КРЯКК-2015. «НОС»-дебаты

30 октября в рамках IX Красноярской ярмарки книжной культуры состоятся публичные дебаты, по итогам которых будет объявлен шорт-лист премии «НОС (Новая словесность)»-2015. Это ежегодная литературная премия, основанная Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке.

«НОС. Новая словесность»

«НОС. Новая словесность»

На сайте фонда также продолжается зрительское голосование за номинантов «НОСа». Его победитель станет известен в конце января 2016 года и получит приз в 200 000 рублей.

Начало дебатов в 16.00, в лонг-листе премии 19 авторов. Познакомьтесь, за чьи произведения в этом году будет сражаться жюри во главе с известным театральным режиссером Константином Богомоловым, и за кого может проголосовать каждый желающий. Большинство книг представлено на ярмарке.

Александр ИЛЬЯНЕН. «Пенсия» (Kolonna Publications)

Александр ИЛЬЯНЕН. «Пенсия»

Александр ИЛЬЯНЕН. «Пенсия»

Роман «Пенсия» (в названии которого спрятано слово песня) – это почти ежедневная фиксация на протяжении последних шести лет рефлексий и событий из жизни автора – встречи, поездки, болезни, случайные и всем знакомые имена, преходящие и переходящие из предыдущих текстов персонажи. На первый взгляд кажущаяся факультативность документируемого магическим образом обретает плоть и составляет саму суть бытийствования. Причем фиксируемые события лишены налета злободневности и актуальности, они как бы отстранены от времени – это ли не первые признаки идеального романа?

Александр Ильянен – прозаик и поэт. Окончил Военный институт иностранных языков в Москве. Свыше 20 лет служил военным переводчиком. В настоящее время в отставке. Лауреат I Московского фестиваля верлибра. Живет в Санкт-Петербурге. Лауреат Премии Андрея Белого (2007, за роман «Бутик Vanity»). Романы «И финн» и «Дорога в У.» выдвигались на соискание Букеровской премии, «Дорога в У.» вошла в шорт-лист Премии Андрея Белого 1999 г.

в и з и т н а я    к а р т о ч к а

* * *

Я не солнце русской поэзии.
Я, скорее, ее вода.
Переливаюсь под лучами солнца или луны,
волнуюсь, и часто до девятого вала!
Временами совершенно спокоен и тих.
Я отнимаю жар у купальщиц и купальщиков,
люблю прикосновения их гладких тел.
Я утоляю их жажду
…………
есть безумные которые бросаются в меня
с моста или обрыва
как будто во мне есть покой

А. НУНЕ. «Дневник для друзей» ( «Новое литературное обозрение»)

А. НУНЕ. «Дневник для друзей»

 А. НУНЕ. «Дневник для друзей»

Книга А. Нуне написана на основе подлинного дневника, который автор вела, когда работала в 2010-х годах в одном из хосписов Восточного Берлина. Освоившись на новой работе, она открывает, что может установить доверительные отношения с неизлечимо больными, казалось бы, бесконечно далекими от нее. Она стремится помочь умирающим и каждый день учится жить в присутствии близкой смерти. Пациенты один за другим уходят из жизни, однако нелегкий опыт сопереживания помогает героине лучше узнать себя и человека вообще.

А. Нуне (Нуне Барсегян) родилась в 1963 году в Армении. Закончила факультет психологии МГУ. С 1993 года живет в Берлине. Работала психологом в частной психиатрической клинике и в различных социальных учреждениях. Автор романа «После запятой» ( «Новое литературное обозрение», 2001, шорт-лист Премии Андрея Белого).

Полина БАРСКОВА. «Живые картины» (Издательство Ивана Лимбаха)

Полина БАРСКОВА. «Живые картины»

Полина БАРСКОВА. «Живые картины»

Для окончательно свободного и окончательно одинокого «экзистенциального» человека прощение – трудная работа. Трудная не только потому, что допускает лишь одну форму ответственности – перед самим собой, но и потому, что нередко оборачивается виной «прощателя». Эта вина становится единственной, пусть и мучительной основой его существования, источником почти невозможных слов о том, что прощение – и беда, и прельщение, и безумие, и наказание тела, и ложь, и правда, и преступление, и непрощение, в конце концов. Движимая трудной работой прощения проза Полины Барсковой доказывает этими почти невозможными словами, что прощение может быть претворено в последнюю доступную для «экзистенциального» человека форму искусства – искусства смотреть на людей в страшный исторический мелкоскоп и видеть их в огромном, спасающем приближении.

Полина Барскова – поэт, прозаик, филолог. Родилась в 1976 году в Ленинграде. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского университета и аспирантуру Калифорнийского университета. Участник ряда международных поэтических фестивалей. Лауреат Всесоюзного конкурса молодых поэтов (1991), Сетевого литературного конкурса «ТЕНЕТА» (1998), Малой премии «Москва–транзит» (2005). В 2000 году с подборкой стихов вошла в шорт-лист премии «Дебют». В 2011 году в шорт-лист премии Андрея Белого в номинации «поэзия» с книгой стихов «Сообщение Ариэля». С 1999 года живет в США. Преподает русскую литературу в Хэмпшир Колледже (Амхерст, Массачусетс).

Татьяна БОГАТЫРЕВА. «Марианская впадина» ( «Первый класс»)

Татьяна БОГАТЫРЕВА. «Марианская впадина»

Татьяна БОГАТЫРЕВА. «Марианская впадина»

Татьяна Богатырева – сценарист. Родилась в 1988 г. в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения по специальности «Кинодраматург», в дальнейшем там же получила в аспирантуре специальность «Киноведение». Работала литературным редактором в издательствах, писала сценарии для рекламных роликов, театра и кино. Автор книг «День матери», «Марианская впадина», поэтических сборников «Нам не страшно», «Память воды», «Со дна колодца». Премия Российско-Болгарского конкурса молодых авторов и переводчиков «Славянское братство» (2014, Москва). Приз «ТЭФИ-регион» за телепередачу «Битва поэтов» (2010, Санкт-Петербург). Дипломант многих конкурсов сценаристов.

Александр ИЛИЧЕВСКИЙ. «Справа налево» (АСТ, Редакция Елены Шубиной)

Александр ИЛИЧЕВСКИЙ. «Справа налево»

Александр ИЛИЧЕВСКИЙ. «Справа налево»

Книга эссе «Справа налево» – о вкусах и запахах чужих стран и путешествий (Армения и Латинская Америка, Каталония и США, Израиль и Германия), о слухе: литературе (Толстой и Достоевский, Платонов и Кафка, Бабель и Чехов) и музыке (от Моцарта и Марии Юдиной до Rolling Stone и Led Zeppelin), обо всём увиденном, что навсегда осталось на сетчатке и отпечаталось в «шестом чувстве» – памяти…

Александр Иличевский родился в 1970 г. в Сумгаите. Окончил Московский физико-технический институт. В 1991-1998 годах занимался научной работой в Израиле и Америке. С 1998 года живет в Москве. Российский прозаик и поэт. Автор книг «Случай» (2001), «Бутылка Клейна» (2005) и др. Лауреат премии имени Ю. Казакова за 2005 год и премии журнала «Новый мир», премий «Русский Букер» ( «Матисс») и «Большая книга» ( «Перс»).

Платон БЕСЕДИН. «Учитель» ( «Фолио», Харьков)

Платон БЕСЕДИН. «Учитель»

Платон БЕСЕДИН. «Учитель»

Роман перемен – серьезная заявка на большой украинский роман, первое литературное исследование независимой Украины от краха СССР до Евромайдана. 23 года, десятки городов, множество судеб, панорама жизни страны и героя на фоне масштабных перемен. Это история любви, история взросления в Крыму конца девяностых – начала двухтысячных. Роман отражает реальные проблемы полуострова, обнажая непростые отношения татар, русских и украинцев, во многом объясняя причины крымских событий 2014 года. Автор, исследуя жизнь нового «маленького человека», рассказывает подлинную историю Крыма, которая заметно отличается от истории официальной.

Платон Беседин родился в 1985 году в Севастополе. Живет в Киеве и Севастополе. Первая печатная публикация – повесть «Голод» в журнале «Девушка с веслом» (2005). Первые книжная публикация – в сборнике крымской прозы «Под столом» (2006). Первая переводная публикация – в сборнике «U-Bahn» (2008), изданном в Дюссельдорфе, Германия. Как прозаик также публиковался в изданиях «Дружба народов», «Литературная газета», «Новая юность», «Бельские просторы», «Наш современник», «Радуга» и др. С 2011 года активно печатается в авторских и коллективных сборниках прозы: «Рассказы новых писателей», «Станция Рай», «Грехи наши», «Крымский сборник» и др. В 2012 году в издательстве «Алетейя» (Россия) вышел дебютный роман «Книга Греха». В Украине роман переиздан в издательстве «Шико». В 2014 году в издательстве «Дикси Пресс» вышел сборник рассказов «Рёбра». В августе 2014 года в крупнейшем украинском издательстве «Фолио» вышел первый том «Учитель. Роман перемен» из тетралогии «Учитель», посвященный крымским событиям 1993-2004 годов. Финалист премий «Русский букер», «Ясная поляна», «Золотой Дельвиг», «Национальный бестселлер», «Нонконформизм», «Дебют» и др. Лауреат премий «Активация слова», журнала «Радуга», им. Демьяна Бедного и др.

Вадим ЛЕВЕНТАЛЬ. «Комната страха» (АСТ, Редакция Елены Шубиной)

Вадим ЛЕВЕНТАЛЬ. «Комната страха»

Вадим ЛЕВЕНТАЛЬ. «Комната страха»

Сборник малой прозы Вадима Левенталя, блестяще дебютировавшего романом «Маша Регина», открывает новые грани его дарования – это сочинитель таинственных историй, в которых миражи переплетаются с реальностью, а предметы обнажают скрытый в них огонь. Городской нуар и готическая новелла – вот жанры, которым на этот раз отдает дань финалист премии «Большая книга» Вадим Левенталь. Завершает книгу повесть «Доля ангелов» – скупо, с ледяным лаконизмом рассказывающая о страшных днях Ленинградской блокады.

Вадим Левенталь родился в Ленинграде в 1981 году. Окончил филологический факультет СПбГУ. Работает главным редактором в «Лимбус Пресс» и исполнительным директором в «Нацбесте». Проза и критика публиковалась в журналах «Звезда», «Октябрь», газете «Известия» и др.

Алексей ЦВЕТКОВ. «Маркс, Маркс левой» ( «Свободное марксистское издательство»)

Алексей ЦВЕТКОВ. «Маркс, Маркс левой»

Алексей ЦВЕТКОВ. «Маркс, Маркс левой»

Эта книга – об импульсах коммунизма, пронизывающих массовую и элитарную культуру, протестную политику, повседневность, частную жизнь каждого человека. Как пишет о ней в своей рецензии в «Афише» Лев Данилкин, «Алексей Цветков почти всегда сочиняет от первого лица – с прустовской дотошностью регистрируя повседневные ощущения марксиста-аллергика, задыхающегося в душной оранжерее капитализма. В новой коллекции исповедей, исторических экскурсов и саркастических заметок обнаруживаются опыты «политического» прочтения текстов современной культуры (от номера «Большого города» до бессоновской «Люси»), проницательные эссе о Ленине и Богданове, вылазка картографа в неизведанные области современной русской поэзии, педагогические заметки – и несколько признаний автобиографического характера».

Алексей Цветков – писатель и активист. Родился в 1975 г. в Нижневартовске. Лауреат литературных премий Андрея Белого, «НОС» и «Нонконформизм». Автор книг «Поп-марксизм», «Король Утопленников», «Параллельные общества», «Суперприсутствие», «TV для террористов», «Анархия non stop». В 1990-х был ответственным секретарем газеты «Лимонка». В нулевых годах стал одним из основателей книжного магазина «Фаланстер» и редактором сетевого журнала Anarh.ru. Живет в Москве, работает в книжном магазине.

Данила ЗАЙЦЕВ. «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева» ( «Альпина Нон-фикшн»)

Данила ЗАЙЦЕВ. «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева»

Данила ЗАЙЦЕВ. «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева»

Автор книги – русский старообрядец-часовенный из Аргентины Данила Терентьевич Зайцев, родившийся в 1959 г. в Китае. Это долгое и увлекательное повествование о жизни старообрядцев, сопоставимое с семейной хроникой-романом, написанное живо, с юмором. Книга – произведение светское, но созданное человеком с религиозным сознанием, которое определяет жизненные сюжеты, отношение к событиям, людям, самому себе. В «Повести…» отражена история многих старообрядческих родов, их бегства из большевистской России в Китай, а из «колхозного» Китая – в Южную Америку в 1959 г. События происходят в Китае, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Чили, Боливии, США, России. В центре повествования – жизнь автора и его семьи, с подробным рассказом о неудавшейся попытке переселения в Россию в 2008 г. Д. Зайцев пишет о непростых отношениях в общинах, связанных с внутриконфессиональными разногласиями между «синьцзянцами» и «харбинцами», приводящими порой к ссорам, недопониманию и личным трагедиям. Но главное в книге – рассказ о повседневной жизни русских людей, живущих по стародавним заветам, ради соблюдения которых они, как и положено верующим христианам, готовы переносить страдания, терпеть нищету и лишения. И еще: на русском диалектном языке, который во всей своей первозданной силе звучит в книге, и сегодня говорят староверы Южной Америки.

Игорь ЛЁВШИН. «Петруша и комар» ( «Уроки русского»)

Игорь ЛЁВШИН. «Петруша и комар»

Игорь ЛЁВШИН. «Петруша и комар»

Эксперименты с языком в книге то и дело совмещаются с точными описаниями неприукрашенной реальности, брутальность – с интеллектуальными задачками. Герои – московские забулдыги и академики преклонных лет, русские иммигранты в Швеции и домашние животные.

Игорь Лёвшин окончил Московский институт стали и сплавов. Дебютировал в конце 1980-х гг. в самиздате (альманах «Эпсилон-салон»). Наряду с прозой публиковал также стихи (в том числе от имени литературной маски Вепрь Петров – актуальная в начале 1990-х ироническая эстетизация бандитизма: изящные верлибры, написанные киллером о своем ремесле) и короткие пьесы. Регулярно печатался в журнале «Черновик», издававшемся Александром Очеретянским в Нью-Йорке. Творчество Лёвшина во многих отношениях сближается с концептуалистской прозой Владимира Сорокина, одновременно шаржируя и травестируя сорокинский радикализм. С 2004 года также пишет фантастические рассказы и сказки. Первая книга прозы «Жир Игоря Лёвшина» вышла в 1995 году в серии «Классики XXI» в «Издательстве Руслана Элинина». В мае 2015 г. вышла книга прозы «Петруша и комар» в серии «Уроки русского».

Максим ГУРЕЕВ. «Калугадва»

Максим ГУРЕЕВ. «Калугадва»

Максим ГУРЕЕВ. «Калугадва»

Максим Гуреев родился в 1966 году в Москве. Окончил филфакт МГУ, учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печатался в журналах «Октябрь», «Дружба народов», «Искусство кино», в «Новом мире» и др. Автор повестей «Калугадва», «Московский часослов», «Брат Каина – Авель», «Быстрое движение глаз во время сна», «Вожега», романа «Покоритель орнамента» и др.

Повесть «Калугадва» можно прочесть в «Журнальном зале».

Андрей БЫЧКОВ. «На золотых дождях» ( «Эксмо»)

Андрей БЫЧКОВ. «На золотых дождях»

Андрей БЫЧКОВ. «На золотых дождях»

Издательство позиционирует новую книгу автора как «самый дерзкий и провокационный роман десятилетия». Любовь Вальдемара и Василисы трагична: они – родственники, и по законам морали не могут быть вместе. Но это в реальности. А в метафизическом пространстве возможно все. Вальдемар строит великую и всемогущую Машину Любви, чтобы с ее помощью изменить мир.

Фрагмент из романа – на «Книжной полке».

Андрей Бычков защитил кандидатскую диссертацию по физике элементарных частиц. Учился на психотерапевта в Московском гештальт-институте. Автор книг «Вниз-вверх» (Москва,1990), «Peut-on compter sur le brouillard?» (Paris-Bruxelles, 1994), «Черная талантливая музыка для глухонемых» (Москва, 1996), «Тапирчик» (М., 2000), «Ловец» (М., 2000), «Дипендра» (Екб., 2004), «Гулливер и его любовь» (М., 2006), «Na vrhu igle» (Beograd, 2006). Сценарий «Нанкинский пейзаж» в 1993 г. получил Специальный приз Международного ялтинского кинорынка, а в 1994 г. – Приз Эйзенштейна немецкой фирмы «Гемини-фильм» и Гильдии сценаристов России. Роман «Графоман» в 1995 г. выдвигался на премию Букера. Повесть «Пхова» получила 1-е место на конкурсе русской литературы в Интернете «Тенета-Ринет 99». Рукопись книги «Ловец» вышла в финал премии «Антибукер-2000». Книга «Дипендра» номинировалась на Премию Андрея Белого.

Андрей АСТВАЦАТУРОВ. «Осень в карманах» (АСТ, Редакция Елены Шубиной)

Андрей АСТВАЦАТУРОВ. «Осень в карманах»

Андрей АСТВАЦАТУРОВ. «Осень в карманах»

Истории из жизни обаятельного и комичного интеллигента в четвертом поколении. Книга открывается веселыми анекдотами, немного грустными сценами детства, но затем неожиданно погружает читателя в ритмичный мир современного города с его суетой и страстями. Здесь, на фоне декораций Санкт-Петербурга и Парижа, в университетских аудиториях, в лабиринтах улиц, в кафе и гостиницах среди нелепостей повседневной жизни городскому невротику в очках доведется пережить любовную драму, которая изменит его жизнь.

Андрей Аствацатуров – филолог и писатель. Родился в 1969 году в Ленинграде. Доцент кафедры истории зарубежных литератур и руководитель программы «Литература» на факультете свободных искусств и наук. Лауреат премии «За преподавательское мастерство» (2008), ежегодной петербургской премии «Топ-50» (2010), «НОС», финалист премии «Национальный бестселлер». Автор романов «Люди в голом» (2009), «Скунскамера» (2011), а также трех монографий и около ста статей, посвященных проблемам английской и американской литературы XIX–XX веков.

Мария ГОЛОВАНИВСКАЯ. «Пангея» ( «Новое литературное обозрение»)

Мария ГОЛОВАНИВСКАЯ. «Пангея»

Мария ГОЛОВАНИВСКАЯ. «Пангея»

Революционерка, полюбившая тирана, блистательный узбекский князь и мажор-кокаинист, сестра милосердия, отвергающая богача, царедворцы и диссиденты, боги и люди, говорящие цветы и птицы… 42 новеллы, более сотни персонажей и десятки сюжетных линий. Это «собранье пестрых глав» может быть прочитано как фантазийная история отечества, а может и как антиутопия о судьбах огромного пространства, очень похожего на Россию, где так же, как и в России, по утверждению автора, случаются чудеса. Но прежде всего это книга страстей – любовных, семейных, дворцовых, земных и небесных, хроника эпических и волшебных потрясений, составляющих главную ткань русской жизни. И, конечно же, это роман о русской революции, которая никогда не кончается.

Мария Голованивская родилась в 1963 г. в Москве. Российский ученый, писатель, переводчик, доктор филологических наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ. Член международного Пен-клуба, член Союза писателей Москвы. Автор книг «Частная коллекция» (1991), «Двадцать писем господу Богу» (1994), а также переводов с французского, среди которых «Пена дней» Бориса Виана, «Упражнения в стиле» и «Зази в метро» Рэмона Кено, «Стихотворения» Лотреамона.

Екатерина МАРГОЛИС. «Следы на воде» (Издательство Ивана Лимбаха)

Екатерина МАРГОЛИС. «Следы на воде»

Екатерина МАРГОЛИС. «Следы на воде»

Повествование в «Следах на воде» движется любовью, состраданием и памятью утраты. Река человеческих жизней – бурная, глубокая, изменчивая – перетекает в страстное авторское повествование. Это движение человеческого в человеке ведет и в Столешников переулок или в церковь, где одновременно служат две литургии – католическую и православную; и туда, где лагуна незаметно переходит в заснеженное поле и где воздушные шарики в руках детей у базилики Санта-Мария-делла-Салюте превращаются в надутые перчатки-«ежики» на постели мальчика Лёвы, умирающего от рака в московской больнице. Проза рождается из неотступной красоты и свободы духа, где внутреннее и внешнее звучат как голос и сопровождение: события перекликаются, встречи продолжаются через десятилетия, и рассказчик не сомневается, что удивительное – в природе вещей.

Михаил Шишкин: «Это книга о Венеции. Венеция в русском понимании – рай. Книга о том, что рая для счастья совершенно недостаточно. Книга о счастливом человеке. О его вере. Прекрасная и счастливая книга».

Екатерина Марголис родилась в 1973 году в Москве. Изучала лингвистику и семиотику в Российском государственном гуманитарном университете. Стажировалась в университетах Италии (Падуя) и Австралии (Мельбурн). Художник, график, книжный иллюстратор и дизайнер. Марголис делает офорты, рисует акварели, работает с цифровой печатью. Она демонстрирует, как впечатление от окружающей действительности превращается в слова, строчки и буквы. Показывает человека в словах и останавливает мгновение. Автор станковых работ и инсталляций. Участник персональных и коллективных выставок в Италии, России и США. Автор статей и эссе о литературе и культуре, переводчик. Член Concilio Europeo dell’Arte. Преподает в Scuola Internazionale di Grafica. Живет и работает в Венеции. Куратор выставок творчества тяжелобольных детей. Сотрудничает с фондом «Подари жизнь», который занимается проблемой детской онкологии.

Павел НЕРЛЕР. «Осип Мандельштам и его солагерники» (АСТ)

Павел НЕРЛЕР. «Осип Мандельштам и его солагерники»

Павел НЕРЛЕР. «Осип Мандельштам и его солагерники»

Эта книга – реконструкция последних полутора лет жизни О.Э. Мандельштама: от возвращения в середине мая 1937 года из воронежской ссылки в Москву (точнее, в стокилометровую зону вокруг нее) и до смерти поэта в пересыльном лагере под Владивостоком. 27 декабря 1938 года. Но и в лагере поэт был не один, а в массе других заключенных, или, как он сам выразился, «с гурьбой и гуртом». Автор собрал по крупицам сведения и о тех, кто окружал поэта в эшелон и в лагере, и кто являл собой тот своеобразный гулаговский социум, в котором протекли последние недели жизни поэта. В разделе «Мифотворцы и мистификаторы» собраны различные отголоски лагерной жизни и смерти поэта, звучащие в прозе Варлама Шаламова, стихах Юрия Домбровского, песне про товарища Сталина и др. В разделе «Следопыты» показана история поиска Надеждой Мандельштам и другими энтузиастами сведений о тюремно-лагерном – завершающем – этапе жизни Осипа Мандельштама. В приложениях публикуются полный именной список «мандельштамовского эшелона» и рассказ о непростой истории первого в мире памятника поэту, созданного в 1985 году и впервые установленного в 1998 году во Владивостоке.

Павел Нерлер родился в 1952 году. Поэт, филолог, исследователь творчества Осипа Мандельштама, автор двух книг о нём, составитель многих изданий его произведений, основатель и руководитель Мандельштамовского общества (Москва). В 1970-е годы был близок к поэтической группе «Московское время». Кандидат географических наук.

Роман СЕНЧИН. «Зона затопления» (АСТ, Редакция Елены Шубиной)

Роман СЕНЧИН. «Зона затопления»

Роман СЕНЧИН. «Зона затопления»

Жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город – на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» – среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, – не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии…

Роман Сенчин родился в 1971 году в Кызыле. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Публикуется в журналах «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов» и др. Автор книг «Афинские ночи», «Минус», «Ничего страшного», «Иджим», «Елтышевы», «Информация» и др. Лауреат премий журналов «Кольцо А» (2000) и «Знамя» (2001), премий «Эврика» (2002), «Венец» (2006), Горьковской литературной премии (2010), премии Правительства РФ (2012).

Несколько произведений из книги «Зона затопления» можно прочесть в «Журнальном зале»: «Перед судами», повесть «Чернушка», рассказ «Миражи на дне».

Гузель ЯХИНА. «Зулейха открывает глаза» (АСТ, Редакция Елены Шубиной)

Гузель ЯХИНА. «Зулейха открывает глаза»

Гузель ЯХИНА. «Зулейха открывает глаза»

Роман начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши – все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь. Всем раскулаченным и переселенным посвящается.

Гузель Яхина родилась и выросла в Казани, окончила факультет иностранных языков, учится на сценарном факультете Московской школы кино. Публиковалась в журналах «Нева», «Сибирские огни», «Октябрь». Лауреат национальной литературной премии «Ясная поляна» в номинации «XXI век» за роман «Зулейха открывает глаза». Роман также вошел в число финалистов премий «Большая книга» и «Русский Букер».

Макс НЕВОЛОШИН. «Шла Шаша по соше»

Макс НЕВОЛОШИН. «Шла Шаша по соше»

Макс НЕВОЛОШИН. «Шла Шаша по соше»

Макс Неволошин в далеком прошлом – учитель средней школы. После защиты кандидатской диссертации по психологии занимался преподавательской и научно-исследовательской деятельностью в России, Новой Зеландии и Австралии. С 2003 года живет и работает в Сиднее. В книгу включены рассказы о необдуманных обстоятельствах жизни автора, его родственников, друзей и прочих граждан вышеназванных государств.

Сборник можно прочесть здесь.

Жюри премии «НОС»-2015:

Константин Богомолов, председатель жюри – театральный режиссер. Окончил филологический факультет МГУ им М.В. Ломоносова и РАТИ (ГИТИС), Мастерская А.А. Гончарова. Работает в московских и европейских театрах;
Николай Усков – руководитель проекта «Сноб», кандидат исторических наук, журналист и литератор. Окончил Исторический факультет МГУ, где преподавал историю церкви и средних веков. Затем возглавлял журналы Men’sHealth и GQ, автор двух детективов, а также ряда научных и популярных работ по истории;
Анна Гор – директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ. Член международной ассоциации художественных критиков (AICA, Париж), Совета по современному искусству Министерства культуры РФ. Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция), Заслуженный работник культуры РФ, Почетный член Российской академии художеств;
Дмитрий Споров – руководитель Фонда «Устная история» и Общедоступного сетевого архива oralhistory.ru, историк. Окончил Историко-архивный институт РГГУ;
Тимофей Дзядко — редактор РБК. Окончил факультет лингвистики РГГУ. Работал в газете «Ведомости», журнале Forbes и на телеканале «Дождь».
Эксперты: Константин Богданов, Татьяна Венедиктова, Анна Наринская.
Модератор – Ирина Прохорова, соучредитель и председатель Экспертного совета Фонда Михаила Прохорова.

В публикации использованы материалы издательств.

Елена Коновалова 30 октября 2015 г.

Обсуждение


Похожие записи