Противостояние – Хорошие фильмы

О чём: СССР, 1980 год. Следователь уголовного розыска Костенко (Басилашвили) приезжает в северный городок Нардын – там в лесу нашли в мешке расчлененный труп, без головы. Отрабатывая разные версии, топчась среди уголовников, золотоискателей и прочих неприятных людей, Костенко с местными милиционерами в конце концов выходят на след скрывшегося таксиста по фамилии Миленко. Закавыка только в том, что этот Миленко, судя по всем документам, погиб ещё во Второй Мировой.

Противостояние

Подробности: Криминальная эпопея Юлиана Семёнова о погоне через всю страну за недобитым нацистским коллаборационистом с навыками диверсионной работы в руках режиссера Семена Арановича ( «Рафферти», «Торпедоносцы», «Большая игра») превратилась в грандиозное схождение во тьму, в шести сериях. По сюжету тут – нормальный советский детектив, но Аранович снимает его так, что жутко становится просто на ровном месте.

Противостояние

Шатающаяся камера угрюмо слоняется за персонажами, уткнувшись им в спину или выглядывая из-за плеча; в кадр вместо героев вечно норовит пролезть что-то постороннее, то обшарпанные стены, то убогий интерьер советской «двушки», то грязный тающий снег за окном. Расследование вечно вязнет в каком-то неприятном мелком скотстве попадающих в кадр людей; причем Аранович большую часть важных диалогов разыгрывает бесконечными длинными планами, разворачивающимися будто невыносимые в своей бытовой хмари мини-пьесы.

Противостояние

Параллельно с самой первой серии включается вдруг чёрно-белая история времён Второй Мировой, в которой жухлая жуть позднего Совка сменяется настоящим нацистским мраком. Отдельный момент – это то, как собственные съемки Арановича вплетены в настоящую кинохронику; швы, конечно, видны, но порой одно в другое переходит совершенно невероятным образом.

Причём вот ещё что важно – две эти линии, советская с расследованием и немецкая военная, пересекаться начинают только где-то в районе третьей серии – то есть, мы натурально половину всего фильма следим за историей, которая вообще непонятно как соотносится с основным сюжетом. Плюс когда эти линии таки начинают сходиться, начинается нечто совсем уж жуткое.

Противостояние

Игры Арановича с цветом и черно-белым изображением перестают быть столь простыми (настоящее цветное, прошлое черно-белое) и приобретают более загадочное измерение; с определенной серии черно-белым становится и относительное настоящее, пятая, что ли, серия начинается с внезапной реконструкции ключевого события, которое расследовали предыдущие четыре.

Впрочем, ладно — раскрывать какие-то подробности совсем не хочется. «Противостояние» лучше смотреть с чистого листа, не ожидая ничего, не зная подробностей. Тогда этот шестисерийный фильм может бить по голове столь же мощно, сколь и знаковые примеры лучшего зарубежного многосерийного телевидения.

Противостояние. Инфо:

Год выпуска: 1985
Страна: СССР
Продолжительность: 370 мин (6 серий)
Режиссер: Семен Аранович
В ролях: Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Мурман Джинория

 

Сергей Мезенов 8 июня 2011 г.

Обсуждение

  1. Аноним 12.08.2011 05:00

    Очень хорошая рецензия, спасибо.

    Ответить
×

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи