До недавнего времени театралы Красноярска испытывали настоящий культурный голод. Единственный театральный фестиваль, который проходил в краевом центре, — местная «Театральная весна». Крупные столичные театры к нам приезжали крайне редко, и то, как правило, в связи с какими-нибудь политическими событиями (как, например, приезд Мариинского театра накануне референдума по объединению края семь лет назад). Спасибо Фонду Михаила Прохорова – уже второй год подряд в Красноярске проходит международный театральный фестиваль «Норильские сезоны». Где можно увидеть не только лучшие российские театры, но и очень необычные европейские постановки.
Иностранную программу на вторых «Норильских сезонах» представляли три театра – норвежский «Йо Стромгрен Кампани», испанский «Сильфо» и украинский Центр современного искусства ДАХ. В чем необычность их спектаклей для российского зрителя?
Общеизвестно, что в России основная театральная публика — женщины (и, допускаю, что не только в России). Мужчины предпочитают спортивные трибуны, а в театр если и выбираются, то разве что в женском обществе. Норвежский хореограф Йо Стромгрен (в прошлом футболист) в своей постановке «Дань танца искусству футбола» попытался примирить гендерные предпочтения. И не только гендерные, но и классовые, при которых футбол представляется любимым зрелищем пролетариата, а балет может быть интересен лишь высшему обществу (или, как минимум, тем, кто мнит себя высококультурными людьми). Получилось очень иронично и уж точно нескучно. В Красноярске, кстати, состоялась российская премьера этой постановки.
В спектакле, сделанном в стилистике contemporary dance, соединилось, казалось бы, несоединимое — брутальность самого популярного в мире спорта и красота пластики танцовщиков-«футболистов». Вся постановка разыграна на четверых артистов, и первая ее часть смотрится как клоунада, где с юмором демонстрируются и самые большие футбольные радости (вроде восторгов от забитого гола), и грубая физиология (как, например, сцена, где футболист нюхает грязные носки — откровенная провокация со стороны хореографа). Тем неожиданнее все заканчивается: сбросив после матча одежду, танцовщики остаются в чем мать родила и картинно застывают в душевых кабинках спиной к публике в позах древних атлетов. Телесная мужская красота — фигуры у всех смотрятся безупречно — эффектно подчеркнута светом. И во всем этом ни грамма пошлости и дурновкусия.
Единственное, о чем жалею — что не выбралась на спектакль во второй раз. На следующий день один из танцовщиков повредил ногу, и остальным «футболистам» пришлось разводить все действие на троих. Как говорит куратор «Норильских сезонов» Евгения Шерменева, на ее памяти это был лучший показ норвежского спектакля. Остается верить на слово и кусать локти, досадуя на собственную занятость.
Испанский театр «Сильфо» привез детский спектакль «Атлас». И как и на спектакле «Играй, игрушка!» итальянского театра «Буратто» в прошлогодние «Норильские сезоны», с большим удовольствием посмотрела, как европейцы играют для детей. Сравнение, увы, не в пользу большинства детских спектаклей в наших театрах (и не только красноярских).
Что покоряет в детских постановках театров Европы — камерность интонации, где взрослые артисты не сюсюкают со своими юными зрителями, а говорят с ними на равных. По крайней мере, в работе упомянутых двух театров не было ни грамма «тюзятины», которой зачастую так безбожно грешат спектакли для детей в российских театрах. Плюс простота выразительных средств, с помощью которых европейские артисты говорят на понятном для детей языке об очень серьезных вещах.
У «Атласа», например, миссия просветительская. И что ценно — абсолютно ненавязчивая. В игровой форме два артиста, Профессор и Профессорша (Диего Хуан Гарсиа и Сара Саез), рассказывают детям о многообразии мира. С помощью волшебного шкафа они перемещаются по всему миру, знакомят публику с его флорой, фауной и культурными традициями. Для изображения всего этого богатства режиссер и автор пьесы Фабрицио Азара использует самые обычные вещи — зонтики, воздушные шары, коробки… Получается просто, зрелищно и по-настоящему сказочно. А главное — очень искренне.
В следующий раз расскажу о двух спектаклях центра ДАХ.
Фото из архива Фонда Михаила Прохорова
Обсуждение