В Красноярском театре оперы и балета возобновляется опера Дж. Пуччини
– Спектакль, который вы выпустили в 1994 году, шел в трех актах, в исторических костюмах XIX века, эпохи наполеоновских войн. Насколько поменяется оформление в возобновленной постановке?
– Оно не изменится, такую задачу театр мне не ставил. Но поскольку с той премьеры прошло уже больше двадцати лет, в труппу пришло новое поколение солистов, да и в публике за это время
– Что, в таком случае, толкает Флорию Тоску на убийство начальника тайной полиции Скарпиа?
– Это краеугольный, на мой взгляд, вопрос оперы Пуччини. Действительно, как могла хрупкая женщина, изящная, утонченная прима Римской оперы, решиться на такой поступок? И, главное: как ей удалось с помощью кабинетного ножика для чистки яблок одолеть этого человека, по сути, профессионального убийцу? Как он мог так подставиться?
Мне кажется, это была просто роковая случайность. У Тоски ведь все уже шло к разрыву с художником Каварадосси. Он увлекся другой женщиной, Тоска об этом узнала и уличила его. А Скарпиа ее любит. В моей постановке он тоже художник. В тиши своего кабинета он втайне пишет портрет любимой женщины. Тоска случайно его обнаруживает. Казалось бы, еще немного, и она примет ухаживание Скарпиа… Но он вдруг произносит фразу:
– А как в вашей трактовке, Вячеслав Олегович?
– Скарпиа отпускает художника на все четыре стороны, он ему больше не нужен. Но тот случайно прорывается в его кабинет. Тоска видит растерзанного человека, с искалеченными пальцами, уже неспособного творить, она в ужасе от такого коварства. Именно в сильном душевном потрясении она вдруг оказалась способна покуситься на жизнь Скарпиа. Это переломный момент в самой музыке Пуччини, он там ощущается. А дальше – подозрительно долгая сцена умирания Скарпиа, весьма театральная. Представляете, по клавиру это страниц пять, а в партитуре – целый альбом! Так погибает ли он на самом деле? Можно ли вообще победить коварство? Или ему можно только сопротивляться?.. Сама музыка композитора будит фантазию.
– Кто из артистов будет занят в обновленной постановке?
– Абсолютно новые составы – оперных солистов, хора, ребят из детской оперной студии. В 1994 в театре были всего две исполнительницы партии Тоски – Светлана Ефремова и Тамара Пронина. Позже на эту партию ввелась Лариса Марзоева. Сейчас в труппе есть молодые способные певицы – Светлана
Драматического тенора-то нет. Ну да ничего, «Садко» без Садко поставили, и с «Тоской» что-нибудь придумаем.