25 марта на«Шляпе» в клубе«Эра» со своим проектом Red Samara Automobile Club выступит Феликс Бондарев — пожалуй, самый плодовитый и состоявшийся музыкант из обоймы возмужавших за последние пять лет«новых русских». Накануне концерта мы решили вспомнить основные этапы творческой биографии Феликса и выбрали 10 хороших песен из более чем обширной дискографии RSAC.
Red Samara Automobile Club
Этой зимой 23-летний Феликс Бондарев выпустил свой 36-й альбом под маркой Red Samara Automobile Club –«Детство Отрочество Юность». Помимо RSAC за 5 лет активной музыкальной карьеры Феликс придумал множество проектов; сосчитать их все проблематично, но можно выделить самые заметные: Amazing ElectronicTalkingCave про гитарную психоделию,«Двигайтесь, суки» — про беспощадное русское инди, K1llrgvp- про витч-хаус, LSNLSN–про помесь витч-хауса с группой«Барто». Благодаря Amazing Electronic Talking Cave в 2009-м на Бондарева обратил внимание Антон Ньюкомб, лидер психоделической команды The Brian Jonestown Massacre из Сан-Франциско; Феликс так понравился американскому музыканту, что тот выписал гитариста в Берлин на запись альбома«Who Killed Sgt. Pepper?». После сотрудничества с американцами Бондарев успел свозить свою гитарную группу в турне по Европе, познакомиться и сыграть с Лагутенко, почти перебраться жить в Таллин, вернуться в Россию и осесть на какое-то время в екатеринбуржской«Сансаре», сделав с командой Александра Гагарина«Иглу» — один лучших рок-альбомов2012-го на русском языке.
Red Samara Automobile Club, кажется, был одной из первых бондаревских инициатив и поначалу напоминал электронный вариант Padla Bear Outfit (какое-то время Феликс был очень близок с лидером PBO Арсением Морозовым): лоу-файное звучание и эксцентричная лирика в лучших традициях самозванного российского антифолка конца нулевых. Спустя год и некоторое количество записей Бондарев выпустил альбом с красноречивым названием«Never Trust a Hipster», на котором с лоу-фаем было покончено; с тех пор Red Samara всё активнее двигается в сторону какой-то большой и серьёзной музыки.
Red Samara Automobile Club
RSAC- вообще очень разносторонний проект: несмотря на то, что в первую очередь он ассоциируется с поколенческим сарказмом, пошлостью и постельной лирикой, в дискографии«Самары» можно найти и концептуальный альбом«Медиаклей»(разной степени забавности стишки, положенные на разной степени оригинальности сэмплы) и состоящую исключительно из вдумчивой индитроники запись«Dymuno». Однако – что уж греха таить – любят и помнят Red Samara Automobile Club именно благодаря откровенности, стёбу и похабщине; 10 песен из следующего ниже списка, на мой взгляд – едва ли не самые удачные в этом смысле образцы творчества Бондарева.
«Красная девятка»
«Красная девятка» — вещь, с которой в своё время начался RSAC, практически визитная карточка группы. По словам Феликса, сюжет песни основан на реальных событиях: летом 2008-го музыкант с приятелем отправились на питерский концерт Black Rebel Motorcycle Club на ВАЗ-2109 красного цвета; в пути машина заглохла, а друзья мрачно решили, что вместо концерта американской команды у них получился«Red Samara Automobile Club».
«Красная девятка» написана по сонграйтерской модели, которая потом будем реализовываться во многих песнях Бондарева: хулиганский текст, разухабистая интонация и в меру вульгарная музыкальная подложка(в данном случае – практически драм-н-бэйс, свято почитаемый водителями«девятосов»). Получается, конечно, примитив и китч – но китч прилипчивый и весёлый.
«Детка»
У песни«Детка», вошедшей в репертуар RSAC в 2010-м, на самом деле более длинная история – годом ранее Феликс написал её текст и придумал вокальную партию для The Brian Jonestown Massacre. Несомненная сонграйтерская удача — ритмичная, прямолинейная, прилипчивая и иронически обыгрывающая стандарты поп-лирики – песня стала поводом для знакомства Бондарева с Ильей Лагутенко. Последний включил«Детку» в список своих любимых песен, опубликованный в журнале«Афиша», в честь чего Феликс завязал с Ильей знакомство и даже отправился с«Мумий Троллем» в тур.
«Девочка c другого города»
Ещё одна крепко сделанная и очень успешная песня Бондарева, благодаря которой отношения музыканта с Лагутенко вышли на новый этап:«Девочка» так полюбилась лидеру«Мумий Тролля», что он выпросил её у Феликса для своего проекта«Горностай». Феликс, впрочем, продолжает исполнять песню и делает это вполне себе ярко – в чем можно было убедиться, побывав этой зимой на концерте«Сансары» в Loft’е.
«Я по тебе скучаю»
Слушательниц у RSACедва ли не больше, чем слушателей — и не случайно: львиная доля песен Феликса в рамках этого проекта отражает его драматический опыт любовных отношений. Альбом 2012-го года«Прозрачно», например, посвящен этой теме практически целиком, из-за чего слушать его с удовольствием могут, пожалуй, только чувствительные девушки или практикующие психотерапевты.
Песня«Я по тебе скучаю» — счастливое исключение из длинного ряда невыносимых любовных баллад RSAC: ладно скроенная вещица с трогательным гитарным перебором и вкрадчивым речитативом, лирический герой которой осыпает былую возлюбленную нежностями и матом в равных пропорциях. Клип на«Я по тебе скучаю» снимали норвежские режиссеры Ларс Андхейм и Кристофер Лоссиус: по легенде, норвежцы случайно обнаружили песню в интернете, влюбились в неё, несмотря на языковой барьер, и решили снять клип.
«Соседку» эстонской команды«Миллион» Феликс подобрал, судя по всему, в Таллине, где какое-то время жил и учился. Лидер«Миллиона» Валерий Третьяков написал песню(в начале нулевых неожиданно попавшую в ротацию на«Нашем радио» и на какое-то время даже ставшую хитом) аж в 1986-м году; Бондареву удалось удачно её осовременить.«Соседка», кстати, позволяет выявить ещё одну причину, по которой RSAC так нравится девочкам: у певца отлично получается звучать как-то ненавязчиво похотливо.
«Петербург(Святой)»
Как и большинство мужавших в конце нулевых«новых русских», Бондарев склонен к поколенческим обобщениям.«Петербург», пожалуй, — первая по-настоящему удачная песня age-тематики в репертуаре Феликса: сладкий электро-поп про«самое пьющее поколение», скитающееся по барам большого города, словно по кругам ада.
«Всё как у людей»
Несмотря на то, что анатомически это невозможно, ноги у музыки Бондарева растут из множества мест сразу. В дискографии RSAC актуальная электронщина(на последнем альбоме, в частности, Феликс всё-таки согрешил с дабстепом) мирно уживается с наследием советских рок-клубов и аудиосором, бережно выкопанным с кладбища отечественной популярной музыки; в некоторых песнях можно услышать эхо Padla Bear Outfit, в некоторых – группы«Кровосток». В 2008-м Бондарев цитировал в песне«Веди меня за собой» всеми забытую поп-певицу начала нулевых Свету, в 2009-м — перепевал майковский«Пригородный блюз», в 2013-м неожиданно вспомнил про прогремевший в конце 90-х хит«Бег по острию ножа» певца-однодневки Оскара. Ярчайший, пожалуй, образец свойственной RSAC эклектики – электронный кавер на летовскую«Всё как у людей», примечательный не столько звучанием, сколько самим фактом своего существования.
В этом году повзрослевший и слегка остепенившейся Феликс выпустил более-менее зрелый альбом – как уж обойтись на лонг-плее подобного толка без манифеста. Проблематика песни«Поколение» очевидным образом заявлена в названии; чествовать сверстников Бондарев, впрочем, не торопится – у него получился достаточно едкий анти-гимн. Пропетая с откровенно цоевскими интонациями(да и звучащая соответственно),«Поколение» со злой иронией лишена свойственного песням«Кино» пафоса объединения и борьбы: главное действующее лицо здесь — обыватель, а не«последний, блядь, герой».
«Мария(Ты пьяна)»
На последнем альбоме RSAC Феликс добавил гитар — и, судя по песне«Мария», ему стоит делать это больше и чаще. Пьяная героиня, риторика подросткового протеста и по-панковски примитивные барабаны, накрепко сплетенные с нойзовыми гитарными партиями – получается вполне приличный рок-боевик.
Песню о том, что никто не любит зиму, Бондарев записал совместно с лидером«Сансары» Сашей Гагариным. Екатеринбуржская команда Феликса на«Детстве Отрочестве Старости» вообще присутствует достаточно интенсивно(вплоть до уровня сэмплов) – однако«Еще недавно было лето» получилась по саунду настолько«сансаровской», что, если бы не обязательная для RSAC похабщина, вполне вписалась бы на«Иглу». Бондарев и Гагарин действительно прекрасно работают в связке — вот и на этот раз у них получился отличный хулиганский мажорный гимн. Кроме того, основной месседж песни в нынешних погодных условиях актуален до зубовного скрежета.
Метрополь» отдает честь не только титанам общемировой музыкальной сцены — не забываем и о России, которая тоже талантами полнится.