21 сентября в Малом зале
Воспользовавшись моментом, расспрашиваю пианиста группы Йохана Буркенеса об их творчестве и о том, как и чем в принципе может жить коллектив, определяемый специалистами таким с одной стороны ёмким, а с другой
— Расскажите, с чего начались Plaistow?
— Началось всё пять лет назад, в Женеве — 2007 год, кажется, июнь месяц это был; тогда у нас появилась группа. Но на самом деле сначала я встретил Сирила, нашего барабанщика — мы познакомились на вечере свободной импровизации, в декабре
Так что, вот так всё и случилось — начали играть с Сирилом, решили завести группу и остановились на формате трио.
— А как вы выбрали название? Что оно для вас означает?
— Ну, Plaistow – это…
— Ну вроде же ещё город есть с таким названием, в Америке
— Да, и ещё район такой в Лондоне. Для Squarepusher — я, правда, точно не знаю, предполагаю только — вдохновением для этого трека стали руины старой станции в Плэйстоу, в Лондоне. У него ещё клип был классный: там такая старая больница, в ней все умерли, и только один робот остался, который продолжает свои функции выполнять. В общем, да, так называется район в Лондоне, и так же называется одна станция метро там. А так уж вышло, что нас ужасно привлекает всё, что связано с метро, сам не знаю, почему – у нас много треков названо именами станций метро.
— Ну, да,
— Это только для русских
— Вы упомянули, что вы вышли из импровизационных кругов.
— Ну как.. не то чтобы прямо вышел, просто на тот момент в них вращался.
— Ага. В музыке Plaistow какое примерно соотношение композиции и импровизации?
— Пятьдесят на пятьдесят. Тут всегда
— Так, дальше у меня довольно большой и важный вопрос…
— А я отвечу – девушки в России ужасно красивые!
— Спасибо, я им передам. Группы вроде вашей – как они вообще живут, чем выживают? С
— Ну да, для нас одной из главных идей всегда было не загонять себя в
Мы считаем, что все эти разделения и границы – тут такая музыка, там сякая – это всё неважно совершенно. Никаких правил на самом деле нет. Главное – играть ту музыку, которую тебе необходимо играть. Играть хорошо, играть часто, много репетировать, заниматься этим постоянно – кстати, у меня Plaistow отнимает практически всё свободное время, никаких других проектов у меня нет. В смысле, даже если бы я и хотел делать
В общем, к вопросу о том, как группе выживать – работать надо, вот и всё. И не бояться пробовать. Мы всегда все наши идеи – как музыкальные, так и деловые – пытаемся
— А что про публику вашу скажете? Кто она?
— О, это очень, очень разные люди. Они отовсюду. Это как с площадками — я говорил, что мы можем играть везде, так же и прийти нас послушать может кто угодно. У нас много разного в музыке намешано, и каждый может найти
— Вы говорили, что Plaistow – ваш основной творческий проект. А является ли он постоянной работой – или это такое творческое хобби, а зарабатывать деньги приходится
— Ну как – вот конкретно сейчас я, кроме как в Plaistow, больше нигде не работаю. Мы разработали специальный
— Но при этом нельзя сказать, что у вас очень коммерческая музыка.
— Это да.
— В зале, в котором вы выступаете здесь – примерно пятьсот мест. Насколько это, скажем так, типичная для вас вместимость?
— Ну, по России мы в таких примерно залах и выступаем. В Швейцарии немножко
— Видимо, приходится достаточно часто играть, чтобы в достаточной степени поддерживать себя?
— Ну, да. Но мы справляемся. Вот сейчас в России у нас тур по десяти городам – а это, между прочим, самый длинный наш тур пока. И при этом мы в Россию уже четвертый раз приезжаем. Наверное,
Вообще, мы давно вывели, что нам, чтобы нормально существовать, нужно играть не меньше сорока концертов в год. К тому же у нас есть и поддержка от государства – в Швейцарии есть программы по поддержке музыкантов, но эти деньги нельзя положить себе в карман, они идут на всякие организационные или продюсерские расходы, альбом записать, организовать тур, всё такое. То есть, да – основная наша работа это давать концерты.
С альбомами у нас с самого начала была политика свободного распространения – все наши пластинки лежат на нашем сайте в свободном доступе. Мне кажется, это отличный инструмент для создания аудитории – бесплатная музыка. Ну, и после концерта альбомы можно продавать, конечно, но это так, больше для людей, чем для нас.
Все, кто читает это интервью, хочу прямо сказать – если вы планируете зарабатывать деньги на распространении записей своей музыки, забудьте об этом, ничего не получится!
Фото Алексея Орешникова
Обсуждение