«ДНК-VI»: в память о Мастере

Приближается VI Фестиваль современной драматургии «ДНК» ( «Драма. Новый код»). В этом году он посвящен памяти Петра Наумовича Фоменко – режиссера, педагога, создателя одного из лучших театров России – «Мастерской Петра Фоменко».

На курсе, с которого двадцать лет назад начинался этот уникальный театр, учился и Олег Рыбкин – главный режиссер Красноярского театра им. Пушкина и художественный руководитель «ДНК». Фестиваль, как и в предыдущие годы, состоится при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

Фестиваль ДНК

«ДНК» пройдет с 22 по 26 мая на трех площадках Красноярска – Камерной сцене театра им. Пушкина, в Доме актера и Доме кино. В программе форума, который давно перерос рамки чисто драматургического фестиваля – свежая премьера, несколько спектаклей театров-гостей, документальное кино. И, конечно же, прочтение самых интересных новых пьес сезона!

Вход абсолютно на всю программу свободный, но предварительно нужно позвонить в кассу театра и записаться на любые показы, телефон 227-35-01. После каждого показа состоится дискуссионный клуб «В поисках автора» с приглашенными театральными критиками (приедут Анна Банасюкевич, Кристина Матвиенко, Александр Вислов, Павел Руднев и Глеб Ситковский). В обсуждении смогут принять участие все желающие.

Открытие фестиваля «ДНК»

Премьера спектакля «Тихий шорох уходящих шагов» Д. Богославского

Режиссер Олег Рыбкин
22 мая (среда) 19:00, Камерная сцена

Драматург Дмитрий Богославский

Драматург Дмитрий Богославский

Павел Руднев, критик: «Тихий шорох уходящих шагов» – пьеса, где Богославский вновь разрабатывает, вероятно, очень важную для себя тему зыбкого пограничья между реальностью и обманными иллюзиями, психическими тупиками, в которое заводит нас сознание, что не может уцепиться за реальность, найти хоть сколь-нибудь важное и ценное, что может удержать нас в бытии. Греза является нам как зловещий морок, обморожение, столбняк и постепенно оттесняет от нас явь. Вот, если угодно, герой нашего времени: тщетно сражающийся за право удержаться в реальности и легко возвращающий реальности обратный билет».

Пьеса была представлена на драматургическом фестивале «Любимовка-2012». Приз зрительских симпатий на драматургическом «Конкурсе конкурсов» (лучшие пьесы сезона, которые отбираются из шорт-листов важнейших конкурсов и премий русскоязычной драматургии – от «Евразии» до «Любимовки»). Вторая премия драматургического конкурса «Евразия-2013» в номинации «Пьеса на свободную тему».

Предыдущая пьеса Богославского «Любовь людей» также впервые прозвучала на «Любимовке» (2011) и уже поставлена в нескольких российских театрах, в том числе в Московском театре им. Маяковского и новосибирском «Глобусе». Автор приедет на премьеру постановки по своей пьесе на фестиваль «ДНК».

Дмитрий БОГОСЛАВСКИЙ – драматург, актер, режиссер. Родился в Минске, работает артистом в Белорусском молодежном театре. По образованию режиссер: в 2005 г. окончил Минский государственный колледж, в 2010 г. – Белорусскую государственную академию искусств. Пьесы Дмитрия Богославского переведены на польский, итальянский, испанский, украинский языки, постановки по ним идут в Москве, Минске, Абакане, Улан-Удэ, Новосибирске, Уфе, Киеве.

Прочтение пьесы Марина Крапивиной «Болото»

Режиссер Глеб Черепанов
23 мая (четверг), 13:00, Дом кино

Драматург Марина Крапивина

Драматург Марина Крапивина

Марина Крапивина: «Пьеса о том, что насилие и жестокость в России пронизывает всю жизнь и по вертикали, и по горизонтали. Мне хотелось высказаться на тему иерархических вертикалей, в которых живет Россия. Все они держатся на насилии. Причем носители власти автоматически присваивают себе статус священных коров, по сути, являясь священными чудовищами. А если вдуматься, то власть эта узурпирована, ее реально-то не существует.

И еще мне захотелось поспорить с нашей великой русской литературой, которая упорно наделяла преступников и убийц рефлексией. Но сводки новостей говорят об обратном: люди, которые совершают чудовищные по своей жестокости деяния (хладнокровно или в состоянии аффекта), как правило, не рефлексируют. Психопатам вообще не свойственна рефлексия и муки совести. Ближе всего из русской классической литературы к этой проблеме подошли Чехов (в рассказах) и Лесков.

Я попыталась представить, как можно подавить у женщины материнский инстинкт. У меня к этому моменту уже были какие-то разрозненные сцены о насилии, а когда появилось стержневое действие, стало понятно, вокруг чего разворачивать все остальное. Все сцены основаны на реальных событиях. В какой-то степени пьеса документальна».

Марина КРАПИВИНА – драматург. Родилась и живет в Москве. По образованию редактор. В 2008 г. посещала спецкурс «Поэтика новейшей русской драмы», там узнала о движении «Новая драма». В 2009 г., вернувшись с фестиваля «Любимовка», под впечатлением от многочасовых читок написала за полчаса монолог, который отправила на фестиваль «Премьера». Он попал в шорт-лист. В 2010 г. стала финалистом «Любимовки» (монопьеса «Мартовские иды»). С этой пьесой была приглашена в Йельский университет (вместе с драматургом Ниной Беленицкой), где молодой режиссер Михаил Овчинников представил эскизы спектакля в студенческом театре Yale Cabaret (Нью-Хейвен) и в театре La Mama (Нью-Йорк).

Пьеса «Ставангер» стала первой многофигурной пьесой. Она попала в шорт-лист «Текстура-2011». Была опубликована в журнале «Современная драматургия», переведена на польский язык. Дважды ставилась в театрах Эстонии и Латвии, одна из постановок участвовала в программе «Новая пьеса» фестиваля «Золотая маска».

Прочтение пьесы Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине»

Режиссер Олег Рыбкин
23 мая, 16:00, Дом кино

Драматург Людмила Петрушевская

Драматург Людмила Петрушевская

В пьесе «Он в Аргентине» – два действующих лица: Нина (немолодая женщина) и Диана (очень старая женщина). Тотальное отчуждение человека от физической и социальной среды, вызванное физической и социальной средой. Трагедия, абсурд, клоунада. Сын Дианы никогда не вернется, как у Беккета «В ожидании Годо» – не придет Годо. В реальности, выстроенной по законам абсурда, очень старая женщина хочет себя убить и немолодая – хочет ее убить, а может, спасти… Это повод связать две судьбы в узел, который уже не развязать. За бытовыми беседами прячется философский подстрочник. Жизнь наша – суета сует, однако осознание бренности всего сущего редко помогает человеку измениться.

Людмила Петрушевская: «Я написала роль хабалистой бабы, сестры-хозяйки на базе отдыха, резкой и нетерпеливой, которую, однако, побеждает интеллектом и волей древняя актриса, бездомная странница. И крепкая хозяйка сдается, но вдруг в этом своем поражении она внезапно начинает бредить, мечтать о другой жизни для своей дочери и внуков, Аргентина ведь! О спасении именно их, своих любимых, не только от мученической смерти, но и от этого их будущего прозябания, от быта, безденежья, безнадеги».

Людмила ПЕТРУШЕВСКАЯ – прозаик, поэтесса, драматург и певица. Родилась, живет и работает в Москве. Перу писательницы принадлежат более пятидесяти книг. Ее произведения переведены более чем на двадцать языков и получили широкое признание во всем мире. Лауреат Государственной премии, премии «Трумф», Международной Пушкинской премии, театральной премии Станиславского и др. Первый в России обладатель премии World Fantasy Award.

«Второй акт. Внуки»

Документальный проект Александры Поливановой и Михаила Калужского
Гость фестиваля – Сахаровский центр, при поддержке Гёте-Института и CultureScapes
23 мая, 19:00, Камерная сцена

«Второй акт. Внуки»

«Второй акт. Внуки»

Как примириться с тем, что твой дед или отец несет прямую ответственность за преступления советского государства? Этим вопросом задались авторы документального театрального проекта «Второй акт. Внуки». В его основе – десять интервью с внуками, детьми или правнуками людей, которые, если бы случился мировой суд над советским режимом, были бы с большой вероятностью признаны виновными. Среди респондентов заведомо не было сталинистов или апологетов советской власти – разрыв в этической программе деда и внука был очевиден изначально.

Как люди безусловно гуманистических воззрений разрешают конфликт между естественными любовью и уважением к старшим родственникам и осознанием их личной причастности в той или иной мере к преступлениям? Из этих разных, но в чем-то схожих историй и складывается проект. И он обо всех нас.

Прочтение пьесы Любови Стрижак «Кеды»

Режиссер Андрюс Даряла
23 мая, 21:00, Камерная сцена
Программа «Запретный плод» (18+)

Драматург Любовь Стрижак

Драматург Любовь Стрижак

Еще одна пьеса в коллекцию сюжетов о юношеских бунтах, читая ее нельзя не вспомнить шахназаровского Ивана Мирошникова или Холдена Колфилда Селинджера, да и разбивка текста на три части под заголовками: «Детство», «Отрочество» и «Юность» – настраивает читателя на то, что перед ним классическая история взросления. Правда, действие пьесы вмещается в сутки, однако за эти 24 часа с героем происходят важные изменения.

Любовь Стрижак: «За время работы над пьесой успела полюбить своих героев, разлюбить их и снова полюбить. Мне казалось важным воссоздать атрибутику их мира, речь, подойти к этому деликатно и нежно. Я постаралась. Но на вопрос о внутреннем ответа не нашла. Наверное, потому что нельзя обобщать и говорить за все поколение, потому что дистанция между ними и мной невелика, потому что их время уже пришло, и ставить диагнозы можно только по прошествии времени. Но я попыталась их зафиксировать, привлечь к ним внимание. Мальчиков, описанных мной, так много, что они становятся страной, в которой я живу. Я стараюсь жить исходя из тех ценностей, которые мне привили родители, а они уже по каким-то другим правилам, потому что старые ценности зачастую не работают. И судя по тому, что происходит в России, возможно, нам придется создавать новые ценности здесь и сейчас своими руками. И очевидно, что одними из этих рук станут руки таких, как Гриша, Миша и Саша».

Любовь СТРИЖАК – драматург. В 2007 г. окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, факультет менеджмента исполнительских искусств. В 2010 г. начала писать пьесы. Неоднократно участвовала в Фестивале молодой драматургии «Любимовка», участница проекта-копродукции Театра-фестиваля «Балтийский дом», «Театра.DOC» и фестиваля «Новая пьеса» «Ржевка vs. Невский проспект» в рамках фестиваля «Балтийский дом – 2010».

На II Всероссийском театральном фестивале «Дуэль» вместе с актерами-студентами Мастерской В. Фильштинского был осуществлен показ эскиза спектакля «Адин» – продолжение проекта «Ржевка vs. Невский». Пьеса «Кеды» вошла в шорт-лист драматургического «Конкурса конкурсов», поставлена в нескольких театрах России.

Прочтение пьесы Марии Зелинской «Как живые»

Режиссер Иван Стрелкин
24 мая (пятница), 13:00, Камерная сцена

Драматург Мария Зелинская

Драматург Мария Зелинская

Мария Зелинская: «Мои пьесы – для тех, кто готов к серьезному и, временами, тяжелому разговору. Есть люди, как мой папа, принципиально избегающие таких разговоров. «Жизнь и так слишком трудна, зачем усложнять и утяжелять ее?» Мы еще говорим «заморачиваться». Может, это и верно. Не знаю. У придерживающихся этого принципа людей, как и у папы, есть право так говорить. Они в жизни натерпелись, а тут еще и я со своими «откровениями».

Временами бывает стыдно за то, что я пока не могу дарить «солнышки». А иногда я, наоборот, уверена, что поднимая ту или иную проблемную тему, поступаю верно. Пусть мой голос пока не будет услышан, но факт останется фактом – я пыталась говорить. Мимо того же семейного насилия я не прошла, это кажется мне правильным – честным.

У меня есть мечта – написать тихую пьесу о счастье. Чтобы в конце никто из персонажей не умер, чтобы никто не плакал и не чувствовал боли. Чтобы эта пьеса подарила людям радость, добро и теплоту – я хочу, очень хочу создать что-то такое, от чего в душах людей останутся маленькие солнышки. Пока для меня это, честно скажу, что-то нереальное. Мои пьесы… не черные, но после них тяжело на душе. О проблемах говорить надо, как надо и вскрывать душевные нагноения человечества, но ведь можно и солнышки раздавать. И непонятно, что лучше».

Мария ЗЕЛИНСКАЯ – журналист, драматург. Родилась в 1988 г. в Ростове-на-Дону. Окончила факультет филологии и журналистики Южного федерального университета. Работала журналистом, выпускающим редактором журнала «Театральный вестник», главным редактором студенческой газеты «Плюс один». В 2008 г. начала заниматься драматургией. Победитель Всероссийского конкурса «Дебют» в номинации «драматургия» (пьеса «Слышишь?»). Многократный финалист, лауреат конкурсов и фестивалей молодых драматургов: «Премьера.txt», «Любимовка», «Авторская сцена», «Новая пьеса» и др. Участник проекта для детей и подростков «Класс мира». В 2012 г. участвовала в проекте социально-культурной реабилитации заключенных «Арт-Амнистия». Пьеса «Как живые» вошла в шорт-лист драматургического «Конкурса конкурсов».

Прочтение пьесы Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Режиссер Артем Терехин
24 мая, 16:00, Камерная сцена

Драматург Михаил Хейфец

Драматург Михаил Хейфец

Иосиф Райхельгауз, режиссер: «Пьеса начинается репликой: «Пушкина я возненавидел еще в детстве». Потому что воспитательница в детсаду поставила пятилетнего героя в угол и не позволила играть в единственный на весь сад игрушечный подъемный кран. В наказание за то, что не слушал стихи Пушкина. Потом ненависти к Пушкину добавили школьные учителя. И вдруг происходит нечто странное: каким-то образом Пушкин начинает нашему герою помогать. Не стану пересказывать сюжет. Грандиозная идея пьесы в том, что мы не начинаем свою жизнь с начала и не обрываем ее. Наша жизнь вписывается в нечто гораздо большее; и только ощутив это, мы улавливаем ее смыслы. Пушкин не имел понятия о нас, так же как мы не думаем о Пушкине. Но, тем не менее, и он, и каждый из нас в той или иной форме задавал вопросы: кто я, зачем я, откуда я, куда я?»

Михаил ХЕЙФЕЦ – режиссер, драматург. Родился в Ленинграде в 1954 г. Живет в Иерусалиме. Его пьеса «В ожидании Его» идет в театрах Москвы и Новосибирска. Лауреат международного конкурса драматургии «Баденвайлер-2010». Пьеса «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Гран-при драматургического «Конкурса конкурсов», победитель Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица».

Моноспектакль «Узбек»

Автор, режиссер и исполнитель – Талгат Баталов
Художники – Светлана Шуваева, Анна Селянина
Текст – Екатерина Бондаренко
Гость фестиваля – Театр им. Йозефа Бойса, при поддержке Европейского Союза в Сахаровском Центре и «Театра.DOC»
24 мая, 19:00, Дом Актера

Моноспектакль «Узбек» вырос из личной истории автора. 6 лет назад Талгат Баталов переехал в Москву из Ташкента, и так называемые «гастеры» для него больше, чем люди в оранжевой спецовке и грязных фартуках. Героя Талгата, которого он создал на основе личного опыта, вряд ли можно считать эмигрантом. Переезд в Москву для него – скорее, возвращение на историческую родину. Впрочем, россиянином он себя не ощущает, может быть, москвичом. Но что отличает этого героя – он не может относиться к людям, на чьей земле он вырос, как к побочному эффекту жизни в мегаполисе.

На сцене две коробки. В одной – рассказы людей, которые по тем или иным причинам переехали жить в Россию из Средней Азии. В другой – реальные документы – паспорта, разрешения на работу, справки об отказе от гражданства, регистрации. Зрителям предлагается рассмотреть эти документы, за каждым из которых – иногда очереди, иногда взятки, иногда решения, меняющие жизнь. Истории разных людей проходят сквозь личные переживания и опыт автора, оставившего в другой стране семью и друзей, переходя из социальной сферы в сферу ментального. История внешней миграции становится историей поиска, взросления и одиночества.

Спектакль – номинант Национального театрального фестиваля «Золотая маска – 2013» ( «Эксперимент»).

Документальный фильм «Я тебя не люблю»

Режиссеры Павел Костомаров и Александр Расторгуев (Россия, Эстония, 2012)
При участии Александра Расторгуева
24 мая, 21:00, Дом кино
Программа «ДНК Плюс»

Молодежная комедия о трагедии первой любви. Эксперимент в области киноязыка. Случайные нажатия на кнопку REC в разгар выяснения отношений. Ревности, разрывы, примирения. Несколько постельных сцен, увиденных домашней камерой. Шепоты и крики городских окраин. Аудитория фильма – и зрители Бергмана, и зрители YouTube.

Сэм Клебанов, Arthouse.ru: «Прямо на наших глазах родилась и зажила своей жизнью новая, предельно демократичная форма кинематографа».

Александр РАСТОРГУЕВрежиссер-документалист. Родился в Ростове-на-Дону. Учился на филологическом факультете РГУ, затем в Академии театрального искусства в Санкт-Петербурге. Работал на телевидении, в петербургской редакции НТВ. Фильмография Расторгуева-режиссера: «Мамочки», «Чистый четверг», «Жар нежных» (спецприз МФДК в Амстердаме), «Я тебя люблю», «Я тебя не люблю». Автор проектов «Срок» и «Реальность».

Прочтение пьесы Михаила Дурненкова «Закон»

Режиссер Никита Рак
25 мая (суббота), 13:00, Камерная сцена

Драматург Михаил Дурненков

Драматург Михаил Дурненков

Пьеса «Закон» вошла в шорт-лист драматургического «Конкурса конкурсов».

Михаил ДУРНЕНКОВ – сценарист, драматург. Родился в 1978 г. в городе Тында Амурской области. С 1995 г. жил в Тольятти, где стал одним из основоположников Тольяттинской школы драматургии, без которой была бы немыслима вся российская новая драма последнего десятилетия. С 2005 г. – в Москве. Автор более 20 пьес и киносценариев. С 2001 г. постоянный участник фестивалей современной драматургии «Майские чтения», «Любимовка» и «Новая Драма», конкурсов «Свободный театр», «Евразия». Принимал участие в театральных форумах «Балтийский дом», «Документальный театр в Ленинских Горах», «Сибальтера», семинарах в Ясной Поляне, «Международная резиденция драматургов» (Лондон), лауреат множества драматургических конкурсов. Постановки по его пьесам идут в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, многих других городов России и зарубежья. Пьеса «Пьяные», написанная совместно с Вячеславом Дурненковым, принята к постановке Королевским Шекспировским театром (Англия).

В 2010 г. окончил мастерскую кинодраматургии во ВГИКе, курс известного сценариста Юрия Арабова. С тех пор активно работает и в кино, где один раз даже выступил в качестве актера – в фильме Кирилла Макаренкова и Андрея Кияница «Черная соль».

Прочтение пьесы Валерия Шергина «Концлагеристы»

Режиссер Егор Чернышов
25 мая, 16:00 , Камерная сцена

Драматург Валерий Шергин

Драматург Валерий Шергин

Герои пьесы Валерия Шергина – жители закрытой зоны, созданной много лет назад на территории Удмуртской республики. У них есть «все необходимое» для жизни: пара стульев, стол, телевизор, пюре с зеленым горошком на обед и сладкие леденцы к чаю. В зоне нет богатых и бедных, нет денег, нет мобильной связи, интернета – нет ничего, что могло бы определять степень свободы и влиять на выбор. Жизнь скудна и монохромна. Правда, живя в этом коммунистическом «раю», каждый житель может быть уверенным в своем будущем: жильем, работой и семьей он будет обеспечен.

Автор пьесы мастерски препарирует понятие «свобода»: за пределами зоны она есть, но выбор ограничивают условности – деньги, возможности, коррупция, совесть. Степень свободы по Шергину определяет не внешние условия, а то, насколько человек в первую очередь сам готов быть свободным.

Валерий Шергин, драматург: «Пьеса была закончена 5 октября 2011 года, до всех этих событий на Болотной… Я и не писал о политике. Я писал о свободе, об иллюзии этой свободы. Есть ли она вообще? Главный герой Федот не прогибался всю свою жизнь, мечтая о свободе. Но он стал свободным, только тогда когда прогнулся. Приспособился к той системе, в которой живет… И я завидую ему».

Валерий ШЕРГИН – актер, драматург, ученик Николая Коляды. Родился в Сарапуле, живет в Екатеринбурге. Пьеса «Концлагеристы» удостоена Гран-при международного фестиваля театра и кино «Текстура» (Пермь), заняла I место в номинации «Пьеса для большой сцены» международного конкурса драматургов «Евразия» (Екатеринбург), вышла в финал фестиваля молодой драматургии «Любимовка» (Москва) и Омской лаборатории современной драматургии, вошла в шорт-лист драматургического «Конкурса конкурсов».

Спектакль «Русский и литература» Максима Осипова

Режиссер Евгений Ланцов
Гость фестиваля – Абаканский русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова
25 мая, 19:00, Дом кино

«Русский и литература»

«Русский и литература»

Действие пьесы разворачивается в средней полосе России, в тихом провинциальном городке. Спокойно живет простой люд: строит дома, растит детей. Живет своей жизнью и местная власть: делит землю, сажает в тюрьму, издает законы. Есть среди горожан учитель русского языка и литературы Сергей Сергеевич. Много лет работает в школе, ребята его любят. Сергей Сергеевич – учитель во втором поколении, скромный, умный и по-своему мудрый. Родители говорят, что сегодня нужно быть сильным, а Сергей Сергеевич учит, что нужно быть добрым, они скажут, что никому нельзя верить, а он ответит, что надо верить и радоваться. Так он учит ребят. Всегда. Неспешно течет жизнь в городке, безмолвно смывает время все суетное…

Пьеса была представлена на одном из первых фестивалей «ДНК».

Презентация документального проекта «Реальность»

При участии режиссера Александра Расторгуева
25 мая, 21:00, Дом кино
Программа «ДНК Плюс»

«Реальность» – это документальная сеть, герои которой снимают свою реальную жизнь на камеру. В нашей жизни каждый день происходит гораздо больше интересного, чем в бутафорских телевизионных сериалах, вместе взятых. Из реальной жизни людей получается целая документальная библиотека. Героем «Реальности» может стать любой: добропорядочный отец семейства, женщина в летах, ребята переходного возраста, дети, бунтари, люди андеграунда, люди всех профессий и социальных слоев. Сотни человек соберутся в проекте «Реальность» со своими уникальными историями и судьбами. Все по-настоящему и поэтому оторваться невозможно.

Реальные люди сами фиксируют свою жизнь на камеру и удивительным образом раскрываются перед объективом, узнают о себе много нового и делятся с нами своим талантом и тем, что происходит именно в момент нажатия кнопки REC.

Прочтение пьесы Максима Курочкина «Кандид»

По мотивам повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм»
Режиссер Максим Курочкин
26 мая (воскресенье), 13:00, Дом кино
Программа «Автор представляет пьесу»

Драматург Максим Курочкин

Драматург Максим Курочкин

Максим КУРОЧКИН – драматург, актер и сценарист. Родился в 1970 г. в Киеве. Участник оргкомитета Фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и «Документальный театр». Лауреат специальной премии жюри «Антибукер» — «За поиск новых путей в драматургии» (1998). Автор более двух десятков пьес, которые были представлены на многих фестивалях, в том числе в Москве, в Англии и во Франции.

Прочтение пьесы Михаила Угарова «Маскарад. Маскарад»

По мотивам драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
Режиссер Иван Стрелкин
26 мая, 16:00, Дом кино

Драматург Михаил Угаров

Драматург Михаил Угаров

Пьеса «Маскарад Маскарад» (по мотивам драмы М.Ю. Лермонтова) написана Михаилом Угаровым специально для лаборатории «Классика. Актуализация» — совместного проекта «Мастерской на Беговой», ЦДР и «Театра.DOC», при поддержке Департамента культуры города Москвы.

Михаил Угаров: «Интересно было – какой Арбенин сегодня? Едущий в маршрутке, пьющий в «Маяке», смеющийся с друзьями на шашлыках? Какие у него домашние тапочки, почему он носит серьгу в ухе и какие книжки читает. А читает он Лермонтова «Маскарад» — со скукой и почтением. Он, как и мы, не понимает внезапного ослепления героя, почему тот не видит очевидного? А потом сам же попадает в такую классическую западню – браслет Нины, платок Дездемоны, нестертая смска Кристины… И почему нельзя закрыть глаза на измену жены, как делают это другие мужчины? И совершенно незнакомое мне, современному читателю, помнящему об Освенциме и ГУЛАГе, слово «честь», которое герои Лермонтова повторяют на все лады. И почему современники автора считали эту вещь эротической? И цензура так посчитала. В дом Энгельгардта, где проходил тот маскарад, в 1941 году упала авиабомба, и даже тени погибли навсегда. Нельзя не думать об этом, читая «Маскарад».

У нас с вами нет канонического варианта «Маскарада», как говорят исследователи, есть пять редакций. Конечно это не инсценировка, и не «пьеса по мотивам», это пьеса, написанная в диалоге с «Маскарадом».

Спектакль «Толстой-Столыпин. Частная переписка»

Автор пьесы – Ольга Михайлова
Режиссер Владимир Мирзоев (Москва), художник – Сергей Тырышкин
Гость фестиваля – «Театр.DOC»
26 мая, 19:00, Камерная сцена

«Толстой-Столыпин. Частная переписка»

«Толстой-Столыпин. Частная переписка»

Ольга Михайлова: «Столыпин и Толстой были между собой родственниками. В эту семью входил и Лермонтов. Вообще в девятнадцатом веке все друг другу кем-то приходились. Об этом узнаешь, стоит только начать читать документы. И тут же убеждаешься, что ни классовое происхождение, ни даже кровно-родственные связи не делают людей единомышленниками. А что делает? На этот вопрос в пьесе нет ответа. Пьеса про то, как заспорили между собой два человека, по происхождению помещики-крепостники, а по сути два таланта, больше всего озабоченные судьбой России. Оба были убеждены, что знают, как спасти страну от революции. Один из них оказался прав. Но как это чаще всего бывает – правого никто не желал слушать. И случилось то, что случилось.

Как замечательно мы все умеем спорить. А уж если заспорили Лев Николаевич с Петром Аркадьевичем… Только смерть может оборвать такой спор.
Пьесу заказал Пензенский драматический театр. Значит, они тоже озабочены Российским выбором дороги, думают и волнуются так же, как сто лет назад переживали о нашем будущем Столыпин и Толстой».

Закрытие фестиваля ДНК

Итоговое обсуждение фестиваля с участием критиков, зрителей, авторов, режиссеров и прессы.
26 мая, 21:00, Камерная сцена

Обсуждение

  1. Вряд ли конечно кто-то ответит, но очень странно по поводу входа, записалась сразу как было объявлено, обещали перезвонить — не позвонили, сейчас позвонила узнать, сказали, что на спектакли вообще билеты до кассы не дошли, только в дом кино на реальность. Смысл тогда такого?

    Ответить
  2. Наталья Дубашинская 20.05.2013 20:36

    Маша, здравствуйте! Возможно, до кассы не дошли билеты на спектакли, — желающих очень много! Но с читками такого быть не может. Я завтра уточню. Позвоните мне завтра, пожалуйста, я дам ответ. Нам очень приятно, что зрители интересуются ДНК, и будем рады видеть Вас в залах :) Наталья Дубашинская, пресс-служба Пушкинского (89607593325)

    Ответить
  3. Мне показалось, что в этот раз фестиваль был уже каким-то… повзрослевшим что ли… Без восторженных розовых пузырей, ахов-охов, шока ради раскрепощения… Которые были вначале. Сейчас были серьезные темы, трудные вопросы…
    Я видела не все. Самое большое впечатление от «Узбека», «Кандида» и «Толстого-Столыпина». И еще «Концлагеристы» — очень понравились.
    Театр.Doc, конечно, как всегда — вне конкуренции. Но на этот раз просто филигранная работа. Браво. Толстой-светоч, плавно трансформирующийся в юродивого… Столыпин, с другой стороны — насильник… над народом… Петля, поминки, всех объединяющие… Глубоко копнули, короче…
    )

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи