О чём: СССР, 1980 год. Следователь уголовного розыска Костенко(Басилашвили) приезжает в северный городок Нардын – там в лесу нашли в мешке расчлененный труп, без головы. Отрабатывая разные версии, топчась среди уголовников, золотоискателей и прочих неприятных людей, Костенко с местными милиционерами в конце концов выходят на след скрывшегося таксиста по фамилии Миленко. Закавыка только в том, что этот Миленко, судя по всем документам, погиб ещё во Второй Мировой.
Подробности: Криминальная эпопея Юлиана Семёнова о погоне через всю страну за недобитым нацистским коллаборационистом с навыками диверсионной работы в руках режиссера Семена Арановича(«Рафферти»,«Торпедоносцы»,«Большая игра») превратилась в грандиозное схождение во тьму, в шести сериях. По сюжету тут – нормальный советский детектив, но Аранович снимает его так, что жутко становится просто на ровном месте.
Шатающаяся камера угрюмо слоняется за персонажами, уткнувшись им в спину или выглядывая из-за плеча; в кадр вместо героев вечно норовит пролезть что-то постороннее, то обшарпанные стены, то убогий интерьер советской«двушки», то грязный тающий снег за окном. Расследование вечно вязнет в каком-то неприятном мелком скотстве попадающих в кадр людей; причем Аранович большую часть важных диалогов разыгрывает бесконечными длинными планами, разворачивающимися будто невыносимые в своей бытовой хмари мини-пьесы.
Параллельно с самой первой серии включается вдруг чёрно-белая история времён Второй Мировой, в которой жухлая жуть позднего Совка сменяется настоящим нацистским мраком. Отдельный момент – это то, как собственные съемки Арановича вплетены в настоящую кинохронику; швы, конечно, видны, но порой одно в другое переходит совершенно невероятным образом.
Причём вот ещё что важно – две эти линии, советская с расследованием и немецкая военная, пересекаться начинают только где-то в районе третьей серии – то есть, мы натурально половину всего фильма следим за историей, которая вообще непонятно как соотносится с основным сюжетом. Плюс когда эти линии таки начинают сходиться, начинается нечто совсем уж жуткое.
Игры Арановича с цветом и черно-белым изображением перестают быть столь простыми(настоящее цветное, прошлое черно-белое) и приобретают более загадочное измерение; с определенной серии черно-белым становится и относительное настоящее, пятая, что ли, серия начинается с внезапной реконструкции ключевого события, которое расследовали предыдущие четыре.
Впрочем, ладно — раскрывать какие-то подробности совсем не хочется.«Противостояние» лучше смотреть с чистого листа, не ожидая ничего, не зная подробностей. Тогда этот шестисерийный фильм может бить по голове столь же мощно, сколь и знаковые примеры лучшего зарубежного многосерийного телевидения.
Противостояние. Инфо:
Год выпуска: 1985
Страна: СССР
Продолжительность: 370 мин(6 серий)
Режиссер: Семен Аранович
В ролях: Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Мурман Джинория
Очень хорошая рецензия, спасибо.