Театральная падчерица

Ну что, запускаем, наконец, наш театральный раздел? Начнем с последнего яркого события – завершившегося в минувшее воскресенье «Парада звезд в оперном». Но прежде чем подвести его итоги, отдельно хочу рассказать об оперных премьерах Красноярского театра оперы и балета. Состоявшихся как раз в рамках фестиваля.

Сельская честь

Сельская честь

Их было сразу три, и для нашего театра это просто подвиг – хорошо, если за сезон выпустят одну оперу! А тут такое изобилие… Правда, две из них – «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло – одноактовки, и объединены они в одно сценическое действие. Третья, «Любовный напиток» Г. Доницетти, идет как отдельный спектакль в двух действиях.

Но в чем все-таки подвиг? Так уж сложилось в этом театре, что опера здесь с балетом давно не на равных. Да и было ли когда равенство? Разве что во времена весьма отдаленные, о которых многие зрители уже и не помнят… А в последнее десятилетие перекос налицо – и премьер оперных в театре выпускается меньше, чем балетных, и публика наша охотнее ходит на балет, спрос определяет предложение.

К сожалению, на сложившуюся тенденцию влияет не только непросвещенность современного общества (есть такое, что уж там). Но и качество спектаклей: в балете за последние годы явной неудачей стал только «Красный мак» Р. Глиэра в постановке Владимира Васильева. В опере очень много старых спектаклей, которые давным-давно пора либо списать, либо выпустить в новой режиссерской версии. А из премьер последних лет половина оставляет лучшего.

Несмотря на множество интересных придумок нельзя назвать успешным «Евгения Онегина» в постановке Александра Федорова. И все премьеры нынешнего «Парада звезд» тоже, к сожалению, проходные.

Проблема, в первую очередь, в режиссуре. Петербуржец Александр Петров почему-то повторил в Красноярске свою постановку «Любовного напитка» пятнадцатилетней давности. Вместо того чтобы (как оговаривалось) выпустить здесь эту оперу в оригинальной режиссуре. Возможно, в те годы, да еще и на камерной сцене детского театра «Зазеркалье», его спектакль действительно впечатлял (за что и был отмечен призами). Но спустя столько лет на огромной сцене нашего театра смотрится он довольно скучно.

Сельская честь

Сельская честь

Двум одноактовкам повезло и того меньше – «режиссировали» их наши оперные артисты Владимир Ефимов и Лариса Марзоева. Результат откровенно посредственный ( «Паяцы» смотрятся интереснее разве что за счет более выигрышной драматургии). Но упрекать постановщиков нет смысла – это не их профессия. О явлении «актерская режиссура» поговорим как-нибудь особо. В данном случае все её минусы налицо – оба спектакля иллюстративны, в них нет мысли.

Положение не спасает даже ряд великолепных актерских работ. В «Любовном напитке» это Вера Баранова (Адина), Виталий Осипов (Дулькамара) и Алексей Соколов (Белькоре). В «Сельской чести» блистает трио меццо – Анастасия Лепешинская, Нина Кириенко и Дарья Рябинко (Сантуцца, Лючия и Лола), а в «Паяцах» особенно хороша была Светлана Рацлаф-Левчук (Недда). Не говоря уже о приглашенном из Большого театра теноре Романе Муравьицком – давно не испытывала в опере такого глубокого потрясения, как от его исполнения партии Канио.

Итоги «Парада звезд в оперном» подведу в следующий раз.

Фото Андрея Минаева

Елена Коновалова 26 апреля 2011 г.

Обсуждение


Похожие записи