Продолжение отчета группы экологов, географов, архитекторов и урбанистов после посещения Красноярска. Часть 1 опубликована ранее.
В литературе обсуждается ряд специфических особенностей социалистического города. Исходя из характеристик Красноярска, проанализируем, насколько данные особенности характерны для города, ограничивают ли они современные рост и развитие, и насколько нынешние проблемы города являются социалистическими по своей природе.
Центр города
Вне зависимости от моно- или полицентрической организации городского пространства
Особое значение центра характерно для любого города, спецификой социалистического города является не столько концентрация
В центре Красноярска сохранились практически все элементы времени торжества социализма — памятники и монументы, площади, парки. Социалистические лозунги замещены на рекламу транснациональных корпораций, количество разнообразных магазинов, кафе, выставочных залов, кинотеатров резко увеличилось, место их расположения диктуется рынком и институтом частной собственности. Еще одним следствием функционирующего рынка является сокращение общественных пространств и зеленых насаждений в центре города. Проблемы устаревшей инженерной инфраструктуры, реновации застроенных территорий приобрели острое выражение в постсоциалистический период. Также остро стоит задача формирования узнаваемого
Общественные пространства
Дисперсное распределение крупных парков и других общественных пространств по всей территории города – от центра до периферии, в противоположность западному городу, в котором общественные пространства, как правило, невелики и практически отсутствуют в центре. В мировой литературе можно встретить утверждение, что
Социалистическое наследие в виде крупных зеленых зон в Красноярске полностью сохранено, также как их запущенность и неухоженность за исключением редких случаев. Местные жители гордятся живописными природными ландшафтами города, в то время как городские власти, архитекторы и планировщики не используют в полной мере это явное преимущество.
Гигантомания
Некоторыми исследователями в качестве особенности социалистического города выделяется масштаб реализуемых проектов. Аргументируя свою позицию, они говорят, что после развала социалистического блока в городах Центральной и Восточной Европы практически не реализовывались крупные градостроительные проекты. Утверждение, что грандиозные проекты являются атрибутом только социалистического города, является спорным. Сокращение строительства крупных объектов после распада социалистической системы, скорее всего, было обусловлено экономическим кризисом. Экономический рост постсоциалистических городов, наблюдающийся в последние годы, привел, в том числе, к реализации значительных архитектурных и строительных проектов.
Красноярск находится в плену идеологии
Промышленные зоны в городе
Крупные промышленные зоны, пронизывающие ткань города от центра к периферии. Авторы многочисленных публикаций, исследующих трансформации постсоциалистических городов, указывают, что в социалистических городах площади индустриальных зон были непропорционально велики по сравнению с западными городами.
Действительно, промышленные зоны в Красноярске занимают 30 % его территории. Проблема реновации и модернизации старых промышленных зон приобрела особую актуальность в постсоциалистический период. В результате деиндустриализации, произошедшей после развала Советского Союза, в Красноярске прекратили свое существование
Проблему старых промышленных зон также затруднительно назвать сугубо социалистической. С ней столкнулись все города, перешагнувшие из индустриальной в постиндустриальную стадию развития. Остроту проблемы старых индустриальных зон в постсоциалистических городах формируют экономический кризис и трансформация производственного сектора, скорость которой быстрее, чем общественные изменения, позволяющие нивелировать ее негативные эффекты.
Высотная застройка на периферии города
Жилые зоны, представленные микрорайонами высокоэтажной крупнопанельной плотной застройкой по периферии города. В противоположность западному городу, который
Современный Красноярск полностью соответствует традиционному социалистическому подходу к строительству крупных жилых микрорайонов с домами высокой этажности и минимальным развитием социальной инфраструктуры. С одной стороны, с проблемой массового строительства вынуждены сталкиваться все быстрорастущие города, с другой – проблема крупных жилых микрорайонов в социалистическом стиле имеет ряд особенностей, преимущественно связанных с низким качеством такого жилья и недостатком учреждений, в функции которых входит обслуживание населения и формирование комфортности социальных условий проживания.
Пригород
В западной литературе обычно отрицается наличие пригородов в социалистическом городе, что не соответствует действительности. Пригородная зона социалистического города носила специфический характер, не имела яркой выраженности и включала сельские поселения и дачные товарищества, которые с ростом города включались в городскую черту, иногда формируя массивы частной индивидуальной деревянной застройки по окраинам, что в полной мере наблюдается в Красноярске.
Типичного для европейских постсоциалистических стран процесса субурбанизации в Красноярске не происходит. В ряде публикаций отмечается, что одним из мощных толчков для субурбанизации
Транспорт
Транспортная инфраструктура социалистического города ориентировалась на общественный транспорт, не предусматривала удобства для передвижения автомобилиста, количество стоянок и парковочных мест было незначительным. Крупные магистрали города формировали его скелет, любая градостроительная деятельность была возможна только внутри
Транспортная проблема является одной из типичных проблем любого современного города, но в постсоциалистических городах приобретает особую остроту, обусловленную административно установленными нормами на число парковочных мест во дворах, пропускную способность улиц и обслуживание общественным транспортом населения. Красноярск, как и многие постсоциалистические города, в полной мере ощущает последствия социалистического подхода к проектированию
Как нам жить дальше?
Красноярск входит в первую десятку российских городов по инвестиционной привлекательности и темпам экономического развития, характеризуется благоприятной демографической ситуацией, обладает значительными ресурсами человеческого потенциала, при этом относится к одному из наиболее загрязненных городов России.
Современный облик Красноярска был сформирован в социалистический период. К наиболее существенным последствиям социалистического периода, влияющим на современное развитие города, следует отнести:
— некомпактность города, так называемая
— существование микрорайонов преимущественно пятиэтажной застройки
— преимущественная застройка жилой зонами крупными микрорайонами с домами высокой этажности в сочетании с недостаточным развитием объектов социальной инфраструктуры. Нехватка мест в дошкольных и школьных учреждениях, объектах здравоохранения в итоге приводят к проявлению коррупционных явлений в обществе, обострению социальных проблем, миграции населения;
— существование вплоть до настоящего времени
— крупные промышленные зоны, занимающие 30 % территории города, значительные площади которых находятся в заброшенном состоянии. Старые промышленные зоны могут стать как дополнительным ресурсом для развития, так его тормозом и ограничением;
— отсутствие
— транспортные проблемы города, связанные с недостаточной пропускной способностью улиц, линейной планировкой дорожной сети, недостаточным количеством парковок, особенно в центре.
Из перечисленных проблем к сугубо
Такие проблемы современного развития как реновация старых промышленных зон, децентрификация центра города, некомпактность и рыхлость градостроительной ткани не являются атрибутом социалистического города и выступают типичными
Для решения проблем современного пространственного развития Красноярска, город нуждается в четко определенной политике развития, как в отношении градостроительного освоения территории, так и в отношении
шикарный материал