Новый экспериментальный проект Красноярского ТЮЗа – с 3 по 9 ноября театр проводит социальную лабораторию ClassAct. Куратор проекта, театральный критик Елена Ковальская, считает, что сегодня это одна из самых эффективных социокультурных технологий. После знакомства с ней участники не только приобретают навык в написании пьес – образно говоря, они получают в руки инструмент, чтобы изменить сценарий собственной жизни.
Елена Ковальская
— Когда человек пробует писать пьесы, он учится выстраивать причинно-следственные связи. Если однажды у него получится сделать это в истории вымышленного героя, то в другой раз он применит этот опыт к собственной жизни. Люди, которые пережили какой-то травматический опыт, стараются вытеснить его в подсознание, поэтому у них особенные проблемы с причинно-следственными связями. А занятие драматургией помогает человеку без страха взглянуть в лицо собственным переживаниям. Драматург Елена Гремина, у которой большой опыт социальной работы, называет это «постановкой рефлексии».
— Елена, откуда взялась технология ClassAct, кто ее разработал?
— Из Шотландии – там драматурги учат писать пьесы людей разных уязвимых социальных категорий, а потом профессиональные артисты под руководством режиссеров ставят эти пьесы на театральной сцене. Наши драматурги познакомились с ClassAct благодаря шотландскому драматургу Николе МакКартни, она не раз проводила такие лаборатории в России.
Елена Ковальская
Что еще очень ценно – в жизни людей, которые обделены творчеством и культурой, появляется возможность проявить себя в этом. Например, детям из детских домов или заключенным. Эти люди зачастую не знают другой жизни, других возможностей, других сценариев, кроме жизни в казенном доме. И если ребенок-сирота научится писать пьесы, возможно, он и пьесу своей жизни «напишет» иначе, чем ему было предначертано социумом. Это серьезный шанс.
— Особенно, если он увидит, что его пьеса интересна кому-то еще?
— Конечно! Не менее важный результат лаборатории – повышение самооценки. Когда с ребенком работают профессиональные драматурги, когда с ним, возможно, впервые в жизни разговаривают по-взрослому, – это сильно поднимает его в собственных глазах. А то, что потом его пьесу со всей серьезностью играют взрослые люди в настоящем театре, повышает планку еще сильнее. И, как говорят психологи, этот эффект никуда впоследствии не исчезает, он закрепляется навсегда. Потому что один из основных законов ClassAct – не игра профессионалов с дилетантами в поддавки, а сотрудничество. Не боги-драматурги снисходят до сирых и убогих, чтобы немножко их развлечь и пожалеть, ничего подобного! Люди, которые владеют искусством сочинять истории, дают в руки другим этот инструмент и предлагают попробовать применить его – и в творчестве, и в собственной жизни. Это обмен навыками. К детям относятся не как к несмышленышам, а как к таким же людям, у которых есть божий дар, просто нужно его раскрыть во время занятий. Никаких скидок и снисходительности – чем строже и принципиальнее отношение к молодому автору, тем скорее он станет себя уважать.
Вячеслав Дурненков и Мария Зелинская проводят ClassAct в Красноярске
— У вас есть какие-то особенные ожидания от лаборатории в Красноярске?
— Да, поскольку сюда приехали, талантливые драматурги, которые этой работой занимаются давно и осознанно. К тому же главный режиссер Красноярского ТЮЗа Роман Феодори пригласил в работу своих коллег-режиссеров – руководителя новосибирского «Глобуса» Алексея Крикливого и такого серьезного режиссера как Олег Рыбкин. Значит, он относится к проекту со всей ответственностью. Интересно еще и то, что в драматургической мастерской будут участвовать дети из разных кругов – для них это будет опыт разрушения привычных границ на территории творчества. Никола рассказывала, как однажды с богатыми английскими детками в таком проекте работали дети из одного из российских детских домов. Сначала между ними была, казалось бы, непреодолимая пропасть – и языковая, и ментальная, одни бедные, другие богатые… Наши приехали в Эдинбург с пакетами, где было по одной смене одежды, а те привезли битком набитые чемоданы. Так вот, на пятый день британские дети перестали менять наряды: они зауважали детей, с которыми сначала не хотели знаться.
— ClassAct – разовая акция или она получит какое-то продолжение?
— Усыновят ли драматурги кого-то из детей? Нет и не надо. Обычно, когда люди встречаются на таких проектах, в первый же день оговаривают, что они собрались, чтобы поделиться своими навыками и сделать классный проект; а дальше каждый пойдет своей дорогой. Если возникнет эмоциональная привязанность между людьми – значит, это само собой случилось. Не ради нее проект придуман.
Елена Ковальская
Еще люди, которые прошли через такие мастерские – идеальные зрители. Они уже инфицированы театром. Таким образом, этим проектом ТЮЗ еще и театральную публику себе готовит.
— Вы не раз с уверенностью произнесли слово – научатся. Разве это так просто?
— Писать пьесы может каждый. Это всего-навсего навык, овладеть которым в состоянии любой. Ну а качество зависит от таланта.
Обсуждение