Конец нынешнего творческого сезона выдался особенно насыщенным, поэтому часть текстов просто не успела выложить. Исправляю это досадное упущение. Итоги сезона подведу после поездки на фестиваль «МиР Сибири».
«Сказки на всякий случай»
Как я уже писала, детская программа фестиваля «Норильские сезоны», который Фонд Михаила Прохорова провел в Красноярске и окрестных городах уже в четвертый раз, произвела на меня в этом году особенно сильное впечатление. Наверное, потому, что артисты РАМТа (Российского академического молодежного театра) относятся к своим детским сказкам столь же серьезно, как и к взрослому репертуару. А играют их, возможно, с чуть большей степенью раскованности. Это настоящие спектакли для всей семьи, по-своему интересные и детям, и взрослым.
«Сказки на всякий случай»
Если сказка Киплинга «Как кот гулял, где ему вздумается» сделана в РАМТе с минимумом красок, то «Сказки на всякий случай» современного писателя Евгения Клюева отличаются яркой многоцветностью. Но в оформлении они столь же минималистичны, как и «Кот». Камерное пространство сцены художник Лилия Баишева оформила как чердак, куда за ненадобностью (выкинуть жалко, авось когда-нибудь пригодится?) отправили всякое старье – разноцветные половички, сундуки, занавески, прочие ненужные вещи. Во время спектакля с помощью этих вещей разыгрываются поистине удивительные истории. Да и сами названия сказок Клюева уже привлекают внимание. Как вам, например, «Увлекательное путешествие одного чайного пакетика»? Или «Ночной горшок с грустным васильком на боку»? Да, как оказалось, сказку можно придумать и про столь прозаичный предмет! Потому что, когда сильно приспичит, не спасет не очень дорогая ваза, не кастрюля.
«Сказки на всякий случай»
Из сказочного сборника режиссер Владимир Богатырев инсценировал 12 историй – по шесть в каждом акте. Разыгрывают их семь актеров – Татьяна Веселкина, Тарас Епифанцев, Вера Зотова, Алексей Мишаков, Виталий Тимашков, Ульяна Урванцева и Прохор Чеховской. Из собственной пластики, органики и всяческого чердачного тряпья и старья они создают образы животных, птиц, рыб, всевозможных предметов – от уже упомянутого горшка до очень скрипучей двери, плетеного кресла-качалки и лопнувшего мячика. Как и на «Коте», невольно вновь возникла ассоциация с первым курсом театрального института, где актеры учатся всем этим азам своего мастерства и изображают кого угодно с нескрываемым удовольствием. Правда, многие, приходя работать в театр, этот азарт и увлеченность куда-то теряют… Но только не в РАМТе. Искренность артистов передается зрителям, после просмотра спектакля в голове еще долго прокручивается увиденное и услышанное. И как-то особенно отчетливо осознаешь, что каждый из нас действительно волен распорядиться своей жизнью так, как захочет. Можно считать, что твоя жизнь – Увлекательное Путешествие, а можно – что занятие обычное. Это ведь как посмотреть.
Фото из архива РАМТа
А моей внучке этот спектакль не понравился. Ходила с дедом, и досидели только до антракта. Зато пришла в восторг от «Проданного смеха». Но, правда, она его читала уже… Ей 9 лет. Может быть, минимализм для такого возраста, как и история чайного пакетика недостаточно интересны?..
Моя подруга-завлит тоже затруднилась определить, для какого это возраста. Тексты очень метафоричны, возможно, они вообще по-настоящему понятны только взрослым, не каждый ребенок будет в это вникать. Но я видела, как многих детей на этой спектакле завораживали актерские превращения. «Тим Талер» — очень зрелищный, динамичный, там отличное музыкальное оформление, музыка современного большого города. И история понятная, это не сборник сказочных новелл. Так что определить, кому что понравится, очень непросто :) Наверное, нужно смотреть разные спектакли, чтобы понять, кому какой театр ближе. В 20-х числах сентября в ТЮЗе пройдет лаборатория по детской драматургии, приходите с внучкой! )