История в 10 песнях: Korn

19 мая в Красноярске выступит группа Korn, ветераны тяжелой музыки, дебютировавшие 20 лет назад.

Korn

За эти 20 лет Korn прошли огромный путь – от странных новичков с безумными причёсками до законодателей мод в новой металлической музыке, одной из главных тяжелых формаций в мире и затем нишевого культового коллектива с внушительным послужным списком, нажившего себе примерно одинаковое количество стойких поклонников и горячих ненавистников (причём львиную долю вторых составляют пересмотревшие свои приоритеты первые). Попробуем на примере десяти песен из каталога группы разобраться, как они сумели докатиться до жизни такой.

Blind

«Are you ready?» — с этого вопроса, звучавшего в дебютном сингле «Blind» и много лет стабильно открывавшего все концерты Korn, началась не только история самой группы, но и целого музыкального стиля под названием «ню-металл». И, если уж отвечать на него – нет, аудитория образца 1994-го года не совсем была готова к Korn. Перед ней предстали странные ребята с необычными повадками – в спортивных костюмах и шортах, подсмотренных у рэперов и хардкорщиков, с дикими причёсками, гитарами, свисающими куда-то до щиколоток, рваным, сырым звуком, экзальтированным истеричным вокалистом.

Не то чтобы тому, что играли Korn, не было совсем никаких аналогов до этого. Были – жесткий фанковый бас, вокальные истерики и двинутые речитативы были в обилии у Faith No More, стоическую риффовую минималистичность практиковали Helmet, утробный гитарный звук придумали Kyuss. Но именно Korn воплотили все эти разрозненные находки разом, создав не только единый звук, но и общий стилистический образ тяжёлой группы нового времени. Такая группа выглядела одновременно буднично и инопланетно (см., например, кепочка Фреда Дёрста и костюмы Уэса Борланда), играла отрывисто и глухо, и не чуралась других уличных субкультур, от хип-хопа до графитчиков и скейтеров, с коими, кажется, имела даже больше общего, нежели с до-гранджевыми металлистами и рокерами конца 80-х тире начала 90-х, с их культом виртуозного гитарного соло, модного кожаного прикида и поэзии бесконечной пьяной вечеринки.

Fagget

Ах, да – пела эта новая группа тоже немного о других вещах. На обложке дебютного альбома Korn мужская фигура нависала тенью на беззащитной девочкой, качающейся на качелях; венчался альбом эпической истерикой песни «Daddy», рассказанной от лица юной жертвы семейного сексуального домогательства. Вокалист группы Джонатан Дэвис, сам перенесший в детстве издевательства от собственной мачехи и ставший жертвой сексуального насилия со стороны кого-то из окружения его семьи, решил дать в своих песнях голос всем таким же, как он – изгоям, жертвам, забитым школьникам; истерическая, взрывная музыка становилась и для исполнителя, и для слушателей способом очищения от переполняющих негативных эмоций, достижения столь необходимого катарсиса.

Хотя первый безымянный альбом не стал моментально популярным, Korn за два года в бесконечных турне раскатали его до размеров полноценного феномена. На запись второго альбома и сопроводительную промо-кампанию был выделен куда более заметный бюджет – так что видеоклипы стали выглядеть несколько богаче.

A.D.I.D.A.S.

Второй альбом «Life is Peachy» записывался с тем же продюсером, что и первый – Россом Робинсоном; год спустя Робинсон запишет дебютный альбом группы Limp Bizkit, получивших и контракт, и продюсера по протекции Korn – и фитиль под грядущим ню-металлическим взрывом будет подожжён. А пока – пока Korn полируют свой саунд, делают звучание более металлическим и плотным и немного работают над своими сочинительскими манерами.

Mr. Rogers

Многие песни на «Life is Peachy» были устроены сложнее и витиеватей, чем на «Korn» — к примеру, в «Mr. Rogers» разворачивалась почти что целая мини-опера. Песню Дэвис посвятил своему школьному учителю, пытавшемуся задавить его индивидуальность.

Freak on a Leash

Момент истины – второй сингл с третьей пластинки «Follow the Leader» выводит Korn в настоящую первую лигу. Клип, в котором анимация по мотивам обложки альбома соседствует с довольно модерновой центральной визуальной идеей, активно крутится по МТВ не в специализированных гетто-программах для жанровых фриков, а в настоящем общем эфире. «Follow the Leader» становится полноценным феноменом – вылетает на первое место альбомного хит-парада журнала «Биллборд» и расходится миллионными тиражами, на альбоме гостят Айс Кьюб и Фред Дёрст.

Вскоре после выхода альбома Korn пускаются в масштабное коллективное турне под названием «FamilyValues», своего рода путешествующий металлический цирк, в котором вместе с группой ездят Limp Bizkit, Incubus, Rammstein и Айс Кьюб. Турне пользуется бешеным успехом и приносит группе 6 миллионов долларов чистой прибыли – именно здесь, как полагают многие, зарождается ню-металл как феномен.

Hey Daddy

Куя железо, пока горячо, Korn готовят новый альбом «Issues» буквально в следующем году – в нём меньше хип-хопа и совсем нет гостей, зато саунд становится более гладким и упругим, явно не без помощи продюсера Брендана О’Брайена, сотрудничавшего с Pearl Jam и Stone Temple Pilots.

Korn продолжают активно работать со слушателями – первый сингл «Falling Away from Me» выкладывают на сайте в виде мп3-файла для свободного скчивания (дико прогрессивно для 1999-го года), обложка выбирается по конкурсу из вариантов, изготовленных слушателями. В том же году выходит второй альбом Korn’овских протеже Limp Bizkit «Significant Other»; ню-металл царит везде, Korn и Limp Bizkit по праву являются его некоронованными королями, а в тот же год платиновых продаж добиваются Orgy, Godsmack, Powerman 5000, Staind и Кид Рок, а где-то дебютирует группа в масках под названием Slipknot. Грядёт новая эпоха, о которой Korn пока ничего не известно.

Here to Stay

Массивный тур в поддержку «Issues» порядком изматывает группу – работа над следующей пластинкой растягивается на изнуряющие два года, за время которых из группы едва не вылетает басист Филди. В поисках нового звучания Korn тратят внушительные три миллиона долларов лейбла на одно только студийное время – в результате недосведённая копия нового альбома уплывает в интернет за целых три месяца до официального релиза.

Новый альбом «Untouchables» продаётся хорошо, но не так резво, как его предшественники – сбить с первого места чарта «Биллборда» четвёртый альбом Эминема «The Eminem Show» никак не выходит. Группа винит в падающих продажах интернет-пиратство, поклонники и критики попрекают группу за растрату адского количества денег на альбом, в студийном лоске которого непросто узнать прежних безумцев со злых калифорнийских улиц, игравших честную истерическую музыку навзрыд. В результате Korn за какой-то год записывают новую, куда более сырую и злую пластинку «Take a Look in the Mirror» — альбом не попадает ни в какие чарты, и история заканчивается тем, что гитарист Брайан «Хэд» Уэлч, видимо, прислушавшись к титульному совету посмотреться в зеркало, бросает наркотики, находит Христа и уходит из группы.

Twisted Transistor

Следующий альбом «See You on the Other Side» Korn пишут при участии продюсерского дуэта The Matrix, работавшего с Аврил Лавинь и Бритни Спирс – примерно в этом месте значительная часть бывших поклонников плюёт с досады и уходит в противоположный лагерь.

В 2006-м группу покидает барабанщик Дэвид Сильверия – сначала объявляется, что в бессрочный отпуск, потом, когда в конце 2007-го гастрольный ударник Рэй Лузье объявляется новым официальным членом группы, становится понятно, что навсегда. Выходят две пластинки, «Untitled» в 2007-м и «Korn-III: Remember Who You Are» в 2009-м; разговаривать о них не стоит даже и начинать. Korn по-прежнему активно гастролируют и становятся хэдлайнерами крупных фестивалей, но всё это исключительно на творческой инерции достижений конца 90-х и начала нулевых.

Get Up

В 2011-м Джонатана Дэвиса осеняет – группу спасёт дабстеп! Выходит альбом «The Path of Totality», существенная часть песен на котором сделана совместно с молодыми дабстеп-артистами, в том числе и скандальным Скриллексом.

Для поклонников Korn, слушавших группу в 90-х, коллектив окончательно переходит в разряд гоняющегося за модными трендами посмешища – зато народившаяся за это время молодёжь, превратившая того же Скриллекса в героя стадионных концертов, с интересом реагирует на немолодых металлистов, заигравших с их кумиром вместе.

Spike in My Veins

В 2012-м году блудный сын Брайан Уэлч решил вернуться в группу. Так появился последний альбом «The Paradigm Shift», с материалом которого группа и приезжает в Красноярск. На нём Korn попытались найти что-то вроде среднего арифметического для всех своих экспериментов со звуками. Получилось или нет – судить сложно. В любом случае, Korn давно уже вписали себя в историю современной музыки – так что на концерт мы пойдём хотя бы по этой причине.

Обсуждение


Похожие записи