В очередной раз убедилась, что писать заметки по горячим следам на фестивале не получается – слишком сумбурно. Но четвертый красноярский фестиваль современной драматургии «ДНК» ( «Драма. Новый код») благополучно остался позади, эмоции от него утряслись, и теперь всё можно изложить спокойно и вдумчиво.
Драма. Новый код
Как я уже писала, открылся четвертый «ДНК» прочтением пьесы «Язычники» Анны Яблонской, драматурга из Одессы, погибшей при теракте в аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года. На мой взгляд, представление этой пьесы стало одним из самых сильных фестивальных впечатлений.
И дело вовсе не в драматическом оттенке, невольно сопровождавшем это событие. Режиссер Семен Александровский предлагал показать «Язычников» еще на прошлогоднем «ДНК», задолго до трагедии. Но тогда пьеса на фестиваль не попала.
Возможно, потому что в его программе был «Трудный день» Максима Осипова (пьеса, отчасти созвучная с «Язычниками»), и организаторы «ДНК» сочли, что это перебор. Но как показал нынешний фестиваль, по содержанию своему «Язычники» гораздо глубже, а сама пьеса – драматургически сильнее, она более целостна. Отрадно, что красноярская публика ее все-таки услышала. И было бы еще лучше, если бы спектакль по «Язычникам» появился в репертуаре театра.
Драма. Новый код
Сужу по опыту знакомства с современной драматургией последних лет: мало что в ней так зацепило, как темы, поднятые и раскрытые в этой пьесе. Здесь все сплелось – и внутрисемейные конфликты, и вопросы религиозности, истинной и ложной, и проблема подавления свободной личности, её права на своё мнение и собственные ошибки.
Живет себе обычная семья: неудачник-отец вяло рефлексирует на свою несостоятельность, стерва-мать яростно борется за выживание семьи, зарабатывая деньги неинтересной работой – им не до любовных проблем дочери-подростка. А тут еще свалилась на голову активная религиозная бабушка… Семья цепляется за религию, как за соломинку, и на первый взгляд жизнь действительно наладилась – отец получил непыльную денежную работу, мать провернула успешную риэлторскую сделку. Но – всем им по-прежнему не до дочери, что вполне закономерно оборачивается трагедией…
Драма. Новый код. Язычники
Пьеса называется «Язычники», и на первый взгляд, потому, что девушку после неудачной попытки самоубийства спасает не христианская молитва, а… маска языческого африканского божка. Но в этой линии – лишь ирония автора. Сама же идея пьесы, как считает режиссер, в том, что язычество – это форма без содержания. Когда из религии уходит её суть, когда какие-то формальные проявления выступают в ней на первый план, когда она становится культом, которому приносят жертвы, — это и есть настоящее язычество. И с такой оценкой трудно не согласиться.
Не знаю, удастся ли поставить «Язычников» в репертуарном театре. Вопрос не в присутствии в пьесе ненормативной лексики – на малой сцене (экспериментальной по своей сути) это не шокирует, публика туда, как правило, ходит подготовленная. Но дело в том, что Анна Яблонская (чуть ли не первый случай в современной драматургии) затрагивает в «Язычниках» тему православия. И пишет об этом честно, больно и беспристрастно, с пониманием проблемы. А тема православия в нашем искусстве, пожалуй, еще более табуированная, чем ислам. Хотя надеюсь, здравый смысл восторжествует. Слишком уж актуальны эти проблемы для нашего общества. И очень хочется, чтобы театр смог поговорить о них со многими, на «ДНК» пьесу услышали лишь несколько десятков человек.
Драма. Новый код. Язычники
Актерский ансамбль в «Язычниках» был одним из самых убедительных на четвертом «ДНК». Это Наталья Горячева, Светлана Ильина, Мария Алексеева, Сергей Селеменев, Эдуард Михненков и Дмитрий Борков.
Фото Андрея Минаева
Обсуждение