Сегодня, 6 июля, день рожденья народной артистки СССР Тамары Синявской.
«Извините, вам придется подождать, — сказала Тамара Ильинична Синявская, когда я пришла к ней в ГИТИС на интервью. – У меня еще идет урок. Вы не торопитесь?» Я не торопилась. И потому, что ждала этой встречи больше четырех лет – все то время, что она молча переживала трагедию после ухода из жизни своего супруга, великого советского певца Муслима Магомаева, и отказывалась от любых публичных высказываний. И потому, что любезно предоставленная возможность поприсутствовать на ее уроке оказалась впечатлением не менее захватывающим, чем само интервью с этой выдающейся певицей. Урок у профессора Синявской – настоящее театральное представление, где она и педагог, и режиссер, который детально выстраивает композицию выступления своих подопечных, и активная участница этой репетиции – Тамара Ильинична настолько наглядно показывает все тонкости исполнительского искусства, что не усвоит такой урок, наверное, только слепой и глухой.
— Это вы еще видели самое начало работы, они только разучивали произведения, — пояснила она после занятия. – А когда выучат – ни одной ноты не пропускаю, идет тщательная шлифовка. Я их всех очень люблю, люблю их голоса. И они это знают – что могу порой отругать, а потом расцеловать.
— Что для вас самое важное в работе со студентами, что пытаетесь им передать, помимо вокальной техники? Общую культуру, умение вести себя на сцене?
— Все в комплексе. Заставляю их слушать записи очень хороших певцов и певиц. Но пока, по моим наблюдениям, они воспринимают только сами голоса. А нужно научиться слышать все – оркестровую партию или партию рояля, уметь очень глубоко проникать в текст. Иначе можно испортить любое, даже самое гениальное произведение.
— Не стесняются?
— Поначалу боялись, не могли на себя смотреть. Но это просто навык, который необходимо вырабатывать. Я им постоянно повторяю: в театре никто не будет ждать вас с распростертыми объятиями, нужно самим много работать, все время держать себя в тонусе.
— Я заметила, Тамара Ильинична, что студентки у вас переобуваются, поют на каблуках…
— Обратили внимание? Правильно, потому что в тапочках и домашнем халате к роялю вставать нельзя. Также нужно уметь красиво выйти на сцену, поприветствовать зал и объявить себя. Я всех заставляю это делать.
— Нередко слышала от артистов, что перед выходом на сцену у них всегда волнение, а вышел – как в воду нырнул, уже не страшно. Вам это знакомо?
— Конечно, до сих пор. Но для меня самым волнительным был не выход, а первый звук. Как только я услышу отзвук собственного голоса и пойму, что он в порядке, звучит так, как надо, успокою свое дыхание, нутро – все, дальше остается лишь дарить то, чем ты, как сумасшедший, часами занимаешься в классе.
— Ваши коллеги с драматических факультетов жалуются, что абитуриенты сегодня необразованные – Станиславского не знают, не говоря уже о Товстоногове или Эфросе. Вы с этим сталкиваетесь?
— Да, к сожалению, общая культура у всех абитуриентов хромает. Но я набираю не курс, а голоса. Общую культуру в человеке развить и воспитать можно, а если нет голоса, его ничем не привьешь. На вступительных экзаменах очень важно распознать эти способности, они не у всех сразу проявлены. Был случай, когда к нам поступала девочка, в голосе у нее было всего
— Чувствуете в них родственную душу?
— Нет, родственная душа – это человек, с которым можно встретиться, поговорить по душам, и найдешь общие темы, ощутишь от него
— Вас звали преподавать в разные учебные заведения, почему предпочли именно ГИТИС?
— Меня просто уговорила моя приятельница, которая дружила с одним из педагогов этого института:
— В вашей жизни семья
— Нет, это все мифы – ни я, ни Муслим ни от чего не отказывались. Да и ради чего отказываться – чтобы вместе посидеть у телевизора? Мы же профессионалы, наша жизнь была устроена так, что мы с утра до поздней ночи были заняты своим любимым делом. Если не пели, то учили новый материал, думали о нем, обсуждали… Я много работала в театре, он активно выступал с концертами, иногда мы пели вместе. Это к вашему вопросу о родственной душе – хорошо, если одну такую за всю жизнь повстречаешь… Нам с Муслимом и слов никаких не понадобилось, чтобы это понять – просто встретились глазами, и все.
— Как рождались ваши совместные номера? Скажем,
— Как обычно – Муслим садился за рояль, а я подходила,
— Тот случай, когда от певца требуется твердость характера?
— Ум требуется.
— А деятельность Фонда Муслима Магомаева, конкурс его имени?
— Это мой жизненный стимул, только ради памяти Муслима… Он был уникальный певец – как покорил в 19 лет страну своим талантом, так и держал всю жизнь. Он прекрасно мог исполнять и классический репертуар, и популярные песни – наш конкурс, собственно, и создан для того, чтобы поддержать молодых людей с разносторонним дарованием. Разумеется, никто не ждет, что удастся раскрыть
А лично для меня… Слава Богу, Муслима помнят и любят, но все равно – быстро, очень быстро все забывается, как я уже успела заметить. Нужно поддерживать в людях Память. И мне это тоже дает силы. Я после его ухода как рыба, которую оглушили: она еще не мертвая, но уже не совсем живая… Такой вот образ у меня родился, извините. И, заметьте, не вспомнила про курицу, которая бегает по двору без головы.
— Рыба еще может вернуться в воду…
— Возможно… Знаете, я очень плохо помню свое участие в телепроекте
— Мой университетский педагог любила повторять:
— Я считаю, что все индивидуально.
— Кому подражали вы на заре своей карьеры?
— А то вы не знаете.
— Если вы не о Лолите Торрес, Тамара Ильинична, то я сдаюсь. Но
— А причем тут опера? Когда я в седьмом классе увидела и услышала на экране Лолиту Торрес, сразу ухватила синтез артистки. А об опере до своего поступления в училище при Московской консерватории вообще не имела представления. Когда я в школьные годы слышала ее по радио, мне было скучно, потому что не понимала ни одного слова. В Большой театр в детстве не ходила, потому что билет на оперу стоил 3,5 рубля, а мама получала всего 30, такая роскошь нам была не по карману. И лишь в студенчестве, когда я узнала оперу – влюбилась в нее без памяти, и для меня уже больше не существовало ничего, кроме Большого театра. Но ориентир, который задала Лолита Торрес, помогал мне на любой сцене.
Я с ранних лет была девочкой музыкальной. Ансамбль Дворца пионеров, в котором я сначала танцевала, потом пела, очень сильно развивал в детях музыкальные и артистические способности. Ни одной песни из кинофильмов мимо моего уха, наверное, не прошло, все детство их распевала. И все, конечно же, про любовь.
— А я – библиотеку.
— Вот видите! Значит, так проявилась принадлежность к вашему любимому делу. Я, наверное, была рождена, чтобы петь… Потом в моей жизни были сцены: Дома пионеров, Большого зала консерватории
В Малом театре, кстати, я в основном пела с хором за кулисами – там было так принято. И только в спектакле
— То есть, вы еще до Кармен успели побывать цыганкой?
— Во мне это вообще давно жило, хотя в крови – абсолютно ничего цыганского. Но когда все девочки в школе на Новый год наряжались снежинками и принцессами, я
А Кармен я учила на трех языках. В Большом театре пела на русском, во Франции и некоторых других странах – естественно, на французском. А когда была на стажировке в
— До Кармен вы спели немало оперных партий. Самой знаковой на старте карьеры для вас была Ольга в
— Она была моей первой крупной партией. Но помимо Ольги я перепела в юности
— Сейчас петь Ратмира приглашают
—
— А каково лично для вас место режиссера в оперном театре?
— Поскольку во всей моей жизни, не только в певческой, очень большое место занимает драматическое начало, — для меня режиссер всегда имел и имеет большое значение. Он помогает тебе собрать себя, выстроить образ. Но на первом месте в опере для меня, как для нормальной певицы и музыканта, не режиссер, а дирижер. В оперном театре главное – музыка. И голос. А режиссер – большой помощник. И это настоящее везение, когда он еще и гениальный – каким был Борис Александрович Покровский. Он был настоящим оперным режиссером – знал, в какой сцене певца выделить, сделать на нем акцент, а где, наоборот, его не должно быть слишком заметно. Даже просто наблюдая за ним, я получала хорошую режиссерскую школу. И со своими ученицами, вы же видели, не только над вокалом работаю – стараюсь, чтобы они были настоящими артистками, а не стояли просто звучащими куклами на сцене.
— Наверное, мало наберется партий для вашего голоса, которые вы не спели?
— Я не спела Амнерис в
— Потому что в Большом театре ее пели сопрано?
— Да, в то время, когда я еще могла себе позволить экскурс в колоратурное
— Это в том спектакле вас увидел Лемешев и пригласил спеть с ним в
— Да, и очень трогательно написал, что впервые встретил свою Ольгу. Приятно было такое от него услышать… Сергей Яковлевич меня в свое время защитил, когда в театре на меня были нападки за исполнение песен. Он просто закрыл всем рты. Лемешев имел на это право, потому что сам прекрасно пел песни – и советские, и русские. Не всем оперным певцам это дано, можно ведь и испортить песню оперной манерой.
— Вам не хотелось совсем уйти на эстраду, как Муслим Магомедович?
— Нет, никогда. У Муслима было разностороннее дарование, он мог себе позволить поцарствовать и в опере, и на эстраде. Я тоже могу и спеть многое, и станцевать, если нужно. Однажды на меня даже хотели ставить
— Однажды вы сказали, что пение – единственное, что возвращает вас к жизни. Но пока – только в работе с учениками?
— Да, уже лет восемь с ними пою.
— Хотя, наверное, приглашения спеть в спектакле или на концерте поступают постоянно?
— Сейчас немного успокоились – поняли, что я приду тогда, когда сама смогу и захочу. Я не загадываю – посмотрим, как сложится.
— Когда вы выходили в любимой партии Любаши в
— Да, я знала, что это прощание. Но под любимую партию его не подгадывала, так совпало. Знаете, я человек серьезный и ответственный. Четко понимаю, когда нужно вовремя уйти со сцены или выйти из комнаты.
— Сегодня часто говорят, что эпоха великих певцов в нашей опере ушла.
— Вы знаете, мы это тоже слышали, когда пришли в театр. Все движется по спирали. Просто каждое время выдвигает свои условия, требования, планки. Да, планка в оперном искусстве понизилась. А самое главное теперь – тает любовь к опере. И у певцов, и у режиссеров, и у дирижеров – сейчас на сцене не всегда, но, к сожалению, зачастую получается нечто среднеарифметическое. Мне это не очень нравится. Вот скажите – на кого из молодых российских певцов или певиц вы специально пошли бы в оперу?
— На Анну Нетребко и Хиблу Герзмаву.
— Согласна! Но они же не в Большом театре! Вот и весь ответ. Раньше Большой собирал под своей крышей лучших певцов страны, можно было назвать целую плеяду одаренных артистов – и на каждого приходили. Елена Васильевна, Владимир Андреевич, Тамара Андреевна, Юрий Антонович
Материал подготовлен для
Большое спасибо!!!