Ирина Долженко: «Лаборатория заставила молодежь думать на сцене»

Оперный сезон в Красноярском театре оперы и балета открылся образовательным проектом для молодых вокалистов. Состоялся он при содействии Фонда Михаила Прохорова и личной поддержке вице-президента ВТБ Андрея Болотова. Инициатор этой затеи, художественный руководитель лаборатории Siberian Solo, худрук красноярской оперной труппы Ирина Долженко признается – поначалу непросто было представить, что же молодежи будет по-настоящему интересно и полезно. Но опыт оказался настолько продуктивным и вдохновляющим, что лабораторное движение в театре непременно получит продолжение.

Ирина Долженко

Ирина Долженко

– Какие самые большие проблемы выявились у молодых вокалистов?
– Технические. Это, на мой взгляд, прежде всего, вызвано системой их подготовки в учебных заведениях, где по программе певцу нужно выучить всего 4-5 произведений за полгода. Тут многое зависит от педагога – если он со студента мало требует, то и тот не слишком старается. Некоторые преподаватели вообще не рекомендуют дома петь, только под присмотром. У меня другой подход: в моем классе каждый студент должен еженедельно приносить и показывать готовое произведение, которое он выучил и сам интерпретировал. Я слушаю, корректирую. И к концу обучения у него уже огромный репертуар. Самостоятельную работу никто не отменял, она очень важна.

Среди участников лаборатории хочу отметить студенток Веры Павловны Барановой – они и технически подготовлены, и психологически, способны серьезно учиться. Такие певцы не будут сидеть и ждать, когда им скажут выучить какой-нибудь романс – сами придут и заявят, что хотят спеть.

– Ирина Игоревна, а какие лабораторные достижения вы могли бы отметить?
– Думаю, самое главное – молодые певцы увидели, что у них впереди масса перспектив, было бы желание работать и совершенствоваться. Люди раскрыли в себе новые возможности – певческие, актерские. Анатолий Гусев поправил им итальянский язык – особенно это было важно для тех, кто готовится на конкурсы. Юрий Михайлович Статник переключил басов на настоящее пение и правильное дыхание, он очень серьезный специалист в этой области. Программа вообще была крайне насыщенная – всю неделю занимались по 11 часов ежедневно.

Ценно и то, что студенты академии музыки и театра и колледжа искусств ходили на режиссерские занятия – уверена, что теперь они совершенно по-другому стали относиться к театру, понимать, что происходит на сцене. Очень важно, когда с молодыми людьми разговаривают на профессиональном языке, заставляют их думать. В этом смысле также весьма познавательным оказался интернет-мост по скайпу с известным оперным режиссером Георгием Павловичем Ансимовым, который рассказал много интересного о природе театра. Думали, минут сорок поговорим, а вопросов оказалось столько, что едва хватило двух часов. (Смеется.)

– Какие дальнейшие перспективы вам видятся у Siberian Solo?
– Думаю, это должен быть стабильный образовательный процесс, а не разовый проект. Необходимо каждые полгода в рамках лаборатории приглашать педагогов на мастер-классы, коучей – французского, немецкого языка. А в идеале – сделать языковые курсы, чтобы певцы научились элементарно читать. Они же сами не занимаются! Может, климат так влияет, но в Сибири все как-то спокойно и неспешно: у всех все хорошо, у многих семьи, дети, жизнь налажена. Но в театре спокойствие – конец развитию, артист должен постоянно к чему-то стремиться. Многое нужно делать быстрее, быстрее соображать, все время идти вперед, не успокаиваться.

Ирина Долженко

Ирина Долженко

– Надеетесь переломить это настроение?
– Иначе нет смысла вообще за что-то браться. И подвижки, как показала лаборатория, уже есть – певцы как-то встрепенулись, оживились, поняли, что к ним есть интерес со стороны самого театра.

– Пополнение в труппе ожидается? Выявили новые таланты?
– Да, кого-то уже в ближайшее время хочу перевести в основной состав из стажерской группы – вероятно, сразу после аттестации артистов оперы. И среди студентов наметила несколько перспективных вокалистов. Со стажерским составом свои сложности, которые тоже предстоит решать. К сожалению, наши концертмейстеры пока не готовы по-настоящему работать с молодыми, обучать их – так, как, например, работают в Большом театре. Спасибо Герману Ефремову – он занимается со всеми, молодежь ему доверяет. Но нам необходимо еще несколько педагогов, которые работали бы со стажерами постоянно. Да и взрослым певцам такие занятия важны.

– А какова общая направленность нового оперного сезона в Красноярске?
– В целом, она тоже образовательная – все постановки молодежные: ставят начинающие режиссеры преимущественно на молодых артистов. Это попытка не только активнее ввести новое поколение певцов в репертуар, но и привлечь в театр юную публику – пусть приходят слушать своих ровесников. В ближайшее время у нас, наконец, появится рояль – сможем устраивать концертные вечера в фойе. На концерты люди идут охотнее. В планах – основательно обновить репертуар, чтобы раз в полтора-два месяца у нас выходили небольшие оперные постановки.

– Что будет со старым репертуаром?
Что-то уйдет, что-то необходимо восстановить или поставить заново. Грех не иметь в афише «Травиату», когда в труппе есть такая певица как Вера Баранова. Но сам спектакль не выдерживает никакой критики. То же самое могу сказать о «Кармен» — эта опера в репертуаре необходима, но выпускать ее нужно заново.
Ближайшая оперная премьера – «Амадей» в редакции Евгения Колобова, дирижер Дмитрий Волосников и режиссер Надежда Столбова выпускают спектакль в ноябре. Во второй половине сезона – премьеры опер «Viva la mamma» Г. Доницетти, «Испанский час» М. Равеля и «Медея» Л. Керубини. Право на выпуск первой – приз режиссеру Алексею Франдетти, который он получил на прошлом конкурсе молодой режиссуры «НАНО-опера». Два других спектакля будут делать постановочные группы выпускников ГИТИСа и Школы-студии МХАТ, наш театр заключил договор с этими московскими вузами. Приедут полные команды молодых специалистов – режиссеры, сценографы художники по свету, по костюмам, по визуальным эффектам. Думаю, это будет интересный и очень перспективный опыт. В июне в планах выпуск «Реквиема» Дж. Верди – с инсталляциями, каким-то нестатичным режиссерским решением.

– В текущем сезоне заявлены также два больших фестиваля – традиционный «Парад звезд в оперном» и III Международный конкурс оперных певцов им. П. И. Словцова. Приоткройте завесу тайны – чем порадуете поклонников оперы?
– Шестой «Парад звезд» посвящен 90-летию выдающейся певицы Ирины Архиповой, и в программе будут спектакли, где сильные партии у меццо-сопрано. Это «Кармен», «Аида», «Царская невеста», «Пиковая дама», «Снегурочка» и др. Список участников еще уточняется, сербские певцы и дирижеры уже дали согласие. Я хочу пригласить солистов, которые были лауреатами фонда Ирины Константиновны еще при ее жизни. Надеюсь, Аскар Абдразаков споет у нас в «Аиде».

Конкурс им. Словцова пройдет с 5 по 11 мая, в нем смогут принять участие певцы до 35 лет. Жюри ожидается весьма представительное – уже то, что мировая оперная звезда меццо-сопрано Фьоренца Коссотто дала согласие быть председателем жюри, говорит само за себя. Приедет Петр Дворский, тенор с мировым именем. Будут солидные призы – от Фонда Ирины Архиповой, приз Козловского – для лучшего тенора, приз Словцова – за исполнение русского романса. Плюс большой приз от театра – постановка спектакля. Конкурс также вольется в очередную «НАНО-оперу». Всем финалистам, кто пожелает, будет предложено принять участие в режиссерских отрывках этого проекта.

Школа для вокалистов

Первая творческая лаборатория молодых вокалистов Siberian Solo прошла в Красноярском театре оперы и балета с 1 по 10 сентября. В лаборатории приняли участие победители российских и международных вокальных конкурсов: солисты театра и студенты старших курсов музыкальных вузов.

Школа для вокалистов

Школа для вокалистов

Молодые талантливые певцы получили возможность перенять творческий опыт выдающихся мастеров и педагогов оперной сцены России и Италии, усовершенствовать свой профессионализм в области вокального и актерского мастерства – как на общих мастер-классах, так и на индивидуальных занятиях. Основным материалом в работе лаборатории стала оперная музыка итальянских композиторов как родоначальников этого высокого искусства.

Команда педагогов на лаборатории подобралась поистине уникальная. Это ведущие солистки Большого театра – народная артистка СССР Маквала Касрашвили и народная артистка России Ирина Долженко, маэстро оперного пения Анатолий Гусев (Милан, Италия), консультант по вокалу и солист Большого театра народный артист России Юрий Статник, оперный режиссер, постановщик трюков в Большом театре, мастер боевых искусств, сценарист Олег Найденышев, режиссер Надежда Столбова, хормейстер Юлия Рогачева (Российская академия музыки им. Гнесиных), дирижер Александр Соловьев (Большой театр).

Творческим итогом Siberian Solo стал гала-концерт участников.

Елена Коновалова 22 октября 2014 г.

Обсуждение

  1. Комментарий будет показан на сайте после проверки модератором

    Какие нужные слова… супер, блестящая фраза


    Эт полезные штуки разныые))кароч прикона заказ дипломов, высшее образование быстро и недорого а также тут купить диплом гознак в москве

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи