиться с обучающимися и пообещала создать чат школы журналистики в Вайбере, согласившись тем, кто каким-то личным причинам не может подключиться к чату, сообщать всю важную информацию о занятиях по телефону.

Выступательная часть мероприятия закончилась и до сей поры царившие в стенах воскресной школы дисциплина и порядок стремительно улетучились. Кто-то спешил покинуть помещение, другие ринулись сдавать анкеты, некоторые продолжали заполнять опросные листы.

— Простите, вам нельзя эту книгу брать, — задержала уносящую серо-бежевую книгу с тиснёной золотой надписью женщину одна из преподавательниц школы — мы её выдаём только тем, кто из нашего прихода, а вы не из нашего прихода.

— Я из вашего прихода! — твёрдым голосом возмутилась до сего момента смиренная прихожанка и подняла покрытую платком голову. Во взгляде и позе читалась решимость стоять на своём до конца. «Да, она точно из Железнодорожного района», — мелькнуло в моей голове.

Защитница библиотеки Архиерейского дома, будучи, по всей видимости, не готовой к такому отпору, на мгновение стушевалась и с некоторым недоверием вымолвила: «Да? Ну, тогда ладно»; а жадная до напечатанных знаний посетительница воспользовалась приоткрывшимся окном возможностей и быстро пошагала к выходу, прижимая к груди вожделенную книгу.

Выступавшие преподаватели собрались у доски для группового фото, а я отправился в сторону улицы и, осторожно прикрыв металлическую «служебную» дверь, заметил размещенный на невысокой стойке бумажный листок со стрелочкой и надписью, указующими в сторону только что завершившегося собрания молодёжной школы православной журналистики. «Дорога ложка к обеду», ухмыльнулся я своей недавней близорукости и двинулся в обратном направлении.

На выходе из Архиерейского дома я по светской привычке придержал дверь и на мгновение столкнулся с непонимающим взглядом почтенной посетительницы, которая остановилась перед открытой створкой, будто не зная, что делать дальше. Не то с непониманием, не то с испугом подумав «здесь так не принято», я отпустил тяжелый деревянный ставень и поспешил ретироваться.

Толи двери храма положено открывать исключительно самому, толи среди прихожан встречаются люди не привыкшие к отличной от Бога заботе — такая странная дилемма, по всей видимости, надолго поселилась в моей голове.

Так, в этот погожий весенний воскресный полдень не по собственной воле в очередной раз оказавшись перед извечным выбором между иронией и смирением, я сел в такси, уехал в Черёмушки и предался греху.

По фактам

Красноярские курсы молодёжной журналистики организованы на средства, полученные в рамках грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019», который проводится Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» (действует по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).

По информации сайта фонда, на организацию восьмимесячных курсов выделено 594 210 рублей. Без учёта внеклассных мероприятий на обучение планируется потратить 68 часов аудиторных занятий. Делиться секретами профессии будут 8 преподавателей.

В краткой аннотации грантовой заявки авторы проекта сообщают, что он направлен на решение сразу нескольких социальных задач:

  • Незанятость подростков и уход их из Церкви
  • Одиночество пожилых людей
  • Разрыв поколенческих связей
  • Объединение этих социальных групп общим делом

Описывая свой замысел, организаторы поясняют, что «ребята православного подросткового клуба учатся азам журналистики», чтобы интервьюировать пожилых людей — создателей истории и носителей исторической памяти, и утверждают, что общение с православной молодёжью способствует воцерковлению людей советского поколения.

В компании педагога-журналиста и под присмотром сотрудников соцзащиты, юные православные корреспонденты будут проведывать инвалидов и пенсионеров Железнодорожного района, брать интервью и записывать воспоминания.

К счастью, образовательный процесс не ограничится одними разговорами. Будущим журналистам и журналисткам придётся поработать не только языком и пером, но и ногами: для сплочения взрослых и молодых в рамках образовательного процесса будут организованы паломнические поездки по околокрасноярским храмам и пройдут общие праздники.

По итогам межпоколенческого общения в красноярском печатном издании — приходском листке «Светлый день» (издаётся тиражом 500 экземпляров), — будет выходить специальная рубрика, созданием которой под началом редактора и верстальщицы займутся слушатели молодёжных курсов.

К осеннему выпуску руководители школы глашатаев намерены подготовить концепт-макеты двух книг «Мой храм», которые будут составлены из фотографий, рассказов, эссе и воспоминаний прихожан Храма святого Сергия Радонежского (мкр. Горный) и Храма святого Иоанна Предтечи (ул. Горького, 27), записанные в том числе слушателями курсов эпистолярных дисциплин.

Когда будет издана книга «Мой храм» доподлинно неизвестно, но уже сейчас на сайте ioann24.ru можно почитать историю из лихих 90-х о том как прихожане ходили на приём к мэру (и как им угрожали убийством).

Красноярская школа православной журналистики проходит в Архиерейском доме (ул. Горького, 27) с 24 марта по 18 ноября (с 11 марта по 5 ноября).

Послесловие

Спустя сутки после дня ознакомительного занятия, в телепрограмме «Светлый день» вышел сюжет о свершившейся воскресной летучке, в котором происходившее на собрании и весь грядущий многомесячный факультатив были представлены как «курсы молодёжной миссионерской журналистики».

Положа руку на сердце, мне было несколько удивительно постфактум лицезреть себя не в числе членов клуба ценителей правды и русского языка, но среди молодых миссионеров. «Была докторская, стала любительская», вылетела из памяти крылатая фраза из фильма Гайдая. Но, чуть поразмыслив, я понял, что никакого злого умысла здесь нет и дело только лишь в богатстве нашего языка, вынести которое по силам далеко не каждому.

Словно пытаясь в борьбе с шаблонной выразительностью разнообразить сказуемые прилагательные с помощью приёмов комбинаторики, красноярские церковные медиа называли образовательную инициативу «молодёжными курсами православной журналистики», приглашали «православную молодёжь на курсы по основам журналистики» и сообщали о «молодёжном клубе миссионерской журналистики», показывая этим отсутствие коммутативности у множества русской речи. Литература не алгебра и порядок слов местами меняет смысл слагаемого разительным образом.

Впрочем, такой танец формулировок не то что намекает на отсутствие выверенной редакционной политики зачинающейся творческой студии, а скорее подчёркивает молодость не только слушателей начавшихся курсов, но самого понятия религиозно-специализированной журналистики, которая находится в процессе становления и осознания себя.

А посему, формируя своё отношение к происходящему и публикующемуся, нам не должно быть чересчур строгими, ведь даже в миру ответственность за иные деяния наступает только с определённого возраста (сиречь опыта).

Пять лет назад, на международном фестивале православных сми «Вера и слово», Святейший Патриарх Кирилл, делясь размышлениями о сути и месте религиозного журнализма в современном мире, дал очень доступное определение этой профессии: «Церковный журналист — это тот, кто проповедует Христа, даже не занимаясь церковной проповедью». И в заключительной части своего выступления добавил: «Сегодня Церкви нужна целая армия публицистов, владеющих ярким образным словом, искренних, горячих и способных возжечь интерес у самых разных слоев общества».

«Журналист всегда ищет конфликт» — постулировали педагоги школы благовестников в начале ознакомительного занятия и, на мой взгляд, центральный конфликт предстоящего восьмимесячного образовательного марафона заключён в самом понятии «миссионерская журналистика». Ведь настоящий журналист любыми средствами пытается найти истину даже в вопросах веры, а миссионеры вербуют новую паству среди мирян.

С православным приветом,
Григорий N!


При подготовке материала были использованы материалы сайтов ioann24.ru, kerpc.ruvyatskaya-eparhia.ru, записи «Светлого дня» (телепрограммы о православной жизни в Красноярске), изображения с сайта ioann24.ru и из профиля храма святого Иоанна Предтечи во Вконтакте, а также мои вдохновение, воспоминания, фотографии и впечатления от встречи.

Григорий N! 1 апреля 2019 г.

Написал

Григорий N! Григорий N!
Сибирский гонзо


1 апреля 2019 г.

Рубрики

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи