Итоги сезона: и вновь о «Параде звезд»

Творческий сезон в красноярских театрах подходит к концу, и пора уже начинать подводить итоги. Подробнее на эту тему выскажусь еще не раз. А начну с публикации материала о фестивале «Парад звезд в оперном», который недавно вышел в театральном журнале «Страстной бульвар, 10».

Сцена из "Любовного напитка"

Сцена из «Любовного напитка»

Текст я писала после премьеры оперы «Любовный напиток». Поэтому основной упор в нем сделан именно на эту постановку. Об итогах фестиваля я уже высказалась. Добавлю, что «Парад звезд» считаю одним из значительных событий в театральной жизни Красноярска. Не только потому, что он дает нам возможность услышать очень хороших солистов и дирижеров, но и потому, что вскрывает проблемы, которые мешают развитию театра. Обозначить проблему – сделать первый шаг к ее решению.

В память о «Сибирском Карузо»

В Красноярском театре оперы и балета открылся международный фестиваль «Парад звезд в оперном». Фестиваль проводится второй год подряд, и в этот раз он посвящен 125-летию со дня рождения выдающего красноярского певца Петра Ивановича Словцова. Артиста, которого современники называли не иначе как «Серебряным голосом Сибири» и «Сибирским Карузо».

«Непарадные» размышления о «Параде звезд»

Именно благодаря Петру Словцову в Красноярске зародились традиции оперного искусства. Задолго до появления в городе профессионального оперного театра, еще в начале 20-х годов прошлого века он вместе с супругой Маргаритой Николаевной Риоли (оба – выпускники Московской консерватории) основал здесь первую оперную труппу. А созданный в те же годы этой супружеской парой вокальный класс в Народной консерватории считался лучшим среди всех музыкальных учебных заведений Сибири.

К сожалению, в последние годы оперное искусство в Красноярске переживает не лучшие времена. И в самом театре опера с балетом не на равных: три, а то и пять (как в этом сезоне) балетных премьер в сезон и лишь одна оперная – дисбаланс слишком уж ощутимый. Аншлаг в опере в основном на премьерах и спектаклях с приглашенными солистами, а также на концертных программах. В остальное время – хорошо, если зал заполнен наполовину… Притом что труппу сейчас пополнило немало интересных молодых вокалистов.

Собственно, «Парад звезд» для того и задумывался, чтобы вновь пробудить интерес публики к оперному искусству. На первый фестиваль пригласили шесть дирижеров и девять солистов (все они – лауреаты всероссийских и международных конкурсов). Театр представил два гала-концерта и 11 спектаклей. Идея себя оправдала – «Парад» прошел на стабильных аншлагах, а разовая акция естественным образом переросла в традицию. На второй «Парад звезд» в память о Словцове пригласили преимущественно теноров.

Вера Баранова

Вера Баранова

«Мы хотели показать в программе фестиваля все спектакли, в которых пел Петр Словцов, — говорит заместитель художественного руководителя по опере Вера Баранова. – Но, к сожалению, «Севильский цирюльник» выпал по техническим причинам. Не удалось найти достойного тенора, который знал бы ее на русском языке и смог бы приехать к нам именно в это время. То, что часть западных опер у нас идет на русском, для театра вообще большая проблема – мы можем приглашать лишь очень узкий круг солистов. Но что поделать, если публика предпочитает слышать оперы в переводе?.. «Травиата» и «Кармен» у нас прежде шли на русском языке, и как только мы их выпустили на языке оригинала, посещаемость сразу упала. Вот и новую премьеру, «Любовный напиток» Доницетти, пришлось ставить на русском. Хотя наши солисты мечтали спеть ее на итальянском».

Оценка предпочтений красноярской публики не бесспорная, ибо и оперы русских композиторов в театре не пользуются повышенным спросом. И, на мой взгляд, дело не в том, на каком языке идет спектакль, а в давно устаревших способах работы со зрителями. О чем говорить, если основная форма продажи билетов в красноярских театрах (не только в оперном) – через распространителей, которые разносят их по учреждениям? В основном это пенсионерки, которые хотят подзаработать – их и не в каждый офис пустят! В городе нет продажи билетов через Интернет, а единственный театр, на сайте которого недавно появилось бронирование билетов, — драмтеатр им. Пушкина.

Спрашивать театры об их целевой аудитории вообще не приходится. И уж тем более о ее сознательном формировании – исходят из того, что есть. Как, например, в случае с театром оперы и балета: раз публика чаще ходит на русскоязычные оперы – значит, будем ставить на русском. А может, стоит оценить, какой аудитории интересны спектакли на языке оригинала, и приложить продуманные усилия, чтобы ее привлечь?.. Помню, год назад на своей творческой встрече в Новосибирске (в рамках «Рождественского фестиваля») Валерий Фокин рассказывал, что в Александринском театре, которым он руководит, почти наполовину омолодилась аудитория. И это были сознательные шаги со стороны театра: «Такие возможности есть, их надо только поискать. Мы создали программу работы с молодежью, сотрудничаем с ведущими вузами Петербурга. Студенты-дизайнеры защищают у нас свои дипломные работы, филологи пишут рецензии. Появилась активная молодежь, которая с удовольствием ходит в театр. Она не знает, что в искусстве радикальное, а что традиционное. И я очень рад, что наша аудитория обновилась. Совсем другие люди, не те, которые тоскуют в театре по всяким шляпам с перьями и другим атрибутам прошлого. Для развития театра такие изменения очень важны». Хочется надеяться, что и в красноярских театрах работа со зрителями станет более осмысленной.

И очень хорошо, что «Парад звезд» вскрыл в опере ряд давних проблем. В частности, у публики и критиков давно уже серьезные вопросы к главному дирижеру театра Анатолию Чепурному. Приезд множества дирижеров-гостей на фестиваль, под чьим руководством оркестр театра звучал несоизмеримо сильнее (несмотря даже на его неполный состав), еще больше обострил эти претензии. Дело в том, что уже много лет подряд красноярский балет по три месяца в сезоне гастролирует в Англии, а вместе с ним выезжает и часть музыкантов во главе с Чепурным. Но если балетная труппа за эти годы выросла (и качественно, и количественно), и некоторые балеты теперь даже остаются в афише театра на время ее гастролей, то уровень оркестра эти вояжи никак не повышают. И вопрос о смене главного дирижера театра оперы и балета в Красноярске звучит все громче.

Кроме того, в театре недостаток определенных голосов. Помимо теноров, которых не хватает нигде, в Красноярской опере мало басов, нет контральто и крепкого драматического сопрано (поэтому, например, «Тоска» идет здесь всего раз в год, с приглашенной солисткой). Но есть надежда, что «Парад звезд» поможет привлечь в театр новых ярких солистов, и местные власти ему в этом помогут. В прошлогоднем фестивале Сергей Гордеев из Челябинска пел здесь как приглашенный гость. А в нынешнем сезоне он вместе с женой Олесей Гордеевой (сопрано) переехал в Красноярск.

«Любовный напиток» получился горький

Открылся второй «Парад звезд в оперном» премьерой оперы «Любовный напиток» (режиссер Александр Петров, Санкт-Петербург). Правда, оперой этот спектакль нельзя назвать по определению. Петров перенес на красноярскую сцену свою русскоязычную постановку 1996 года в детском театре «Зазеркалье» (перевод стихов – Павел Бубельников), где вместо оригинальных речитативов – многочисленные разговорные сцены, что по жанру больше соответствует оперетте. Заметим – очень слабой оперетте, поскольку говорить в спектаклях красноярские оперные певцы не обучены. В отличие от своих коллег из «Зазеркалья», в репертуаре которого и оперы, и оперетты, и мюзиклы.

Адина и Неморино - Вера Баранова и Евгений Акимов (Мариинский театр). Сцена из "Любовного напитка"

Адина и Неморино — Вера Баранова и Евгений Акимов (Мариинский театр). Сцена из «Любовного напитка»

Впрочем, и сами разговорные сцены в этой постановке выглядят как инородное тело. Они напрочь разбивают и впечатление от музыки Доницетти, и динамику спектакля. Диалоги затянуты, и их избыточно много. А самое печальное, что только погрузишься в музыкальную атмосферу, испытав удовольствие от какого-нибудь особенно удачного музыкального номера, – и все это вновь разрушается очередным неуклюжим диалогом, как в скучном капустнике.

Сам перенос тоже вызывает вопросы. Премьера «Любовного напитка» планировалась в Красноярске еще в прошлом сезоне, и уже тогда театр во всеуслышание заявлял о новой режиссерской трактовке оперы. Перенос постановки 15-летней давности стал неприятным сюрпризом, прежде всего, для руководства театра. Но кто кого недопонял, сейчас, когда дело сделано, уже не важно. Неприятно лишь, что из оперы Доницетти, которая могла бы стать настоящим музыкальным событием в Красноярске (а возможно, и за его пределами) получился всего лишь проходной спектакль.

Ну а как иначе назвать работу, в которой повсюду заметна небрежность? Время действия в постановке Петрова – предвоенные годы в Италии. И хотя художественное оформление поменялось (в Красноярске «Любовный напиток» оформлял Владимир Фирер), но некоторые его детали перекочевали из «зазеркального» спектакля (художник Наталья Клемина). Например, игрушечные мотоциклы на палках, которые выносят солдаты. И настоящий мотоцикл, на котором выезжает Белькоре, есть в обеих версиях. Звучит, как анекдот, но, видимо, в Красноярской опере не все исполнители этой партии умеют ездить на мотоцикле. Поэтому одному из них, Алексею Соколову, пришлось на следующий день быть водителем для другого Белькоре, Олега Алексеева. Вопрос, как быть дальше – заставить всех баритонов театра освоить мотоцикл или попросту отказаться от этой броской, но не самой необходимой детали…

Адина и Неморино - Вера Баранова и Евгений Акимов (Мариинский театр). Сцена из "Любовного напитка"

Адина и Неморино — Вера Баранова и Евгений Акимов (Мариинский театр). Сцена из «Любовного напитка»

Есть в постановке и другие «изыски». Например, зачем Адина и Неморино в дуэте первого акта берут в руки бубен? Разобрать, что они поют, под такой аккомпанемент просто невозможно. Зачем этот жест, мешающий и артистам, и публике? Или для чего подвыпившего Неморино, вкусившего «любовного напитка», обнажать по пояс? В этой сцене он якобы бросается в море освежиться (причем всего на несколько секунд). На премьере партию Неморино исполнял Евгений Акимов из Санкт-Петербурга, фигура которого, мягко говоря, не идеальна, и по отношению к артисту этот «стриптиз» выглядел откровенной подставой со стороны режиссера. Штрих, в котором не было ну никакой необходимости.

Не меньше нелепостей и в костюмах героев, которые создавались явно без учета индивидуальностей артистов. Свадебный костюм Адины во втором акте выглядит откровенно вульгарно на всех солистках. А Неморино в огромной бейсболке, которую он носит наискось, вообще смотрится инфантильным переростком. У хористов в постановке есть профессии (аптекарь, парикмахер, мусорщик, фотограф, портниха, цветочница, есть даже девочка на шаре). Но в действии они никак не обыграны. И потому воспринимаются, увы, всего лишь как пустая многозначительность.

С учетом того, что «Любовный напиток» вряд ли будет в дальнейшем идти чаще, чем раз в месяц, на какие-то серьезные изменения в качестве его исполнения рассчитывать не приходится. Несмотря на то, что за исключением Неморино в труппе есть достойные исполнители всех остальных партий. И на которых можно было бы поставить настоящую комическую оперу – яркую, озорную и динамичную.

Фото Александра Мищенко (из архива театра)

Для справки:

В первом «Параде звезд» перед красноярской публикой выступили приглашенные дирижеры Виктор Бокман (Швейцария) и Илмар Лапиньш (Австрия), Евгений Бражник (Москва) и Дейян Савич (Сербия), Павел Смелков и Павел Бубельников (оба из Санкт-Петербурга). Из солистов кроме Сергея Гордеева из Челябинска ведущие партии в операх «Парада» пели артисты из Москвы и Санкт-Петербурга – Лариса Андреева, Жанна Афанасьева, Елена Зеленская, Евгений Акимов, Михаил Губский, Роман Муравицкий, Дмитрий Полкопин и Василий Святкин.

Во втором «Параде», который проходит с 25 февраля по 24 апреля, принимают участие дирижеры Фабио Мастранджелло (Италия), Дейян Савич и Виктор Бокман, Евгений Бражник и Виктор Олин (Екатеринбург), красноярские дирижеры Александр Косинский и Александр Юдасин. А также приглашенные солисты – Екатерина Нейжмак (Екатеринбург), Светлана Афонина (Швейцария), Евгений Акимов (Санкт-Петербург), Михаил Губский (Москва), Михаил Урусов (Австрия), Леонардо Граменья (Италия), Роман Муравицкий (Москва), Станислав Леонтьев (Санкт-Петербург) и Артем Крутько (Челябинск). В программе второго «Парада звезд» три оперных премьеры – «Любовный напиток» Г. Доницетти и два концертных исполнения опер ( «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло).

Обсуждение

  1. И что? таки-правда был аншлаг? И не было бесплатных зрителей для обеспечения аншлага? :-))

  2. Интересно, а киксы в «Любовном напитке» все-таки задуманы были? И останутся навсегда? ))

  3. Вчера посмотрели спектакль с удовольствием. Прекрасная музыка, великолепное исполнение артистов. Правда, ощущение, что посетили оперетту, было. Появилось желание посмотреть и послушать в интерненете оперу на итальянском и в соответствующих эпохе костюмах.

  4. бюджетник 05.01.2012 22:34

    Не надо больше «Любовных напитков», или везите сюда Бражника, вспоминать спектакль. А что там, вопрос о смене главного дирижера завял сам собой?

  5. Некто ZETTA — и опять приходится напомнить о правилах общения на нашем форуме. Моськи — дешевые моськи, у которых хватает борзости только тявкать из-за угла — это такие как вы, анонимно пишущие хамские комментарии. Хотите донести свое несогласие — выбирайте выражения. Легко писать гадости на форумах, зная, что за это ничего не будет )) Посмели бы вы подойти ко мне в театре и сказать то же самое в лицо? Сомневаюсь. Человек, за которого вы тут так своеобразно вступились, в вашей защите не нуждается. И, кстати, к приглашению дирижеров-гостей на фестиваль имеет самое непосредственное отношение.


Похожие записи