И последний ретроспективный материал о красноярском фестивале современной драматургии «Драма. Новый код». Фестиваль перешел свой пятилетний порог, его история продолжается.
«ДНК-IV»
Радикализм второго «ДНК» оказался для него переломной вехой, потому что возник естественный вопрос: куда двигаться дальше, как развиваться? Вроде бы всем, чем можно, воображение публики уже потрясли (что особенно отчетливо показала программа «Запретный плод» на третьем «ДНК», самая слабая за историю фестиваля). Расширение фестивальных границ напрашивалось само собой. Что и произошло на четвертом «ДНК» в мае 2011 г., который уже можно было назвать фестивалем современного искусства.
В его программе была не только новая драматургия, но и новая поэзия, и новый кинематограф. В специальной программе «ДНК плюс» свои стихи читали поэты Всеволод Емелин и Валерий Нугатов, фильм «Я тебя люблю» представил один из его авторов, режиссер Александр Расторгуев. В дальнейших программных планах «ДНК» — современный танец, фотография и многое другое, фестиваль становится все более «мультимедийным».
Вечер современной поэзии, Всеволод Емелин
«ДНК» стал в Красноярском крае одним из самых интересных театральных событий, спровоцировал волну творческих лабораторий в других театрах региона. Сразу же с момента своего появления фестиваль привлек внимание многих ведущих театральных экспертов страны, два режиссерских эскиза с третьего «ДНК» стали участниками программы «Маска плюс» национального театрального фестиваля «Золотая Маска – 2011». На четверотом «ДНК» особенно достойно были представлены пьеса Анны Яблонской «Язычники» (режиссер Семен Александровский) и спектакль Канского драмтеатра «Жители города К.» (режиссер Геннадий Тростянецкий). Высокие оценки критиков получил «Малыш» М. Ивашкявичуса в постановке Андрюса Саулюса Даряла (работа стала участником программы «Новая пьеса» во внеконкурсной части «Золотой Маски – 2012» и лауреатом фестиваля «Ново-Сибирский транзит – 2012» в номинации «Новация).
«Бог резни»
Программа четвертого «ДНК» была, пожалуй, самой странной из всех, в ней было все – от откровенного мейнстрима (вроде спектакля «Бог резни» по пьесе Я. Реза, которую критик Елена Ковальская метко охарактеризовала как «Куни для интеллектуалов») до радикализма «Запретного плода» со всеми его составляющими. Это уже упомянутые вечер современной поэзии, показ фильма «Я тебя люблю» и читка трэшево-натуралистической пьесы М. Макдонаха «Безрукий из Спокана». Но в такой эклектике, как считает художественный руководитель фестиваля Олег Рыбкин, есть своеобразие: публика видит разносторонний срез современной драматургии, в которой резкие и провокационные тексты спокойно сосуществуют с пьесами, написанными по классическим канонам. Как, например, новые пьесы Елены Греминой «Братья Ч.» о молодом Чехове, «Его жизнь в искусстве» Михаила Дурненкова (о Станиславском) или «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович – все они прозвучали в последней программе красноярского фестиваля.
«Братья Ч.»
«ДНК» подтянул в край молодых режиссеров – благодаря ему здесь узнали Юрия Муравицкого, Романа Феодори, Германа Грекова, Семена Александровского, Егора Чернышова и др. Сейчас многие из них востребованы не только в театре Пушкина, но в и других театрах региона, а Роман Феодори даже возглавил Красноярский ТЮЗ.
Этот фестиваль вообще привлекает с каждым годом все больше гостей. Помимо постоянных экспертов «ДНК» Кристины Матвиенко, Елены Ковальской, Павла Руднева, Алены Карась и Александра Вислова его столь же постоянным участником стал художественный руководитель «Театра.DOC», режиссер и драматург Михаил Угаров, который проводит здесь драматургический семинар. Пьеса участника семинара молодого красноярского автора Дмитрия Обуховского попала в программу фестиваля «Любимовка – 2011». А сам «Театр.DOC» уже дважды побывал в гостях у «ДНК».
Заинтересовались красноярским фестивалем и драматурги — на четвертом «ДНК» помимо Угарова побывали Михаил Дурненков, Саша Денисова (со спектаклем «Зажги мой огонь») и Ярослава Пулинович. Ожидается, что в дальнейшем их круг еще больше расширится.
«Зажги мой огонь»
А самое главное – благодаря «ДНК» театр на практике убедился, что новая драматургия, еще совсем недавно мало кому в Красноярске известная, интересна не только узкому кругу профессионалов. У фестиваля появилась своя постоянная аудитория, с любопытством воспринимающая все его эксперименты. Постановки, вошедшие в репертуар театра благодаря «ДНК» — «Места и воспоминания» М. Бэцуяку, «Лейтенант с острова Инишмор» М. Макдонаха, «Самый легкий способ бросить курить» М. Дурненкова, — стабильно собирают залы. И хочется надеяться, что таких спектаклей после каждого фестиваля будет появляться все больше.
Обсуждение